Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс) Конспект урока литературного чтения по теме: Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс)
Конспект урока литературного чтения по теме:
Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка», создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать виды сказок и их отличительные особенности;
- знать названия сказок народов России, главных героев;
- уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.
Личностные результаты:
∙ развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
∙ развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
∙ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
∙ учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
∙ развитие умения слушать и понимать речь других;
∙ оформление своих мыслей в устной форме;
∙ умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)
Блиц-опрос
–Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)
– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)
– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)
– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)
Игра «В гостях у сказки» (презентация)
– Сейчас мы немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предожению из произведения.
- «Сестрица Аленушка, я пить хочу!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);
- «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»
(«Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);
- «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»
(«Зимовье», русская народная сказка)
- «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»
(«У страха глаза велики», русская народная сказка).
- «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»
(«Лиса и журавль», русская народная сказка)
- «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»
(«Айога», нанайская народная сказка)
– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)
– Какая сказка в викторине не является русской? («Айога»)
– Какой народ ее сочинил? (нанайский)
Учитель.
– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.
– Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.
3. Подготовка к восприятию. Целеполагание.
Обращение к презентации
Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
– Ребята, а какие народы живут в тундре?
– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
– Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?
– Какова цель нашего урока?
Работа над иллюстрацией
– Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.
– Кого вы видите на рисунке?
– Где происходят события?
– Как вы думаете, как называется сказка?
– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)
– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…)
– Кто из вас видел кукушку? Слышал?
– Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.
1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.
3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
ФИЗМИНУТКА
4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
- самостоятельное чтение сказки
- первичное восприятие сказки
– О ком сказка, кто главные герои?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– Почему так названа эта сказка?
- словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)
чум, малица, напёрсток
- чтение сказки по цепочке
- работа по содержанию сказки (коллективная работа)
-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность или неточность утверждений:
– мать не любила своих детей;
– мать хотела птицею долететь до воды;
– матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
– Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
– Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)
-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
(Сожаление, страх)
– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться.)
– Работа в парах «Собери пословицу»
– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.
У одних пар получается такая пословица:
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
У других пар получается такая пословица:
При солнышке светло, при матери добро.
– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл…
– Можно ли сказать, что сказка «Кукушка «является легендой о птице – кукушке?
5. Рефлексия. Итог урока.
Закончи предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Она заставила меня задуматься о (об)….
Сказка меня научила….
Мне на уроке понравилось…
Я испытывал затруднения в...
6. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
презентация к уроку литературного чтения по теме "Гуманизм сказки С. Козлова "Правда мы будем всегда?"
В презентации портрет С.Козлова, речевая разминка, задания для выборочного чтения, вопросы о героях сказки...
Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, т...
Презентация к уроку литературного чтения на тему :Белорусская сказка "Лёгкий хлеб".
Белорусская сказка "Лёгкий хлеб"....
Урок литературного чтения по теме "Белорусская сказка "Пых""
Тема урока: Белорусская сказка «Пых»Тип урока: урок получения новых знанийЦель урока: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой, учить осмысливать содержание текста; развив...
Урок литературного чтения на тему "Докучные сказки"
Комбинированный урок-игра ("Веселые ребячьи посиделки") с элементами литературного творчества. Внеклассное чтение, русский фольклор, 2 класс...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...