урок литературного чтения 2 класс УМК Школа 21 века "И. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с произведением И.Соколова-Микитова "Узоры на снегу". Расширяют свои знания о горностае, зайце, лисе; учатся распознавать следы этих животных друг от друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "И. Соколов –Микитов " Узоры на снегу".
Учитель: Т.В. Высоцкая
Цели урока: -прививать любовь к природе, учить понимать природу;
-работать над развитием выразительной речи, мышления,
-расширить кругозор детей.
Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные ладошки, презентация.
Ход урока:
ӏ Орг. Момент.
Ну, ребята, был звонок.
Начинается урок.
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь!
ӏӏ Актуализация знаний
- Начинаем урок литературного чтения.
-Для чего нужны уроки литературного чтения?
- Будем мы внимательны,
Будем мы старательны,
Хорошо уметь читать
Надо обязательно.
-Что значит уметь читать?
-Чтобы научиться хорошо читать, надо правильно произносить звуки.
Проведём речевую разминку:
-Чётко произнесите звуки: Ы, А, О, У, Э, И (слайд)
-А теперь добавьте эмоций Ы – испугайте, А – испугались сами, О- удивились, У- разочаровались, Э-задумались, И- улыбнулись.
-Посмотрите на меня, какой звук я хочу произнести (1, 2 звука).
-Повернитесь друг к другу и загадайте один из звуков друг другу. Получилось?
-Вспомните, произведения из какого раздела мы с вами читаем? (Снежок порхает, кружится).
-Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.
- Куда мы с вами сейчас перенеслись? ( В зимний лес) (слайд)
- Не эту ли картину вы представили закрытыми глазами?
-Что нас окружает зимой в лесу?
- Сфотографируйте глазками слова: лес какие из них вы запомнили?
зима
узоры
следы
- Назовите эти слова?
- Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
- Какие узоры можно увидеть на снегу?
ӏӏӏ. Изучение нового.
-Попытайтесь определить тему сегодняшнего урока, опираясь на слова и наш рассказ.
-Откройте страницу учебника 159, прочитайте фамилию автора и название произведения, с которым мы будем знакомиться.
-Какова тему урока. (слайд)
-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы, читая произведение И.Соколова-Микитова?
- ( Какие узоры? Кто нарисовал узоры? Почему автор так назвал произведение?)
-Какие умения вам потребуются, чтобы ответить на вопросы? ( умение слушать, хорошо читать, быть внимательными, работать в паре, в группе)
-Я услышала, что вы сказали и немного добавила своего. У нас получился вот такой план урока:
- Работа с текстом произведения И.Соколова-Микитова «Следы на снегу».
- Составление плана.
- Работа в парах.
- Работа в группах.
Предположите: - о чем будем читать? (о природе зимой)
- о каких узорах расскажет автор?
-С какими произведениями Соколова-Микитова мы с вами уже знакомились? (Зима в лесу)
-Что вам известно о творчестве писателя? (слайд)
- Настоящая фамилия писателя Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».
В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.
Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам.
Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик», «На камушке», «Заря - зареница» и многие другие, которые знакомят нас, читателей с красочным миром природы. Но это только маленькая часть, остальные книги автора ждут вас в библиотеке.
7. Чтение произведения учителем.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Что вас удивило?
- К какому жанру вы бы отнесли данное произведение?
8. Первичное ознакомительное чтение. Работа по учебнику и тетради.
Учебник 1 абзац с.159
Жужжащее чтение
- Чем покрыта земля? /зачитайте/
- Что это за скатерть?
- Какие слова автор использует для описания снежного покрова земли?
Подчеркните в тетради с. 71 №1
-Пользуясь учебником, подберите слова- признаки к существительным в парах
1 ряд к слову скатерть
2 ряд к слову сугробы
3 ряд к слову шапки
Проверка
-Озаглавьте 1-ую часть. Зима в лесу.
2 абзац.
УПРАЖНЕНИЕ «БУКСИР»
- Что видят на снежной скатерти охотники?
- Как эти узоры можно назвать по-другому? /прочитайте/
9. Словарная работа
- Как вы понимаете выражение «читать узоры»? (Простой отпечаток следа может многое поведать опытному следопыту и охотнику, он расскажет, какому виду животного он принадлежит, самка это или самец, детеныш или взрослое животное, здоровое оно или больное, вышел он на поиски пищи или возвращается в укромное место.)
- Все следы у зверей одинаковые? А нам нужно знать их? Зачем?
