урок литературного чтения 2 класс УМК Школа 21 века "И. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Высоцкая Татьяна Викторовна

На уроке учащиеся знакомятся с произведением И.Соколова-Микитова "Узоры на снегу". Расширяют свои знания о горностае, зайце, лисе; учатся распознавать следы этих животных друг от друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения30.37 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Тема  урока:  "И. Соколов –Микитов  " Узоры  на  снегу".

Учитель: Т.В. Высоцкая

Цели  урока:  -прививать  любовь  к  природе,  учить  понимать  природу;

                         -работать  над  развитием  выразительной  речи,  мышления,

                         -расширить    кругозор   детей.

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет  пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя  из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование:  учебник  Л.А.Ефросинина « Литературное  чтение 2 класс»,  тетрадь,  запись  на  доске,  цветные  ладошки,  презентация.

                                                          Ход урока:

ӏ Орг. Момент.

Ну, ребята, был звонок.

Начинается урок.

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь!

ӏӏ Актуализация знаний

Начинаем урок литературного чтения.

-Для чего нужны уроки литературного чтения?

- Будем мы внимательны,

  Будем мы старательны,

  Хорошо уметь читать

  Надо обязательно.

-Что значит уметь читать?

-Чтобы научиться хорошо читать, надо правильно произносить звуки.

Проведём речевую разминку:

-Чётко произнесите звуки: Ы, А, О, У, Э, И (слайд)

-А теперь добавьте эмоций Ы – испугайте, А – испугались сами, О- удивились, У- разочаровались, Э-задумались, И- улыбнулись.

-Посмотрите на меня, какой звук я хочу произнести (1, 2 звука).

-Повернитесь друг к другу и загадайте один из звуков друг другу.  Получилось?

-Вспомните, произведения из какого раздела мы с вами читаем? (Снежок порхает, кружится).

-Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми  цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

- Куда мы с вами сейчас перенеслись? ( В зимний лес) (слайд)

- Не эту ли картину вы представили закрытыми глазами?

-Что нас окружает зимой в лесу?

-   Сфотографируйте глазками  слова:     лес   какие из них вы запомнили?

                                           зима    

                                          узоры

                                         следы

  • Назовите  эти  слова?

  • Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

  • Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

ӏӏӏ. Изучение нового.

-Попытайтесь определить тему сегодняшнего урока, опираясь на слова и наш рассказ.

-Откройте страницу учебника 159, прочитайте фамилию автора  и название произведения, с которым мы будем знакомиться.

       -Какова  тему урока.  (слайд)

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы, читая произведение И.Соколова-Микитова?

- (   Какие узоры? Кто нарисовал узоры? Почему автор так назвал произведение?)

-Какие умения вам потребуются, чтобы ответить на вопросы? ( умение слушать, хорошо читать, быть внимательными, работать в паре, в группе)

-Я услышала, что вы сказали и немного добавила своего. У нас получился вот такой план урока:

  • Работа с текстом произведения И.Соколова-Микитова «Следы на снегу».
  • Составление плана.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Предположите:  - о чем будем читать? (о природе зимой)

                             - о каких узорах расскажет автор?

-С какими произведениями Соколова-Микитова мы с вами уже  знакомились? (Зима в лесу)

-Что вам известно о творчестве писателя? (слайд)

- Настоящая фамилия писателя Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции  оказался в эмиграции,  но в 1923 г. вернулся  на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных  жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам.
Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик», «На камушке», «Заря - зареница»  и многие другие, которые знакомят нас, читателей с красочным миром природы. Но это только маленькая часть, остальные книги автора ждут вас в библиотеке.

7. Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Что вас удивило?

- К какому жанру вы бы отнесли данное произведение?

8. Первичное ознакомительное чтение. Работа по учебнику и тетради.

Учебник 1 абзац с.159 

Жужжащее чтение

- Чем покрыта земля? /зачитайте/

- Что это за скатерть?

- Какие слова автор использует для описания снежного покрова земли?

Подчеркните в тетради с. 71 №1

-Пользуясь учебником, подберите слова- признаки к существительным в парах

1 ряд к слову скатерть  

2 ряд к слову сугробы

3 ряд к слову шапки

Проверка 

-Озаглавьте 1-ую часть.   Зима в лесу.

2 абзац.

УПРАЖНЕНИЕ  «БУКСИР»

- Что видят на снежной скатерти охотники?

