Урок обучения грамоте «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)
Интегрированный урок по обучению грамоте и знакомство с шахматами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl._znakomstvo_s_bukvoy_sh_shahmaty.docx | 433.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Т.Д.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г.Лениногорска РТ
Интегрированный урок по обучению грамоте и знакомство с шахматами.
УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф Виноградовой
Учебный предмет: литературное чтение. 1 класс
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: «Букварь» Л. Е. Журова,
А. О. Евдокимова
Тема урока: «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами»
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по изучению буквы Ш; отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах, обогащать словарный запас учащихся; создать условия для формирования УУД:
1) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения,
2) регулятивных: планирование, контроль, коррекция деятельности, умение вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, способность к мобилизации сил и энергии;
3)коммуникативных: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета данного предмета;
4) личностных: – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, воспринимать речь учителя (одноклассников), выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование урока:
- Для фронтальной работы: образец буквы, презентация «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами».
- Для каждого ученика: фишки, учебник «Букварь», веер, листочки для написания буквы Ш, пластилин и дощечка, салфетка.
- Для парной или групповой работы: карточки с вопросами.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | Подготовка класса к работе: -Давайте улыбнёмся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Научит самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, выявлять проблемы и искать способы их решения. | Хором: -Прозвенел звонок, | Личностные: самоопределение; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Повторение звуков, букв, изученных на уроках чтения. Создание ситуации затруднения. | По иллюстрациям на слайдах выделяют первый звук, называют изученную букву и звук: (Дом -[д], диван -[д'], бык - [б], бегемот - [б'], …. шар -[?].. Называют звук [ш]. Букву ш не изучали. | |
3.Постановка учебной задачи | Помогает определить тему урока и цели. Организует работу обучающихся. Игра «Отвечать на вопросы словами на букву Ш» Однажды букве Ш стали задавать вопросы, а она на них отвечала: -Кем ты хочешь стать? -Что ты носишь зимой? -Твоя любимая цифра? -Во что ты любишь играть? -Что ты любишь кушать? | а)Определяют тему урока (Знакомство с буквой Ш) и цели (изучить звук [ш] и научиться читать слоги и слова с буквой ш). Дети подбирают слова на букву ш: Шофёром Шарф, шапку Шесть Шашки, шахматы Шоколад | Регулятивные: целеполагание; Познавательные : постановка вопросов; Логические: формулирование проблемы Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации. -Назовите слова, в которых живет буква Ш: в начале слова (шкаф, шарф, шар, школа). А в середине? (кашка, кошка). А в конце слова? (ковш) По букварю с.125 Звуковой анализ слов «груша», «катушка» на основе моделей; чтение их по слогам и орфоэпически. | а)Подбирают слова с буквой ш. Читают слова кружка, ёж и выясняют, что звуки -[ж] и [ш] парные. б)Конструируют букву ш из пластилина на дощечке. Пишут печатные буквы Ш (ш) на карточке. в)Соотносят звуковую форму слов с буквенной. Заменяют фишки в моделях слов буквами. Считают сколько всего букв в этих словах. | |
Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использование двух приёмов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. жар – шар каша - каска Выяснение особенностей звука [ш] – согласный парный глухой, непарный твёрдый. - Какие еще парные согласные вы знаете? | Читают слоги: ша-шо-шу-ше-ши. Определяют, что звук [ш] не имеет мягкой пары. Анализируя ситуацию, дети должны постараться выполнить чтение по слогам, а затем орфоэпически. Называют парные согласные: Ж-Ш, Б-П, З-С, Г-К, В-Ф, Д-Т. | ||
5. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. стр. 126 Игры «Найди слово» Поставить учебную задачу перед каждой группой. Организовать проверку. | Работа в группах: 1 группа – найди слово в слове ( шарф, шутка, машина). 2 группа – Соедини слоги так, чтобы получились слова ( дру – жу, ды – шу, ле – жу, про – шу…) 3 группа – составить и прочитать слова, найти слово, в котором больше слогов, чем в других. ( Са –ша… ма-лы-ши) 4 группа: - Прочитай новые слова, меняя одну букву. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. Личностные: самоопределение |
Физминутка. (комплекс упражнений). Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. | |||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация деятельности по применению новых знаний. Чтение заданий на доске и их выполнение: Прочитай текст на стр.127 найди и подчеркни предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка. Работа с текстом, стр.127 – 128 «Что вы знаете о йогах» Помоги учителю прочитать текст и придумай вопросы для одноклассников. | Работа с текстом Читая текст, дети подчёркивают предложение: «Пушинка катала по комнате бабушкины катушки». Как называлась книга, которую мышонок нашёл в саду? Какие картинки были в этой книге? Какое решение принял Мыша? Почему он решил подкинуть книгу коту? | Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
7.Игровая деятельность. Живые шахматы | Учитель: Сегодня мы поиграем в игру «Живые шахматы». Узнаем названия фигур и их расположение на доске. С чего же мы начнём? Со знакомства с этой древней игрой. ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю». Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор. Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны. Ученик 1: Перед вами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и чёрных клеток. (Приложение 1). Всего на доске их 64 — 32 белых и 32 чёрных. По краям доски сверху и снизу латинские буквы, а справа и слева цифры. Ученик 2: Как правильно поставить шахматную доску? Тебе надо запомнить одно важное правило: поле а1 должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета. Ученик 3: В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек. (Приложение 2) Одновременно с рассказом учителя и выступлением детей, знающих и умеющих играть в шахматы, идёт демонстрация на экране изображений шахматных фигур. Учитель: Давайте прочтём все названия шахматных фигур, постараемся их запомнить, разделим слова на слоги, поставим ударение. Ко-роль слон ла-дья Ферзь конь пе-шка Ученик 4: Как располагаются фигуры на шахматной доске? Посмотрим на схему и внимательно изучим. (Приложение 3) Затем каждый получает фигурку и встаёт на своё поле. У нас на площадке расчерчена шахматная доска. Занимайте свои позиции. Каждый ученик участвует в игре, запоминает названия фигур и их расположение. Затем садятся все за парту, получают карточку (Приложение 4) и заполняют её буквами: Кр-король, Ф-ферзь, С-слон, К-конь, Л-ладья, п-пешка. | ||
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Что нового вы узнали на уроке? Какое правило, мы с вами вывели? Чему вы научились сегодня? - Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо потрудились. | Звук [ш] не имеет мягкой пары. Названия шахматных фигур и их расположение на доске. Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов. Доволен своей работой на уроке – жёлтый весёлый смайлик. Не доволен – зелёный грустный смайлик. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Литература:
1. "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Приложение 1. Шахматная доска.
Приложение 2. Шахматные фигуры.
Приложение 3. Расстановка фигур.
Приложение 4. Для индивидуальной работы (закрепления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"
Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Сс"
Здесь размещены материал урок русского языка в 1 классе...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х".
Предлагаю разработку урока обучения грамоте в 1-м классе, на котором учащиеся знакомятся с буквой "Х". Урок построен с использованием методики природосообразного развития....
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Д, д"
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой У, у"("Начальная школа XXIвека")
Конспект урока с использованием интерактивной доски....
Урок обучения грамоте. Знакомство с буквой Р.
Урок обучения грамоте. Предназначен для учителей начальных классов, 1 класс. Урок разработан в сответствии с новыми стандартами. прописаны все УУД. Включена зрительная физминутка и электронный букварь...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...