Л.Н. Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного представления об основной идее произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России" | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Прыжок»
Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного представления об основной идее произведения.
Задачи: создать условия для ознакомления с рассказом-былью «Прыжок» Л.Н. Толстого; способствовать развитию уровня читательской компетентности, общего речевого развития; укреплению и развитию эмоционально – волевой сферы; содействовать воспитанию уверенности в своих силах, привитию интереса к чтению произведений Н.Толстого.
Планируемые результаты
Предметные: проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; дают нравственную оценку поступкам героев; составляют план рассказа, выделяют главное в тексте; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией.
Метапредметные:
познавательные: овладевают умением смыслового восприятия; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, рассуждения; выделяют существенную информацию из текста;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
коммуникативные: осуществляют коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» для 3 класса (Ч.1), аудиозапись произведения Л.Н.Толстого «Прыжок», презентация, проектор, компьютер, дидактический материал для работы в паре.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Ход урока:
I Организационный момент.
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны). (Этими словами дети приветствуют гостей урока)
Мы спокойны, добры, приветливы - мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть ноябрьского дня. Выдохните вчерашнюю злость, обиду - забудьте про неё. Я желаю вам бережного отношения друг к другу.
Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
-Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…
II Подготовка к основной учебно-познавательной деятельности.
Какие ставим перед собой задачи на уроках чтения?
-Научиться читать бегло, грамотно, выразительно;
-учиться мыслить, выражать своё мнение; -развивать речь, память, мышление.
- Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто его автор? Давайте вспомним, что вы знаете о Толстом? Какие произведения этого автора вы знаете?
III Проверка домашнего задания.
- Понравился ли вам этот рассказ Акула? Чем? Проверяем знание текста.
3. Работа в тетрадях. Тест.
1.Как мальчики оказались в открытом море?
О. Они упали в воду с корабля.
П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
В. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
Ж. Его сковал страх за детей, за сына.
З. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?
О. Визг одного из мальчиков.
П. Крики матросов.
6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.
- Ребята, если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас назовете название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться.
IV Подготовительная работа перед чтением художественного текста.
1. Ребята, рассмотрите иллюстрацию на экране. - Предположите, о чём может быть этот рассказ? (ответы учащихся; вывод – точно сказать не можем, прыжок бывает разный – спортивный прыжок, прыжок через скакалку и т.п.) Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.) А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.) Покажите прыжок.
2. Речевая разминка
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.( а сколько это дней?)
- Прочитайте про себя. тихо. громко с восклицательной интонацией. вопросительной интонацией.
3. Валеологическая пауза для улучшения слуха.
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь )
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите три раза.
4. Целеполагание
Какие цели поставим на данном этапе урока? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).
Читать текст выразительно, без ошибок.
Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?
Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.
Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.
5. Введение в тему.
Можно ли предположить, что прыжок, о котором пойдёт речь, имеет очень важное, даже решающее значение? (да, ведь писатель именно так назвал свой рассказ, значит, для писателя это очень важно)
- Сегодня нужно постараться читать осмысленно и прочувствовать ту историю, которая описана в рассказе Л.Н.Толстого.
Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев
Можно ли предположить, что прыжок, о котором пойдёт речь, имеет очень важное, даже решающее значение? (да, ведь писатель именно так назвал свой рассказ, значит, для писателя это очень важно)
6. Словарная работа.
- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.
Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина - около полутора метров.
V Первичное знакомство с текстом.
- А сейчас мы прослушаем и посмотрим диафильм «Прыжок». Слушаем и смотрим внимательно.
-1.Беседа после первичного чтения
– Где происходит действие рассказа? – На корабле.
– Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками
VI ФИЗМИНУТКА (Мартышки)
VII Повторное чтение по частям. Анализ каждой части.
- Прочитаем каждую смысловую часть, озаглавим и выберем слова, которые показывают наши чувства при чтении каждой части были. На партах лежат карточки для записи плана, также можете пользоваться словарем чувств.
