Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс) Конспект урока литературного чтения по теме:  Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс)

Конспект урока литературного чтения по теме:

Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка», создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать виды сказок и их отличительные особенности;
  • знать названия сказок народов России, главных героев;
  • уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.

Личностные результаты:

         развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

         развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

         формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

         учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;

         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

         находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

         развитие умения слушать и понимать речь других; 

         оформление своих мыслей в устной форме;

         умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД: 

         определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;

         учиться работать по предложенному учителем плану.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

     Прозвенел звонок веселый,

     Мы начать урок готовы.

     Будем слушать, рассуждать

     И друг другу помогать.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)

Блиц-опрос

Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)

– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)

– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)

– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)

Игра «В гостях у сказки» (презентация)

– Сейчас мы  немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предожению из произведения.

  • «Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);

  • «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»

      («Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);

  • «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»

 («Зимовье», русская народная сказка)

  • «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»

У страха глаза велики», русская народная сказка).

  •  «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»

       («Лиса и журавль», русская народная сказка)

  • «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»

      («Айога», нанайская народная сказка)

– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)

Какая сказка в викторине не является русской?  («Айога»)

– Какой народ ее сочинил? (нанайский)

Учитель.

– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.

 – Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.

 3. Подготовка к восприятию. Целеполагание.

  Обращение к презентации

 Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

 

– Ребята, а какие народы живут в тундре?

– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.

  Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. 

 Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

– Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?

– Какова цель нашего урока?

Работа над иллюстрацией

Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.

– Кого вы видите на рисунке?

– Где происходят события?

– Как вы думаете, как называется сказка?

– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…)

 – Кто из вас видел кукушку? Слышал?

– Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.

 

1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

 2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

 3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

 ФИЗМИНУТКА

 4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

  • самостоятельное чтение сказки
  • первичное восприятие сказки

– О ком сказка, кто главные герои?

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

– Почему так названа эта сказка?

  • словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)

чум, малица, напёрсток

  • чтение сказки по цепочке
  • работа по содержанию сказки (коллективная работа)

-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность   или неточность утверждений:

–  мать не любила своих детей;

–  мать хотела птицею долететь до воды;

– матери   было   тяжело   видеть, что   ее   дети   растут   черствыми   и   равнодушными;

–  Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

–  Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)

-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  (Сожаление, страх)

– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться.)

 – Работа в парах «Собери пословицу»

– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

У одних пар получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

У других пар получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл…

– Можно ли сказать, что сказка «Кукушка «является легендой о птице – кукушке?

 5. Рефлексия. Итог урока.

 Закончи предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила….

Мне на уроке понравилось…

Я испытывал затруднения в...

 6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

презентация к уроку литературного чтения по теме "Гуманизм сказки С. Козлова "Правда мы будем всегда?"

В презентации портрет С.Козлова, речевая разминка, задания для выборочного чтения, вопросы о героях сказки...

Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».

Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чте­ния слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фо­нематического  слуха, т...

Урок литературного чтения по теме "Белорусская сказка "Пых""

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»Тип урока: урок получения новых знанийЦель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста; развив...

Урок литературного чтения на тему "Докучные сказки"

Комбинированный урок-игра ("Веселые ребячьи посиделки") с элементами литературного творчества. Внеклассное чтение, русский фольклор, 2 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...