Урок бурятской литературы
методическая разработка по чтению (3 класс)
Интегрированный урок бурятской литературы и рисования по сказке "Умная жена"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_buryatskoy_literatury_i_risovaniya.docx | 100.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок бурятской литературы и рисования
Класс: 3-а
Учитель: Батурина Е.Ф.
Тема: Сказка «Умная жена». Украшение бурятским орнаментом рукавицы, носка, шапки.
Цели:
- познакомить учащихся с бурятской сказкой «Умная жена»
- научить анализировать сказки и находить скрытый смысл
- познакомить с элементами бурятского орнамента
- способствовать воспитанию этно толерантности, нравственно-эстетической отзывчивостина прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа
Задачи:
-развивать умение различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте
-развивать мелкую моторику рук, зоркость, графические умения при выполнении самостоятельной работы
Оборудование:
- Нарисованные варежки, носки, шапки (без рисунка)
- Нарисованные на отдельных листах элементы бурятского национального костюма
- Презентация
- Аудиозаписи бурятских мелодий
- Краски, ватные палочки, салфетки, стаканчики для воды
Ход урока
- Орг. момент
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Чтобы не отвлекаться, сначала проверим готовность к уроку, всё ли есть у вас на парте(перечислить). А теперь посмотрим на окно и порадуемся солнышку, посмотрим друг на друга и обрадуемся своим товарищам, а теперь посмотрим на меня и подарим друг другу улыбку.
- Мотивирование
1) Многонациональное государство
- Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 146 748 590 непохожих друг на друга людей (по данным Росстата 2020г) проживают в России. Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье – татары, мордва и чуваши, а в Сибири – якуты, ханты, буряты и другие северяне.
(Звучит бурятская мелодия. На фона мелодии тихо и интригующе учитель продолжает:)
2) Особенности бурятских сказок
– «Перенесёмся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту (1 слайд), затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыханья людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника- онтохошина. Он восседает на хойморе – северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей.
(Дети читают стихотворение)
А над юртой восьмистенной
Золотится луч по скату.
Не спеша старик согбенный
Нам рассказывает сказку.
Как в семье простой и бедной
Смелый воин подрастает,
И врагов земли рассветной
Он бесстрашно побеждает.
Мы сидим, в душе ликуя,
Всё за правду принимаем.
На всю жизнь свою земную
Сказку ту запоминаем.
Словно нам она открыла
Веру в суть добра и света.
Как чудесно было это
Как давно всё это было.
- В чём заключается секрет обаяния сказочного жанра, его притягательность для прежних и новых поколений, откуда истоки этого неиссякаемого духовного явления? Мир бурятской сказки уходит корнями в глубины народного бытия. Это извечное стремление на грани вымысла и яви внести гармонию в отношения с природой и окружающей действительностью , разрешить изначальное противоборство Добра и Зла под знаком человечности» ( «Мир бурятской сказки» Б. Дугаров)
3. Целеполагание
- Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина – носительница народной мудрости. Ведь испокон веков она была хранительницей домашнего очага. Благополучие семьи и рода во многом зависело от неё. Не об этом ли говорится в старинных поговорках?
(говорят ученики)
- «Хорошая жена, как солнце и луна»
- Бывает сабля молнии острее, бывает женщина мужчины умнее»
- Как вы думаете, о ком или о чём будем читать сказку?
- Сегодня в нашей юрте прозвучит сказка «Умная жена»
4. Решение проблемы
1) Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. (Остальные ученики следят по тексту)
2) - Какие 3 совета дал парню купец? (найти в тексте и прочитать)
(Первый тебе совет – в чужих краях не ночуй в заброшенном доме, лучше под открытым небом переспи. Второй совет – найдёшь на дороге чужую пропажу, не поднимай, стороной обойди. И последний мой совет – попадёшь в безводный край и увидишь на вершине горы три тополя у трёх каменных глыб, выкопай эти глыбы – из-под них вода забьёт.)
- Каким человеком был купец?
- Чему нас учит первый совет? (Не доверяй первому встречному, думай своей головой)
- Чему учит второй совет? (Никогда не бери чужого)
- Чему учит третий совет? (Относись к людям с добром и вниманием)
- Можем ли мы, современные люди воспользоваться этими советами?
Сделаем вывод: Сказки несут в себе мудрость, накопленную нашими предками. Если читать сказки вдумчиво, можно много уроков и советов узнать для себя и пользоваться ими в жизни.
- Какие три вещи связала и сшила жена, отправляла с ними мужа на базар? (рукавицы, носки, шапку)
- Почему их сразу захотели купить?
- Как сделать простую вещь красивой?
- Как вы думаете, что мы будем сейчас делать используя кисти и краски?
- Мы попытаемся сделать красивыми варежки, носки и шапки как это сделала умная жена за одну ночь.