Чтение 1 части (учитель читает вслух)
ИСПОЛЬЗУЕМ КУБИК БЛУМА
НАЗОВИ где происходят действия? (События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой). Объясни фразу «Ещё больше расходилась»
НАЗОВИ в тексте слова, которые описывают действие обезьянки
ПРИДУМАЙ как можно озаглавить 1 часть?
- Скажите, почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).
- Какое настроение у собравшихся?
-ПРЕДПОЛОЖИ Откуда на корабле обезьяна? (Возможно, взяли в одной из жарких стран для забавы). НАЗОВИ слова, которые передают поведение обезьяны? (Вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, расходилась).
Чтение 2 части (жужжащее чтение)
Продолжим чтение до ... и делала ему рожи самостоятельно вполголоса. Поделись, какие слова описывают действия обезьяны. (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, дразнила, делала рожи…)
-Выберите из текста слова, которые описывают поведение обезьяны во время проказ. (Подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила).
-Что узнали о мальчике? (12 – летний сын капитана, подросток, он ощущает свою социальную роль).
- Каковы действия мальчика, когда обезьяна сорвала с него шляпу? (замешательство)
- Как озаглавим вторую часть?
- Отметим настроение.
Чтение 3 части учащимися по цепочке.
- Продолжаем дальше читать по цепочке до слов … как выпустить из рук верёвку и мачту.
-Найдите слова, которые помогают представить, что же делал мальчик, когда пытался догнать обезьяну? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал).
- Осознавал ли мальчик свои действия, когда бросился за обезьяной? (Нет. Бросился, взобрался - эти слова обозначают быстрые действия. Мальчик действовал необдуманно).
- Как реагировали люди, наблюдая за погоней?
-Озаглавим часть, отметим настроение.
Чтение 4 части сильными учащимися до … глянул вниз и зашатался.
- Где продолжает развиваться погоня? (На перекладине).
- При помощи каких слов мы можем увидеть растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет»).
- Можно ли сказать, что обезьяна виновата в том, что с мальчиком могло произойти несчастье? (Нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой).
Чтение 5 части по ролям до … размахнулся головой вниз и прыгнул.
- Скажите, когда вам стало страшно в рассказе? (Когда отец хотел выстрелить в сына).
- Как вы считаете, опасен ли прыжок с корабля для сына? (Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт).
Чтение 6 части самостоятельно до конца
- Ваше мнение, 40 секунд это много или мало? (Для всех и для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).
-Объясните, почему плакал капитан? (Испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).
-Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.)
- Сделаем вывод. Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.
-Какой момент в рассказе самый напряжённый? (Прыжок)
-Почему вы так считаете? (Задумываешься, что будет дальше с мальчиком)
-Назовите главных героев были? (Мальчик, отец, обезьяна - причина)
- Ответим на наш проблемный вопрос: «Кто был виноват в этой опасной ситуации?» (Мальчик)- А как бы поступили вы?
-Что хотел автор сказать читателям этим произведением? (Этот рассказ учит тому, что страх преодолеть нелегко. Прыжок спасает мальчика от смерти. Можно сказать, что это храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность.)
- Подумаем и определим, какова же главная мысль рассказа-были? (1.Не совершать горячих поступков, необдуманных действий, не идти на поводу. Нужно учиться управлять своими эмоциями.2.Иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду,…… то он упал на палубу и разбился).
Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
1.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
2. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына
VIII Рефлексия учебной деятельности.
- Кто сегодня на уроке работал: засучив рукава, клевал носом, хлопал ушами, бил баклуши, воды в рот набрал, не прятался за чужую спину?
-Молодцы! Сегодня я увидела думающих, активных учащихся, которые старались и выполняли задания верно.
IX Домашнее задание: -Кто сможет, напишите окончание этого рассказа.
- Кто сможет, нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
- Кто хочет, подготовьте подробный пересказ понравившейся части.
И для всех : Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.