Урок бурятской литературы
методическая разработка по чтению (3 класс)

Интегрированный урок  бурятской литературы и рисования по сказке "Умная жена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_buryatskoy_literatury_i_risovaniya.docx100.45 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок бурятской литературы и рисования

Класс: 3-а

Учитель: Батурина Е.Ф.

Тема: Сказка «Умная жена». Украшение бурятским орнаментом рукавицы, носка, шапки.

Цели:

- познакомить учащихся  с бурятской  сказкой «Умная жена»

- научить анализировать сказки и находить скрытый смысл

- познакомить с элементами бурятского орнамента

- способствовать воспитанию этно толерантности, нравственно-эстетической отзывчивостина прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа

Задачи:

-развивать умение различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте

-развивать мелкую моторику рук, зоркость, графические умения при выполнении самостоятельной работы

Оборудование:

  1. Нарисованные варежки, носки, шапки (без рисунка)
  2. Нарисованные на отдельных листах элементы бурятского национального костюма
  3. Презентация
  4. Аудиозаписи бурятских мелодий
  5. Краски, ватные палочки, салфетки, стаканчики для воды

Ход урока

  1. Орг. момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Чтобы не отвлекаться, сначала проверим готовность к уроку, всё ли есть у вас на парте(перечислить). А теперь посмотрим на окно и порадуемся солнышку, посмотрим друг на друга и обрадуемся своим товарищам, а теперь посмотрим на меня и подарим друг другу улыбку.

  1. Мотивирование

1) Многонациональное государство

- Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 146 748 590 непохожих друг на друга людей (по данным Росстата 2020г) проживают в России. Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье – татары, мордва и чуваши, а в Сибири – якуты, ханты, буряты и другие северяне.

(Звучит бурятская мелодия. На фона мелодии тихо и интригующе учитель продолжает:)

2) Особенности бурятских сказок

– «Перенесёмся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту (1 слайд), затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыханья людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника- онтохошина. Он восседает на хойморе – северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей.

 (Дети читают стихотворение)

А над юртой восьмистенной

Золотится луч по скату.

Не спеша старик согбенный

Нам рассказывает сказку.

Как в семье простой и бедной

Смелый воин подрастает,

И врагов земли рассветной

Он бесстрашно побеждает.

          Мы сидим, в душе ликуя,

          Всё за правду принимаем.

          На всю жизнь свою земную

          Сказку ту запоминаем.

          Словно нам она открыла

          Веру в суть добра и света.

           Как чудесно было это

          Как давно всё это было.

- В чём заключается  секрет обаяния сказочного жанра, его притягательность для прежних и новых поколений, откуда истоки этого неиссякаемого духовного явления? Мир бурятской сказки уходит корнями в глубины народного бытия. Это извечное стремление на грани вымысла и яви внести гармонию в отношения с природой и окружающей действительностью , разрешить изначальное противоборство Добра и Зла под знаком человечности»  ( «Мир бурятской сказки» Б. Дугаров)

3. Целеполагание

- Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина – носительница народной мудрости. Ведь испокон веков она была хранительницей домашнего очага. Благополучие семьи и рода во многом зависело от неё. Не об этом ли говорится в старинных поговорках?

(говорят ученики)

- «Хорошая жена, как солнце и луна»

- Бывает сабля молнии острее, бывает женщина мужчины умнее»

- Как вы думаете, о ком или о чём будем читать сказку?

- Сегодня в нашей юрте прозвучит сказка «Умная жена»

4. Решение проблемы

1) Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. (Остальные ученики следят по тексту)

2)  - Какие 3 совета дал парню купец? (найти в тексте и прочитать)

(Первый тебе совет – в чужих краях не ночуй в заброшенном доме, лучше под открытым небом переспи. Второй совет – найдёшь на дороге чужую пропажу, не поднимай, стороной обойди. И последний мой совет – попадёшь в безводный край и увидишь на вершине горы три тополя у трёх каменных глыб, выкопай эти глыбы – из-под них вода забьёт.)

- Каким человеком был купец?

- Чему нас учит первый совет? (Не доверяй первому встречному, думай своей головой)

- Чему учит второй совет? (Никогда не бери чужого)

- Чему учит третий совет? (Относись к людям с добром и вниманием)

- Можем ли мы, современные люди воспользоваться этими советами?

Сделаем вывод: Сказки несут в себе мудрость, накопленную нашими предками. Если читать сказки вдумчиво, можно много уроков и советов узнать для себя и пользоваться ими в жизни.

- Какие три вещи связала и сшила жена, отправляла с ними мужа на базар? (рукавицы, носки, шапку)

- Почему их сразу захотели купить?

- Как сделать простую вещь красивой?

- Как вы думаете, что мы будем сейчас делать используя кисти и краски?

- Мы попытаемся сделать красивыми варежки, носки и шапки как это сделала умная жена за одну ночь.

5. Коррекция

Чтобы всё у вас получилось правильно, внимательно рассмотрите (на открытках) бурятские костюмы. Обратите внимание на головной убор. У бурят он называется – малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят называется – гутул.