5. Коррекция
Чтобы всё у вас получилось правильно, внимательно рассмотрите (на открытках) бурятские костюмы. Обратите внимание на головной убор. У бурят он называется – малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят называется – гутул.
- Но, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах?
- Зелёный – трава, рост; красный – огонь; жёлтый – солнце, золото; чёрный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доску помещаю варианты бурятских орнаментов)
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
Задание для 1 ряда: украсить орнаментом варежки; 2 ряд – носки; 3 ряд – шапки.
Можно придумать свой вариант бурятского орнамента. (звучит тихая бурятская мелодия).
7.Выставка работ
8. Итог
- Чему научились на уроке?
- Что нового вы узнали для себя?
Приложение 1
УМНАЯ ЖЕНА
Жил один парень. Был он ленивый, ничего не делал, только по дворам ходил. Часто ночевал у одного нойона, иногда по хозяйству ему помогал. Однажды предлагает ему нойон:
— Будь моим сыном, лентяй, будешь помогать по хозяйству, а я тебя за это буду кормить, одевать, обувать.
Парень подумал: «Нойон замучает меня работой, не даст покою» — и говорит:
— Нет, не останусь, соскучился по родным местам, возвращаться пора.
Тогда нойон говорит:
— Коли так, отправляйся скорее.
Собрался парень в дорогу. Хозяйская дочь — мастерица пожалела его, подает парню золотое кольцо со словами:
— У тебя нет ничего. Возьми и продай. А на деньги купи себе еду и одежду на дорогу.
Взял парень кольцо и стал прощаться с нойоном:
— Не буду знать теперь нужду, ваша дочь подарила мне свое золотое кольцо.
Рассердились нойон с женой, решили прогнать дочь вместе с парнем, раз она выбрала себе лентяя непутного, золотое украшение с руки сняла и отдала ему.
— Ступай с ним, стань его женой. Возьми свои наряды и украшения,— говорят они дочери.
Заплакала тут девушка-красавица, загоревала:
— Не гоните меня, прошу вас, хочу с вами жить. Ни золота мне не нужно, ни нарядов, только с вами буду.
— Иди, иди,— прогоняют они.
__ Делать нечего, придется уйти,— сказали они и пошли
вместе.
Пришли они в город. Стали жить у одних хозяев. Сшила жена рукавицы, подает мужу:
— Поди продай их.
— А сколько они будут стоить? — спрашивает тот.
Жена отвечает:
— Сто рублей они стоят.
Вот идет он по базару, а навстречу ему богатый купец.
— Кто сшил такие красивые рукавицы? Сколько они стоят? — спрашивает.
— Сто рублей,— отвечает парень.
— Дай сюда, я куплю их, а за деньгами приходи завтра,— сказал купец.
Вернулся парень домой, жена про рукавицы спрашивает. Он рассказал, как было. На утро жена ему говорит:
— Я связала носки, тоже продай их.
Идет он по базару, подходит к нему вчерашний купец.
— Это тоже продаешь? — спрашивает.
— Продаю.
— Сколько стоит?
— Сто рублей,— отвечает парень.
— Давай сюда, я куплю, за деньгами приходи завтра, отдам тебе сразу двести рублей.
Вернулся парень домой, жена спрашивает о носках.
— Отдал за ту же цену,— отвечает он.
На другой день жена сшила шапку и подает мужу, чтобы продал. Идет он по базару, подходит тот же самый купец:
— Сколько стоит шапка?—спрашивает.
— Сто рублей.
- я куплю. Придешь завтра, получишь сразу триста рублей,— говорит купец парню.
Вернулся парень домой, жена про шапку спрашивает.
— Отдал за ту же цену,— отвечает.
На другой день парень пошел к купцу за деньгами.
— За деньгами пришел? — спрашивает купец.
— Да,— отвечает парень.
Триста рублей возьмешь или три добрых совета? Выбирай сам,— говорит купец.
— Три добрых совета возьму,— отвечает парень.
— Тогда слушай. Первый (совет) — будешь в далеких краях — не ночуй в пустом доме, лучше под открытым небом спи; второй — на дороге пропажу найдешь — не поднимай, обойди стороной; третий — попадешь в безводное место и на высокой горе увидишь три тополя, а под ними плоские камни. Выкопай эти камни — и из-под них забьет вода. Коли понял
мои слова, иди.
Вернулся парень домой, жена спрашивает:
___ Ну, получил свои деньги?
— Вместо денег получил три добрых совета,— отвечает тот.
— Это хорошо, — говорит жена.
Живут они вдвоем, как-то парень говорит:
— Не пойти ли мне в далекие края счастья да удачи поискать?
Жена отвечает:
— Это твоя добрая воля. Ведь говорят, мужчину напутствуют, отправляя в путь, а женщину благословляют.
