рабочая программа 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества А.В.Беляева
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № от « » августа 2020г. | Приказ № от « » августа 2020г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
литературное чтение, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Трапезниковой Н.А., учителем начальных классов
г. Оха
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач обучения и воспитания:
- Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям на основе художественных произведений, духовно – нравственного и эстетического содержания, активно влияющих на чувства, сознание и волю читателя. Ориентировать на моральные нормы, развивать у младших школьников умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Формировать навыки доброжелательного сотрудничества.
- Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности учащихся, умение ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- Формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Формировать читательскую компетентность, помогающую младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
- Развивать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимать прочитанные и прослушанные произведения, уметь самостоятельно выбрать и оценить. Чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно – следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
- Развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 41 час (4 ч в неделю, 10 учебных недель, один час )
1. ВВОДНЫЙ УРОК
1.1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
2. ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
2.1 - 2.7 Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным
- СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ
3.1 - 3.7 Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора
- АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!
4.1 - 4.6 Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе
- И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
5.1 - 5.6 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой
- Я И МОИ ДРУЗЬЯ
6.1 - 6.8 Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
7.1 - 7.5 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
1. Административная диагностическая работа (апрель)
2. Итоговая комплексная работа (май)
Произведения для заучивания наизусть:
- Русские народные песенки, потешки, стишки – 2 произведения на выбор
- Стихи о весне – 2 произведения на выбор
- К. Чуковский, О. Дриз, О. Григорьев – 1 произведение на выбор
- К. Чуковский «Телефон» (отрывок)
- Ю. Энтин «Про дружбу»
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание | Сроки проведения | Примечание | ||
план | факт | |||||
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) | ||||||
1 | 1.1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 01.03-04.03 | |||
ЖИЛИ - БЫЛИ БУКВЫ (7 часов) | ||||||
2 | 2.1 | В. Данько «Загадочные буквы» | 01.03-04.03 | |||
3 | 2.2 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"» | 09.03-11.03 | |||
4 | 2.3 | С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему “А” поётся, а “Б” нет» | 09.03-11.03 | |||
5 | 2.4 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 09.03-11.03 | |||
6 | 2.5 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 15.03-18.03 | |||
7 | 2.6 | Из старинных книг | 15.03-18.03 | |||
8 | 2.7 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» | 15.03-18.03 | |||
СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ (10 часов) | ||||||
9 | 3.1 | Сказки авторские и народные | 15.03-18.03 | |||
10 | 3.2 | Е. Чарушин «Теремок» | 22.03-25.03 | |||
11 | 3.3 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 22.03-25.03 | |||
12 | 3.4 | Загадки, песенки* | 22.03-25.03 | |||
13 | 3.5 | Русские народные потешки. | 22.03-25.03 | |||
14 | 3.6 | Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»* | 05.04-08.04 | |||
15 | 3.7 | Александр Сергеевич Пушкин | 05.04-08.04 | |||
16 | 3.8 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 05.04-08.04 | |||
17 | 3.9 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» | 05.04-08.04 | |||
18 | 3.10 | Обобщение по разделу. Узнай сказку» | 12.04-15.04 | |||
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ! (6 часов) | ||||||
19 | 4.1 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»* | 12.04-15.04 | |||
20 | 4.2 | Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»* | 12.04-15.04 | |||
21 | 4.3 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой | 12.04-15.04 | |||
19 | 4.4 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | 12.04-15.04 | |||
22 | 4.5 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» | 19.04-22.04 | |||
23 | 4.6 | Административная диагностическая работа | 19.04-22.04 | |||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ (6 часов) | ||||||
24 | 5.1 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» | 19.04-22.04 | |||
25 | 5.2 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | 19.04-22.04 | |||
26 | 5.3 | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»* | 26.04-29.04 | |||
27 | 5.4 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»* | 26.04-29.04 | |||
28 | 5.5 | М. Пляцковский «Помощник» | 26.04-29.04 | |||
29 | 5.6 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 26.04-29.04 | |||
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов) | ||||||
30 | 6.1 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» | 03.05-06.05 | |||
31 | 6.2 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» | 03.05-06.05 | |||
32 | 6.3 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» | 03.05-06.05 | |||
33 | 6.4 | С. Маршак «Хороший день» | 03.05-06.05 | |||
34 | 6.5 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»* | 10.05-13.05 | |||
35 | 6.6 | Итоговая комплексная работа | 10.05-13.05 | |||
36 | 6.7 | Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | 10.05-13.05 | |||
37 | 6.8 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» | 10.05-13.05 | |||
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (7 часов) | ||||||
38 | 6.1 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | 17.05-20.05 | |||
39 | 6.2 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | 17.05-20.05 | |||
40 | 6.3 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | 17.05-20.05 | |||
41 | 6.4 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» | 17.05-20.05 | |||
42 | 6.5 | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж» | ||||
43 | 6.6 | С. Аксаков «Гнездо» | 24.05-27.05 | |||
44 | 6.7 | Обобщающий раздел по разделу «О братьях наших меньших» | 24.05-27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...