- Кого мы называем охотниками? /используем словарь/(Охотник - Человек, который занимается охотой; любитель охотиться; тот, кто охотится)
10. Рисование словесной картины
- Как можно озаглавить эту часть? (Узоры на снегу)
- Какую картину вы бы нарисовали к этой части?
- Где происходят события?
- Что изобразим на переднем плане?
- Какие краски возьмёте для рисования картины?
- Закройте глазки, (картина на слайде) и посмотрите, как изобразил эту картину художник.
- Как автор относится к лесу?
11. Физкультминутка.
- Давайте отправимся в этот зимний лес и сделаем глубокий вдох, насладимся свежестью зимнего воздуха.
Вот метель гулять пустилась,
Сюда снежинка прилепилась,
Вот она взлетает, кружится
И на землю тихонечко ложится.
12. Работа по учебнику. С. 160
3, 4, 5 абзац.
ЧТЕНИЕ «ЦЕПОЧКОЙ И ПАРАМИ»
- Перечислите животных в том порядке, в каком их увидел охотник.
- Чем питается зайчик? (Слайд)
-Что вам известно о зайцах?
В наших лесах встречаются зайцы: беляк и русак. Оба летом одинаковые – серо – бурого цвета. Зимой русак светлеет, а беляк меняет шубу на чисто белую. Зайцы очень пугливы, кормятся только ночью, а днем спят. Заяц очень осторожен, он не пойдет прямо к себе домой, а будет петлять, путать следы. Подпрыгивать, от врагов зайцы уходят кругами. Врагов у зайца много: охотники, волки, собаки, лисицы, совы, орлы.
Заяц норку не роет, он когтями разгребает ямку и там спит, прижав уши к спине. В таком окопчике появляются зайчата.
- За кем охотится горностай?
-Что вам известно об этом животном?
Относительно туловища у животного весьма короткие конечности. Шея достаточно длинная, голова имеет треугольную форму с небольшими ушными раковинами. Длина тела самцов составляет 18-37 см, самки – 9-17 см. В зимний период шкура горностая имеет белый цвет, ближе к лету верхняя часть тела животного приобретает бурый оттенок, а низ остается таким же. Что касается кончика хвоста, то он независимо от времени года имеет черный цвет. Горностаи способны нападать не только на мелких грызунов, но и на птиц или пробираться в их гнезда и уничтожать потомство. Также к пищевому рациону хищника можно отнести рыбу. Если выдалось слишком голодное время, и дела животного совсем плохи, то добычей для него становятся лягушки, ящерицы или различные насекомые.
13. Проверка восприятия.
- Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?
- Могли вы узнать, чьи это следы?
- Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И. Соколова-Микитова?
14. Просмотр презентации «Следы животных на снегу»
- Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
- Следы, каких животных похожи? (лисы и горностая)
- Чем? (В форме цепочки)
- Как шли волки? (след в след)
- Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (собаки)
- А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
16. Отработка навыков чтения.
Работа над выразительностью «Бросок, засечка».
-Давайте ещё раз назовём, каких зверей встретил охотник. Все эти животные обитают на территории нашего округа, но горностай встречается в охраняемых заповедных зонах: "Малая Сосьва" (1976г), Заповедник "Юганский" ( 1992 г), «Васпухольский» заповедник, заказник «Сорумский», заказник «Сургутский»…
-Зачем нужны такие заповедники?
РАБОТА В ГРУППАХ
1группа - Работа над кроссвордом.
Тетрадь, задание №3.
Впиши названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрась их.
2 группа - Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.
К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
3 группа – составьте модель обложки к этому произведению.
20. Итог урока.
- Что вы можете сказать о Соколове-Микитове как о писателе?
- Смог бы он написать этот рассказ, не бывая в лесу?
- Что может заставить человека часто бывать в лесу?
Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану
Сергеевичу написать такие замечательные произведения.
Игра «Незаконченное предложение»
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял …
Теперь я могу…
Я выполнял задания…
Материал урока был мне…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
21. Рефлексия.
-Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?
У каждого на столе несколько ладошек.
Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.
Вот и мы оставили свои следы.
22. Оценивание учащихся.
- Оцените свою работу на уроке.
23. Домашнее задание (дифференцированное):
- Выразительное чтение, пересказ.
- По желанию – сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-277090-1382976008.jpg)
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-277090-1382976008.jpg)
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293301-1378737204.jpg)
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-875559-1484657160.jpg)
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-333097-1383631647.jpg)
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-221971-1366196557.jpg)
«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-546796-1443348447.jpg)
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...