- Но, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах?

- Зелёный – трава, рост; красный – огонь; жёлтый – солнце, золото; чёрный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доску помещаю варианты бурятских орнаментов)

6.  Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

 Задание для 1 ряда: украсить орнаментом варежки; 2 ряд – носки; 3 ряд – шапки.

Можно придумать свой вариант бурятского орнамента. (звучит тихая бурятская мелодия).

7.Выставка работ

8. Итог

- Чему научились на уроке?

- Что нового вы узнали для себя?

Приложение 1

УМНАЯ ЖЕНА

Жил один парень. Был он ленивый, ничего не делал, только по дворам ходил. Часто ночевал у одного нойона, иногда по хозяйству ему помогал. Однажды предлагает ему нойон:
— Будь моим сыном, лентяй, будешь помогать по хозяйству, а я тебя за это буду кормить, одевать, обувать.
Парень подумал: «Нойон замучает меня работой, не даст покою» — и говорит:
— Нет, не останусь, соскучился по родным местам, возвращаться пора.
Тогда нойон говорит:
— Коли так, отправляйся скорее.
Собрался парень в дорогу. Хозяйская дочь — мастерица пожалела его, подает парню золотое кольцо со словами:
— У тебя нет ничего. Возьми и продай. А на деньги купи себе еду и одежду на дорогу.
Взял парень кольцо и стал прощаться с нойоном:
— Не буду знать теперь нужду, ваша дочь подарила мне свое золотое кольцо.
Рассердились нойон с женой, решили прогнать дочь вместе с парнем, раз она выбрала себе лентяя непутного, золотое украшение с руки сняла и отдала ему.
— Ступай с ним, стань его женой. Возьми свои наряды и украшения,— говорят они дочери.
Заплакала тут девушка-красавица, загоревала:
— Не гоните меня, прошу вас, хочу с вами жить. Ни золота мне не нужно, ни нарядов, только с вами буду.
— Иди, иди,— прогоняют они.
__ Делать нечего, придется уйти,— сказали они и пошли
вместе.
Пришли они в город. Стали жить у одних хозяев. Сшила жена рукавицы, подает мужу:
— Поди продай их.
— А сколько они будут стоить? — спрашивает тот.
Жена отвечает:
— Сто рублей они стоят.
Вот идет он по базару, а навстречу ему богатый купец.
— Кто сшил такие красивые рукавицы? Сколько они стоят? — спрашивает.
— Сто рублей,— отвечает парень.
— Дай сюда, я куплю их, а за деньгами приходи завтра,— сказал купец.
Вернулся парень домой, жена про рукавицы спрашивает. Он рассказал, как было. На утро жена ему говорит:
— Я связала носки, тоже продай их.
Идет он по базару, подходит к нему вчерашний купец.
— Это тоже продаешь? — спрашивает.
— Продаю.
— Сколько стоит?
— Сто рублей,— отвечает парень.
— Давай сюда, я куплю, за деньгами приходи завтра, отдам тебе сразу двести рублей.
Вернулся парень домой, жена спрашивает о носках.
— Отдал за ту же цену,— отвечает он.
На другой день жена сшила шапку и подает мужу, чтобы продал. Идет он по базару, подходит тот же самый купец:
— Сколько стоит шапка?—спрашивает.
— Сто рублей.
- я куплю. Придешь завтра, получишь сразу триста рублей,— говорит купец парню.
Вернулся парень домой, жена про шапку спрашивает.
— Отдал за ту же цену,— отвечает.
На другой день парень пошел к купцу за деньгами.
— За деньгами пришел? — спрашивает купец.
— Да,— отвечает парень.
Триста рублей возьмешь или три добрых совета? Выбирай сам,— говорит купец.
— Три добрых совета возьму,— отвечает парень.
— Тогда слушай. Первый (совет) — будешь в далеких краях — не ночуй в пустом доме, лучше под открытым небом спи; второй — на дороге пропажу найдешь — не поднимай, обойди стороной; третий — попадешь в безводное место и на высокой горе увидишь три тополя, а под ними плоские камни. Выкопай эти камни — и из-под них забьет вода. Коли понял
мои слова, иди.
Вернулся парень домой, жена спрашивает:
___ Ну, получил свои деньги?
— Вместо денег получил три добрых совета,— отвечает тот.
— Это хорошо, — говорит жена.
Живут они вдвоем, как-то парень говорит:
— Не пойти ли мне в далекие края счастья да удачи поискать?
Жена отвечает:
— Это твоя добрая воля. Ведь говорят, мужчину напутствуют, отправляя в путь, а женщину благословляют.
Отправился парень, оставив свою жену. Дошел он до далекой страны, но ничего не нашел (в пути) и остался ни с чем. На дороге пустой дом стоит, в нем два путника собираются переночевать. Договорился было с ними ночь провести, да вспомнил совет купца не ночевать в пустом доме.
— На улице буду спать,— сказал и во дворе заночевал.
В ту же ночь рухнула крыша дома, тех двоих задавила. Дальше пошел парень.
Идет по дороге и видит — лежит сундук, кто-то его потерял. Хотел было взять, да снова вспомнил совет купца. Дальше пошел. Пришел в один город. Увидел прохожего, который подобрал тот сундук и пришел с ним в город. Оказалось, воры украли много добра у одного богача и потеряли его. Здесь прохожего с сундуком схватили, стали пытать, допрашивать.
— Где твои сообщники?
Побыстрее убрался парень из тех краев.
Далеко ушел и пришел в место, где жители в жару без воды изнывали. Вспомнил тут парень слова купца, стал смотреть-и увидел высокую гору. За ней виднелась ложбина.
— Попытаюсь воду вам добыть,— говорит парень.
— Если воду достанешь, мы в долгу не останемся,— обещают жители.
— Берите лопаты,— говорит парень и ведет их к горе. Стал он искать у края ложбины. А там три тополя растут из одного корня и плоские черные камни лежат.
— Откопайте камни,— советует он.
Стали люди копать, вытаскивать камни — и потекла вода, забил родник.
Много дней угощали и чествовали спасителя. Настала пора домой собираться. Дали в дорогу много добра, хорошего коня. Ехал он, ехал. Кончились его припасы, конь сильно ослаб. Тогда он променял коня на хороший топор и дальше пошел. Притупился топор, ни к чему не годным стал. Он променял его на точило. Идет он голодный по местам, где мало людей проживает. На пути видит озеро, а на нем много уток. Кинул он в стаю точило, да не попал, утонуло оно. Так ни с чем в рваной одежде вернулся парень в свой город.
Пошел он к знакомому купцу, которому продавал свои вещи, поздоровался.
— Здорово, здорово! Долго же тебя не было! Как дела?— спрашивает купец.
— Пять долгих лет проездил, вашим советам следуя, вот вернулся домой живой и здоровый,— отвечает парень.
— Расскажи-ка что ты видел, где побывал, много ли добра добыл? Давай поговорим.
Рассказал парень купцу о своих странствиях.
Тот и говорит:
— А жена твоя хорошо живет. Ждет тебя с богатством. А ты вернулся нищим, оборванцем, пять лет не было тебя. Выгонит она тебя из дому, на порог не пустит,— говорит купец.
— Моя жена никогда мне плохого слова не скажет,— отвечает парень.
Купец:
— Почему это не будет она тебя ругать? Давай поспорим. Если твоя жена не будет ругаться, то отдам тебе тридцать телег с добром, из трех больших домов своих отдам один дом. Проиграешь — жену твою себе заберу. Но ты должен обо всем ей честно рассказать. Я с тобой вместе пойду. Не отвертишься, проиграешь,— говорит купец.
Соглашается парень:
— Жена моя не будет ругаться. Отдадите все, что проиграете.
Взяли они с собой свидетелей и пошли к жене парня.
— Вернулся? Хорошо ли съездил?—спрашивает жена.
— Все хорошо,— отвечает парень.
И рассказал он жене о своих приключениях за пять лет. О том, как ему дали коня, одежду, как он лишился всего этого, променяв на точило, как он бросил его в воду.
На это жена говорит:
— Хорошо ты поступил. Удачно съездил, не в добре дело, лишь бы еда была. Хорошо ты съездил.
Купец услыхал это и сказал:
— Ай-яй! Какие же славные жены бывают! Отдаю вам все, что проспорил,— тридцать телег добра, один большой дом, да еще добавлю кое-что впридачу.
С тех пор парень с женой въехал в тот дом, полученный от купца. Нужды они не знали, много добра нажили и жили счастливо.