Отправился парень, оставив свою жену. Дошел он до далекой страны, но ничего не нашел (в пути) и остался ни с чем. На дороге пустой дом стоит, в нем два путника собираются переночевать. Договорился было с ними ночь провести, да вспомнил совет купца не ночевать в пустом доме.
— На улице буду спать,— сказал и во дворе заночевал.
В ту же ночь рухнула крыша дома, тех двоих задавила. Дальше пошел парень.
Идет по дороге и видит — лежит сундук, кто-то его потерял. Хотел было взять, да снова вспомнил совет купца. Дальше пошел. Пришел в один город. Увидел прохожего, который подобрал тот сундук и пришел с ним в город. Оказалось, воры украли много добра у одного богача и потеряли его. Здесь прохожего с сундуком схватили, стали пытать, допрашивать.
— Где твои сообщники?
Побыстрее убрался парень из тех краев.
Далеко ушел и пришел в место, где жители в жару без воды изнывали. Вспомнил тут парень слова купца, стал смотреть-и увидел высокую гору. За ней виднелась ложбина.
— Попытаюсь воду вам добыть,— говорит парень.
— Если воду достанешь, мы в долгу не останемся,— обещают жители.
— Берите лопаты,— говорит парень и ведет их к горе. Стал он искать у края ложбины. А там три тополя растут из одного корня и плоские черные камни лежат.
— Откопайте камни,— советует он.
Стали люди копать, вытаскивать камни — и потекла вода, забил родник.
Много дней угощали и чествовали спасителя. Настала пора домой собираться. Дали в дорогу много добра, хорошего коня. Ехал он, ехал. Кончились его припасы, конь сильно ослаб. Тогда он променял коня на хороший топор и дальше пошел. Притупился топор, ни к чему не годным стал. Он променял его на точило. Идет он голодный по местам, где мало людей проживает. На пути видит озеро, а на нем много уток. Кинул он в стаю точило, да не попал, утонуло оно. Так ни с чем в рваной одежде вернулся парень в свой город.
Пошел он к знакомому купцу, которому продавал свои вещи, поздоровался.
— Здорово, здорово! Долго же тебя не было! Как дела?— спрашивает купец.
— Пять долгих лет проездил, вашим советам следуя, вот вернулся домой живой и здоровый,— отвечает парень.
— Расскажи-ка что ты видел, где побывал, много ли добра добыл? Давай поговорим.
Рассказал парень купцу о своих странствиях.
Тот и говорит:
— А жена твоя хорошо живет. Ждет тебя с богатством. А ты вернулся нищим, оборванцем, пять лет не было тебя. Выгонит она тебя из дому, на порог не пустит,— говорит купец.
— Моя жена никогда мне плохого слова не скажет,— отвечает парень.
Купец:
— Почему это не будет она тебя ругать? Давай поспорим. Если твоя жена не будет ругаться, то отдам тебе тридцать телег с добром, из трех больших домов своих отдам один дом. Проиграешь — жену твою себе заберу. Но ты должен обо всем ей честно рассказать. Я с тобой вместе пойду. Не отвертишься, проиграешь,— говорит купец.
Соглашается парень:
— Жена моя не будет ругаться. Отдадите все, что проиграете.
Взяли они с собой свидетелей и пошли к жене парня.
— Вернулся? Хорошо ли съездил?—спрашивает жена.
— Все хорошо,— отвечает парень.
И рассказал он жене о своих приключениях за пять лет. О том, как ему дали коня, одежду, как он лишился всего этого, променяв на точило, как он бросил его в воду.
На это жена говорит:
— Хорошо ты поступил. Удачно съездил, не в добре дело, лишь бы еда была. Хорошо ты съездил.
Купец услыхал это и сказал:
— Ай-яй! Какие же славные жены бывают! Отдаю вам все, что проспорил,— тридцать телег добра, один большой дом, да еще добавлю кое-что впридачу.
С тех пор парень с женой въехал в тот дом, полученный от купца. Нужды они не знали, много добра нажили и жили счастливо.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Бурятская литература. 2 класс
Тайлбари бэшэгРабочая программа по предмету «Бурятский язык» (буряад хэлэн) для 1 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:: - Федерального закона Российск...
Рабочая программа по бурятской литературе
Программа составлена для учащихся 3 класса....
Программа "Бурятская литература"
Региональный компонент, программа для 3 класса , учебник С.Ц. Содномов, Д.П. Жамбалова, Б-Х.О. Дулмаева ...
рабочая программа Бурятская литература 1 класс
Юрэнхылэгдэһэн шадабаринууд(универсальные учебные действия)...
рабочая программа Бурятская литература 2 класс
Личностные результаты учащихся...
Конспект урока по бурятскому языку и бурятской литературе
Хэшээлэй конспектнууд "Хамаанай болон гаралай падежнууд""Уншэдэй ухэл"...
Конспект урока по бурятской литературе "Эбтэй 4" 3 класс
Открытый урок по теме "Эбтэй 4"...