рабочая программа 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Трапезникова Наталья Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества А.В.Беляева

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

Протокол №  

от «  »  августа  2020г.                                                                                    

Приказ №

от  « » августа  2020г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН ГОД

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

литературное чтение, авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.

Трапезниковой Н.А., учителем начальных классов

г. Оха

2020 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач обучения и воспитания:

  • Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям на основе художественных произведений, духовно – нравственного и эстетического содержания, активно влияющих на чувства, сознание и волю читателя. Ориентировать на моральные нормы, развивать у младших школьников умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Формировать навыки доброжелательного сотрудничества.
  • Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности учащихся, умение ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
  •  Формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
  • Формировать читательскую компетентность, помогающую младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
  • Развивать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимать прочитанные и прослушанные произведения, уметь самостоятельно выбрать и оценить. Чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно – следственных связей, построения рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
  • Развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

      В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

 

Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 41 час (4 ч в неделю, 10 учебных недель, один час )

1. ВВОДНЫЙ УРОК

1.1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

2. ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ

     2.1 - 2.7  Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным

  1. СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ

      3.1 - 3.7 Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора

  1. АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!

    4.1 - 4.6  Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе

  1. И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ

      5.1 - 5.6 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой

  1. Я И МОИ ДРУЗЬЯ

     6.1 - 6.8  Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми

  1. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

    7.1 - 7.5 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

     1. Административная диагностическая работа (апрель)

     2. Итоговая комплексная работа (май)

     

     Произведения для заучивания наизусть:

  1. Русские народные песенки, потешки, стишки – 2 произведения на выбор
  2. Стихи о весне – 2 произведения на выбор
  3. К. Чуковский, О. Дриз, О. Григорьев – 1 произведение на выбор
  4. К. Чуковский «Телефон» (отрывок)
  5. Ю. Энтин «Про дружбу»

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

Сроки проведения

Примечание

план

факт

ВВОДНЫЙ УРОК (1 час)

1

1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению

01.03-04.03

ЖИЛИ - БЫЛИ БУКВЫ (7 часов)

2

2.1

В. Данько «Загадочные буквы»

01.03-04.03

3

2.2

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

09.03-11.03

4

2.3

С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему “А” поётся, а “Б” нет»

09.03-11.03

5

2.4

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,  И. Гамазкова «Кто как кричит?»

09.03-11.03

6

2.5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

15.03-18.03

7

2.6

Из старинных книг

15.03-18.03

8

2.7

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

15.03-18.03

СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ (10 часов)

9

3.1

Сказки авторские и народные

15.03-18.03

10

3.2

Е. Чарушин «Теремок»

22.03-25.03

11

3.3

Русская народная сказка «Рукавичка»

22.03-25.03

12

3.4

Загадки, песенки*

22.03-25.03

13

3.5

Русские народные потешки.

22.03-25.03

14

3.6

Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»*

05.04-08.04

15

3.7

Александр Сергеевич Пушкин

05.04-08.04

16

3.8

Русская народная сказка «Петух и собака»

05.04-08.04

17

3.9

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

05.04-08.04

18

3.10

Обобщение по разделу. Узнай сказку»

12.04-15.04

АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ! (6 часов)

19

4.1

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»*

12.04-15.04

20

4.2

Т. Белозеров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель»*

12.04-15.04

21

4.3

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой

12.04-15.04

19

4.4

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа.

Произведения из старинных книг

12.04-15.04

22

4.5

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

19.04-22.04

23

4.6

Административная диагностическая  работа 

19.04-22.04

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ (6 часов)

24

5.1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

19.04-22.04

25

5.2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

19.04-22.04

26

5.3

К. Чуковский «Федотка»,

О. Дриз «Привет»,

О. Григорьев «Стук»*

26.04-29.04

27

5.4

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»*

26.04-29.04

28

5.5

М. Пляцковский «Помощник»

26.04-29.04

29

5.6

Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

26.04-29.04

Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов)

30

6.1

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»

03.05-06.05

31

6.2

В. Орлов «Кто первый?»,

С. Михалков «Бараны»

03.05-06.05

32

6.3

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»

03.05-06.05

33

6.4

С. Маршак «Хороший день»

03.05-06.05

34

6.5

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,

Ю. Энтин «Про дружбу»*

10.05-13.05

35

6.6

Итоговая комплексная работа 

10.05-13.05

36

6.7

Из старинных книг.

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

10.05-13.05

37

6.8

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

10.05-13.05

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (7 часов)

38

6.1

С. Михалков «Трезор»,

Р. Сеф «Кто любит собак…»

17.05-20.05

39

6.2

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

И. Токмакова «Купите собаку»

17.05-20.05

40

6.3

М. Пляцковский «Цап Царапыч»,

 Г. Сапгир «Кошка»

17.05-20.05

41

6.4

В. Берестов «Лягушата»,

В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

17.05-20.05

42

6.5

Д. Хармс «Храбрый ёж»,

Н. Сладков «Лисица и Ёж»

43

6.6

С. Аксаков «Гнездо»

24.05-27.05

44

6.7

Обобщающий раздел по разделу «О братьях наших меньших»

24.05-27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...