Приложение 2

Декоративная варежка. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис  Онлайн-Дневников | Елочные украшения из войлока, Трафареты, Праздничные  поделкиНовогодние шаблоны для вырезания из бумаги на окнаНовогодний носок из фетра выкройки |     

Головные уборы бурят. - изо, урокиГоловные уборы бурят. - изо, урокиБурятский национальный костюм (49 фото): костюмы бурятов, современные и  стилизованные костюмы Бурятии, история


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Бурятская литература. 2 класс

Тайлбари бэшэгРабочая программа по  предмету «Бурятский язык» (буряад хэлэн)  для 1 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:: - Федерального закона Российск...

Рабочая программа по бурятской литературе

Программа составлена для учащихся 3 класса....

Программа "Бурятская литература"

Региональный компонент, программа для 3 класса , учебник С.Ц. Содномов, Д.П. Жамбалова, Б-Х.О. Дулмаева  ...

рабочая программа Бурятская литература 1 класс

Юрэнхылэгдэһэн шадабаринууд(универсальные учебные действия)...

рабочая программа Бурятская литература 2 класс

Личностные результаты учащихся...

Конспект урока по бурятскому языку и бурятской литературе

Хэшээлэй конспектнууд "Хамаанай болон гаралай падежнууд""Уншэдэй ухэл"...