Проектная деятельность
методическая разработка по чтению

Прокопьева Лидия Игоревна

Эффективность проектной деятельности на уроках литературного чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Методическая разработка «Эффективность проектной деятельности на уроках литературного чтения».

    Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральным стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Именно поэтому  я начала вести работу над созданием условий  для проектной деятельности учащихся на уроках литературного чтения, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет привить у детей интерес к чтению, расширить литературный кругозор, развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения, которые можно применять не только на уроках чтения, но и при изучении других предметов, а так же в жизненных ситуациях, что и является метапредметными результатами. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной. Кроме того, положительные эмоции, вызванные у детей удовлетворением результатами их проектной деятельности, образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Эффективность проектной деятельности

на уроках литературного чтения

Автор методической разработки:

Прокопьева Лидия Игоревна,

учитель начальных классов

 МАОУ «Баянгольская СОШ»

с.Баянгол, 2018 год

Введение

        Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Требования к результатам освоения общего образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

        Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

       Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

        Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

         Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение. Даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

        Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

       Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»        

В. Гузеев

Проектная деятельность как основа эксперимента

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.  

Именно поэтому в своём классе организовала работу  над созданием условий для проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроках литературного чтения, по  учебно-методическому комплекту начальной школы  «Школа 2100», разработанного в соответствии с государственным стандартом начального общего образования.

Целью эксперимента являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.

Гипотеза эксперимента: проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет привить у детей интерес к чтению, расширить литературный кругозор, развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной.

        Задачи эксперимента на различных его этапах:

        1. Отбор учебного материала по актуальным темам программы.

2. Составление циклограммы работы над индивидуальными и групповыми       проектами и их реализация.

3. Разработка форм фиксации промежуточных и конечных продуктов проектной деятельности.

  1. Описание технологии использования проектной деятельности на уроках литературного чтения;

5. Создание методической копилки «Презентация как продукт проектной деятельности»;

  1. Составление методических рекомендаций «Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературного чтения»;

Место проектной деятельности в процессе реализации ФГОС

 Преподавание предметов в рамках учебно-методического комплекта «Школа 2100» предполагает активное внедрение проектной деятельности в обучение, для чего необходимо создавать соответствующие условия. Кроме того узкий читательский кругозор младшего школьника, неумение применять знания на практике требуют внедрения таких современных методов обучения, которые реализовали бы принцип связи обучения с жизнью, обеспечивали бы достижение метапредметных результатов обучения. Именно на этом принципе основан метод проектов. Проектная деятельность учащихся помогает учителю организовать и внеурочную деятельность. «Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам».

Данная учебная программа, которая последовательно применяет проектный  метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время   проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности.

       Программой курса «Литературное чтение» под редакцией Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  в рамках УМК «Школа 2100» предусмотрено наряду с овладением навыком продуктивного чтения, культурой чтения, приобретением литературоведческих знаний и развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников, что способствует личностному развитию школьника.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

        В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности школьник учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении. Именно литературное творчество детей является одной из конечных задач курса, а творческие работы стали основой проектных продуктов.

Особенности реализации проектной деятельности

на уроках литературного чтения и во внеурочное время

       Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими продуктами проектной деятельности стали, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, викторина, спектакль, фильм, инсценировка, книги, буклеты…

          Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты.

          Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся:

  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектами;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.

Решение этих задач поэтапно ведет к достижению не только предметных, но и метапредметных результатов.

Надо отметить, что проектная деятельность основывается на принципе добровольности. Ребята, которые не участвуют в одном проекте, могут принять участие в следующем.

Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

  • видом деятельности;
  • количеством участников;
  • продолжительностью;
  • количеством этапов;
  • набором и иерархией ролей;
  • необходимостью привлечения взрослых.

Начинается работа с предложенной в учебнике темы и выбора детьми интересующих их аспектов темы. В учебнике так же предлагаются возможные проекты. Затем проводится планирование этапов работы, реализация проектов и их презентация.

       

  В течение трёх лет ребятами были созданы проекты по шести темам курса литературного чтения:

  • «Устное народное творчество»;
  • «Любимые книги, произведения и герои»;
  • «Фантастические повести»;
  • «Басни»;
  • «Литературные сказки»;
  • «Юмор и сатира в детской литературе».

          Предлагаем проследить работу экспериментальной площадки на примере проекта по теме «Басни И.А.Крылова». Сам проект можно просмотреть в  (приложение1)

     Паспорт проекта.

  1. Название: «Не всё сказки сказывать – будем басней радовать...»
  2. Вид проекта по доминирующей деятельности: познавательно-творческий.
  3. По количеству участников: групповой.
  4. Учебный предмет: литературное чтение
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, риторика, технология, ИЗО        , информатика.
  6. Участники проекта: учащиеся, родители, библиотекари, учителя.
  7. По продолжительности: среднесрочный ( четыре недели).
  8. Авторы проекта: учащиеся 4 класса, учитель.