- Как эти узоры можно назвать по-другому? /прочитайте/

9. Словарная работа

- Как вы понимаете выражение «читать узоры»? (Простой отпечаток следа может многое поведать опытному следопыту и охотнику, он расскажет, какому виду животного он принадлежит, самка это или самец, детеныш или взрослое животное, здоровое оно или больное, вышел он на поиски пищи или возвращается в укромное место.)

- Все следы у зверей одинаковые? А нам  нужно знать их? Зачем?

- Кого мы называем охотниками? /используем словарь/(Охотник - Человек, который занимается охотой; любитель охотиться; тот, кто охотится)

10. Рисование словесной картины

- Как можно озаглавить эту часть?    (Узоры на снегу)

- Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

- Где происходят события?

- Что изобразим на переднем плане?

- Какие краски возьмёте для рисования картины?

- Закройте глазки, (картина на слайде) и посмотрите, как изобразил эту картину  художник.

- Как автор  относится к лесу?

11. Физкультминутка.

- Давайте отправимся в этот зимний лес и сделаем глубокий вдох, насладимся свежестью зимнего воздуха.

Вот  метель  гулять  пустилась,

Сюда  снежинка  прилепилась,

Вот  она  взлетает,  кружится

И на землю тихонечко ложится.  

12. Работа по учебнику. С. 160

3, 4, 5 абзац.

ЧТЕНИЕ «ЦЕПОЧКОЙ И ПАРАМИ»

- Перечислите животных в том порядке, в каком их увидел охотник.

- Чем питается зайчик? (Слайд)

-Что вам известно о зайцах?

В наших лесах встречаются зайцы: беляк и русак. Оба летом одинаковые – серо – бурого цвета. Зимой русак светлеет, а беляк меняет шубу на чисто белую. Зайцы очень пугливы, кормятся только ночью, а днем спят. Заяц очень осторожен, он не пойдет прямо к себе домой, а будет петлять, путать следы. Подпрыгивать, от врагов зайцы уходят кругами. Врагов у зайца много: охотники, волки, собаки, лисицы, совы, орлы.

Заяц норку не роет, он когтями разгребает ямку и там спит, прижав уши к спине. В таком окопчике появляются зайчата.

- За кем охотится горностай?

-Что вам известно об этом животном?

Относительно туловища у животного весьма короткие конечности. Шея достаточно длинная, голова имеет треугольную форму с небольшими ушными раковинами. Длина тела самцов составляет 18-37 см, самки – 9-17 см.  В зимний период шкура горностая имеет белый цвет, ближе к лету верхняя часть тела животного приобретает бурый оттенок, а низ остается таким же. Что касается кончика хвоста, то он независимо от времени года имеет черный цвет.  Горностаи способны нападать не только на мелких грызунов, но и на птиц или пробираться в их гнезда и уничтожать потомство. Также к пищевому рациону хищника можно отнести рыбу. Если выдалось слишком голодное время, и дела животного совсем плохи, то добычей для него становятся лягушки, ящерицы или различные насекомые.

13. Проверка  восприятия.

- Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?

- Могли вы узнать, чьи это следы?

- Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И. Соколова-Микитова?

14. Просмотр презентации «Следы животных на снегу»

- Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

- Следы, каких животных похожи? (лисы и горностая)

- Чем? (В форме цепочки)

- Как шли волки? (след в след)

- Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (собаки)

- А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

16. Отработка навыков чтения.

Работа над выразительностью «Бросок, засечка».

-Давайте ещё раз назовём, каких зверей встретил охотник. Все эти животные обитают на территории нашего округа, но горностай встречается в охраняемых заповедных зонах: "Малая Сосьва" (1976г), Заповедник "Юганский" ( 1992 г), «Васпухольский»   заповедник, заказник «Сорумский», заказник «Сургутский»…

-Зачем нужны такие заповедники?

РАБОТА В ГРУППАХ

1группа - Работа над кроссвордом.

Тетрадь, задание №3.

Впиши названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрась их.

2 группа - Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.

К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.

3 группа – составьте модель обложки к этому произведению.

20. Итог урока.

- Что вы можете сказать о Соколове-Микитове как о писателе?

- Смог бы он написать этот рассказ, не бывая в лесу?

- Что может заставить человека часто бывать в лесу?

Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану

Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

Игра «Незаконченное предложение»

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял …

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Материал урока был мне…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

21. Рефлексия.

-Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

Вот и мы оставили свои следы.

22. Оценивание учащихся.

- Оцените свою работу на уроке.

23. Домашнее задание (дифференцированное):

- Выразительное чтение, пересказ.

- По желанию – сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...