Мастер-класс "Работа с текстом на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал по чтению

Екатерина Яковлевна Пантелеева

            Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Ра         Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.

           В работе показаны интересные приёмы работы с текстом, которые помогают высказывать своё отношение к прочитанному, учат анализировать, обобщать, делать выводы по прочитанному.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rabota_s_tekstom_na_liter_chteniya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

         Мастер- класс «Работа с текстом на уроке литературного чтения»

       В ходе различных  тестирований оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. 
       Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.

       В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

      Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. 

Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать  цели: образовательную, развивающую и воспитывающую, коммуникативную.

     Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения и окружающего мира. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

       Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. Большей частью такая работа проводится дома, и, придя на урок, ученик не может ответить на элементарные вопросы. С этим столкнулась и я и решила перестроить свою работу на уроке. Конечно, при этом иногда страдает техника чтения.

     Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы  чтения, преследующие разные цели.

       Иногда дети, прочитав рассказ, не могут не то, чтобы определить главную мысль, а элементарно сказать, о чем или о ком говорится в нем.

Сегодня я вам  предлагаю следующую работу с текстом.

1.Приём «Мои аргументы» -Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

     Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и  логики.  Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное  задание.

Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.

1)Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька»

Задание: - Основной чертой Жульки  была её природная деликатность.

- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

«…Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой…»

 2)Отрывок рассказа Д.Н.М-Сибиряк «Приёмыш»  

 « …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

     Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

       В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова , предложения подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь? 

     Если мы зададим вопрос детям, а  при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

   2. Приём «Толстые и тонкие вопросы» хорошо применить при работе с текстом Астафьева «Стрижонок Скрип». Здесь два варианта работы.1)Вопросы может предлагать учитель 2) Если дети хорошо справляются с этой задачей, то будет замечательно, чтобы они сами предлагали свои вопросы.

«…Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела…»

Например: -Мама- стрижиха , бросив всё, как и все стрижи мчалась из норки на врага. Кто мог быть врагом стрижей?(тонкий)

-Почему стрижи не боялись врага, даже если он в сто раз их больше?(толстый)

-Что для вас показалось очень важным в этом отрывке?(толстый)

   Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.

  Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления.

3.Приём «Синквейн»

    Очень хорошая работа по сопоставлению / нахождению сходств и различий. Используется приём , основанный на сравнении двух или более объектов, персонажей. Важно уяснить, что не каждый текст подойдет для такой работы. Здесь нужен очень благодатный материал.

Идеальный вариант рассказ А.Куприна «Барбос и Жулька».

Детям предлагается найти отрывки в тексте, где точно, ёмко характеризуются собаки, при этом использовать приём « синквейн» для составления подробной характеристики героев.

   Перед составлением синквейна дети получают установку, что слова каждой строчки должны быть подобраны так, чтобы более полно, ёмко раскрыть внешние данные и характер героя .Обращаю внимание на форму слова. Сначала ребята работают самостоятельно. После того, как синквейны составлены, если позволяет время, дети анализируют их( уточняют, что-то меняют,добавляют…) Мы сегодня только составим синквейны.

1отрывок«…Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки…»

2отрывок«…Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка,

Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню…»

-Сегодня вам было предложено несколько приёмов, которые помогают детям более полно, ёмко понять текст.

    В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113

УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...