Структура проекта:

Актуальность: 

       Одним из направлений в работе с детьми младшего  школьного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником учителя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в школьнике  чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время - басни.

        В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают школьнику, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня-это сочетание мудрости, морали и юмора.

Цель:

формирование нравственных качеств у детей школьного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с жанровыми особенностями басен через драматизацию, художественную деятельность; учить понимать мораль басен; образный язык басен; формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
  • Повысить интерес к литературе, расширить кругозор, получить навык исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
  • Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
  • Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.
  • Воспитание положительных черт характера на примере басен; развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих;                                                      стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные.                                                                                                

        На уроке литературного чтения, изучая тему  "Басни И.А. Крылова", при постановке проблемы урока, ученики задали вопросы: Что такое басня? Кто первый написал басню? Сколько  и какие басни написал И.А. Крылов? Чему учат басни И.А. Крылова?  Актуальность басен в наше время?  На  эти  и    другие    вопросы  мы  и  решили  ответить,  выполнив  наш    проект  по литературному чтению на  тему : «Не всё сказки сказывать – будем басней радовать...»

        Поставили  перед  собой цель: познакомиться с творчеством Ивана Андреевича Крылова. Научиться понимать мораль и образный язык басен.

      Каждый  из  учеников  выдвинул своё предложение по  решению  данной  проблемы.  Когда  мы  их  обсудили  все  вместе,  проанализировали  и   обобщили,  то  таких  предложений   получилось  шесть:

  1. Провести исследовательскую работу и найти из различных источников информации первых баснописцев. (теоретики)
  2. Подготовить сообщение -  «Биография  И.А. Крылова». (биограф)
  3. Найти информацию в словарях – «Что такое басня?». (теоретики)
  4. Прочитать басни И. А. Крылова, научиться понимать мораль  и  образный язык басен. (все участники проекта)
  5. Нарисовать серии картинок к фильму «Ворона и Лисица» и иллюстрации к книге «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?» (художники)
  6. Выразить свои чувства посредством выразительного чтения и создать образы героев посредством использования костюма, жестов, мимики. (актёры)

     Эти шесть   выдвинутых  нами  предположений   стали    не  только  нашими  основными  задачами,  но  темой  работы  четырёх  творческих    микрогрупп  в  нашем   классе. (  Каждая  микрогруппа  состояла  из  3-4  человек,  во  главе  её  был  руководитель ,  руководители  были  назначены  учениками,  а  все  остальные  по  желанию  распределились  к  этим  руководителям.)          

Каждая  микрогруппа  выполняла  свой  мико-проект -  исследование  и   защищала его   перед  классом, представляя свою работу. Но так как учащихся в классе всего 12 человек, могли и принять участие в другой микрогруппе.

 Оборудование:

  • сценарий;
  • костюмы;
  • фонограммы;
  • оформление для сцены

Аннотация: реализация данного проекта осуществляет связь учителя,          

                                детей и родителей, имеет большой воспитательный аспект,

                                вызывает интерес к театру

     Предполагаемые продукты проекта:  мини-спектакль «Стрекоза и Муравей» по басне И.А.Крылова, книга, фильм, инсценировки.

   

 Этапы проекта:

Подготовительный этап:

-выбор темы проекта;

-постановка целей и задач проекта;

-посещение библиотеки, подборка книг с иллюстрациями;

- подборка наглядного материала,  музыкального сопровождения;

- подготовка атрибутов для драматизации;

-создание серии картинок к фильму и иллюстрации к книге; сканирование, создание презентации, печать, ламинирование, брошюрование;

-распределение и  заучивание ролей  и инсценировка басен;

- разучивание песни  и танца;

- защита проекта.

Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие учителей, учеников и родителей. План реализации проекта можно посмотреть в презентации  (приложение2).

    План реализации проекта:

Срок исполнения

Мероприятия

Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности

Ответственные

1неделя

1-3 неделя

Посещение библиотеки, подборка книг с иллюстрациями; словари.

Презентация «Что такое басня?»

Чтение и обсуждение басен  И. А. Крылова.

 Книги с иллюстрациями, разных издательств.

Раскраски по теме.

Книги  «Басни Крылова»

Найти информацию в словарях – «Что такое басня?».

Чтение и обсуждение  басен.

Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,

Библиотекарь

Учащиеся

учитель

теоретики

все участники проекта

2 неделя

исследовательская работа Посещение библиотеки, компьютерный класс (интернет ресурсы).

Презентация «Первые баснописцы»

Сообщение -  «Биография  И.А. Крылова».

Найти из различных источников информации первых баснописцев.

Подготовить сообщение -  «Биография  И.А. Крылова».

родители

теоретики

учитель

родители

биографы

учитель

2-3 неделя

Создание страниц для  книги «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

Подготовить рисунки-кадры для фильма. Рисование по басне «Ворона и лисица».

Нарисовать серии картинок к фильму «Ворона и Лисица» и иллюстрации к книге «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?»

художники

учитель

3-4 неделя

Вечер инсценировок басен.

Выразительное чтение.

Выбор басен для чтения и инсценировок. Подборка наглядного материала,  музыкального сопровождения;

подготовка атрибутов для драматизации;

Родители

актёры

учитель

 4 неделя

Просмотр фильма «Ворона и Лисица».

Презентация книги«Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?»

Просмотр и обсуждение фильма, озвучивание.

Сканирование, создание презентации, печать, ламинирование, брошюрование книги.

художники

актёры

учитель

4 неделя

Подготовка вопросов к литературной  викторине «Знаток басен».

Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Пантомима «Узнай басню»

Все участники проекта

Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познание.

 Развивать любознательность, познавательный интерес.

Речевое развитие

Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания.

Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.

Художественно-эстетическое развитие.

Развитие  интереса  детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни.

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через  рисование, инсценирование.

Заключительный этап работы:

Ожидаемый результат:

-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

 -формирование умения выразительно читать и инсценировать произведения или отрывок из него;

- участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.  

Подготовленная  презентация к защите проекта  и фильм к басне И.А.Крылова  «Ворона и Лисица» представлены  в (приложение 3-4). Итог проекта можно просмотреть в презентации (приложение5) .

Рефлексия проекта (выводы):

После завершения проекта дети  приобрели следующие умения:

- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;

- объяснять смысл поступков, в том числе своих.

Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен.           Ребята узнали новые для себя имена баснописцев,

получили возможность сравнить басни разных авторов на одну и ту же тему.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Поставленная  задача по повышению уровня нравственной культуры  успешно выполнена, цель  достигнута.

Продукт проекта:

       Продуктом проекта является  создание  книги «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?», производство короткометражного фильма по басне Крылова «Ворона и Лисица», мини-спектакль «Стрекоза и Муравей».

Результаты эксперимента

 Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование.

            Основные результаты исследования:

  • расширение литературного кругозора учащихся, увеличение объёма

посещаемости учащимися школьной и сельской библиотек (Приложение № 1),

  • повышение внимания к домашней библиотеке и её систематизации

(по результатам анкетирования и по анализу продуктов проектной  деятельности);

  • качественный скачок в развитии общекультурных навыков чтения       (сравнительный анализ контрольных данных, Приложение № 2) и стойкий интерес к чтению;
  • формирование таких личностных качеств учащихся, как   инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков (психологическое исследование);
  • внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.

Эффективность проектной деятельности

Отчёт  по проведённой работы:

Защита проекта была представлена  на районном методическом семинаре учителей начальных классов по теме «Проектная деятельность в рамках ФГОС» и  так же показали защиту своей работы в  МБОУ «Мылинская СОШ», где ребята не только  показали свои умения, но и для себя получили полезную информацию, яркие впечатления, посетив музей школы.

  Проект получился ярким и эмоциональным и оставил у детей ощущение гордости за полученный результат. Кроме того, у ребят сформировалась положительная мотивация для продолжения работы в этом направлении. Это важно, так как наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.

          Следующий проект по теме «Фантастические повести» готовился уже с большей степенью самостоятельности. Ученики по желанию разделились на 4  группы и выбрали для себя проект по интересам. Здесь были и «Волшебный мир фокусника» - показ различных фокусов из природных материалов, и викторина «Литературный грамотей», и выставка книг и поделок,  фантазия-коллаж «Жизнь на Луне»…

В ходе экспериментальной работы в 2015 – 2018 годах был полностью выполнен план работы по реализации программы эксперимента. Гипотеза эксперимента подтвердилась: проектная деятельность на уроках литературного чтения позволяет привить у детей интерес к чтению, расширить литературный кругозор, развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения, которые можно применять не только на уроках чтения, но и при изучении других предметов, а так же в жизненных ситуациях, что и является метапредметными результатами. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной. Кроме того, положительные эмоции, вызванные у детей удовлетворением результатами их проектной деятельности, образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения.

Именно поэтому необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач, направлена на расширение кругозора учеников, а необходимость работать в группах, выполняя разные социальные роли, способствует  формированию коммуникативных навыков, развивает творчески.  

Приложение № 1

Сравнительный анализ читательской активности

учащихся 4 класса  МАОУ «Баянгольская СОШ»

(по количеству обращений в школьную библиотеку)

Категория 1 –2015-2016 учебный год (2 класс)

Категория 2 –2016-2017 учебный год (3 класс)

Категория 3 –2017-2018 учебный год (4 класс)


Приложение № 2

Динамика развития навыков чтения учащихся 4 класса

2017-2018 учебный год

Показатель 1 – Выразительность чтения

Категория 1 – сентябрь 2017

Категория 2 – декабрь 2017

Категория 3 – май 2018

Показатель 2 – Осознанность чтения

Категория 1 – сентябрь 2017

Категория 2 – декабрь 2017

Категория 3 – май 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...