Уурок литературного чтения в 1 класс по теме: «Согласный звук ш. Буквы Ш,ш»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Ситникова Наталья Валерьевна

Урок знакомства с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bukva_sh_.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: учитель начальных классов МАОУ "СОШ№15" г.Губахи Ситникова Наталья Валерьевна

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1  

Тема урока: «Согласный звук ш. Буквы Ш,ш»

Тип урока: Знакомство с новым материалом,  комплексного применения знаний и способов действий. 
Цель урока:
знакомство с буквой Ш,ш.

Задачи:

-Знакомить с буквами Ш,ш, обозначаемым ими звуком;

- Учить характеризовать звуки по алгоритму;

-Учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать буквы Ш,ш, обозначаемый ими звук;

-Характеризовать звуки по алгоритму;

-Читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат  своего труда;

- классифицировать по существенным признакам;

- находить нужную информацию о звуке по алгоритму;

-формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные:

- способствовать формированию навыков сотрудничества.

-положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные:

- уметь определять  тему урока  с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-  уметь находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы;

- слушать и понимать речь других;

-  совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Ресурсы урока:  презентация к уроку, карточки для парной работы.

Технологии: 

  1. проблемно-диалогического обучения (проблемная ситуация при работе с многозначным словом);
  2. коллективного взаимодействия (парная работа);
  3. информационно-коммуникационные  (слайдовая презентация, диск к учебнику, видеопоказ, актуализация имеющихся знаний);
  4. игровые (физминутка, рефлексия, итог урока);
  5. здоровьесберегающие (проведение во время урока зрительной гимнастики и физминутки, смена динамических поз во время работы);

7.     системно – деятельностные (проверка по эталону)

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной и групповой работы. 
Организация пространства:  парная, фронтальная, индивидуальная.

Структурные элементы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Используемые технологии

1. Организационный момент.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность с помощью приёма «Эмоциональное вхождение в урок».

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал!

Так что время не теряем

И  работать начинаем.

Приветствие учителя, самоорганизация

Личностные:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Регулятивные:

- установка на выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Регулятивные:

- нацелить на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

-самоконтроль.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Здоровье-

сберегающие

2. Включение в учебную деятельность

Предлагает работу в парах: чтение слов с изученными буквами, словесное взаимооценивание.

Читают слоговую таблицу, после чего называют запомнившие им слова.

Слова, состоящие из 2-х, 3-х слогов.

Познавательные:

-самоконтроль.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Личностно-ориентирован

ные

Коллективного взаимодействия

3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

- На слайде картинки: шуба, шар, шапка, мышка, шишка.

- Какое название предмета лишнее? Почему?

- Что объединяет названия данных предметов?

- Как вы думаете, какая наша тема?

-Ребята, я хочу  вас предупредить, что звук, который мы сегодня будем изучать,  особенный, необычный звук, он отличается от других изученных вами звуков. 

-Урок «открытия» новых знаний.

-Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой, потому, что вчера мы изучили букву «ь», значит, сегодня должны учить следующую.

Познавательные:

- переработка, использование информации для решения учебных ситуаций

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения.

Проблемное обучение

4. Фонетическая разминка

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат  осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: ш-ш-ш

-Какой звук мы слышим?

Проговаривают звук, который издает змея

-Ш-ш-ш

Проговаривают звук, который издает чайник при кипении

Проговаривают

- Мы познакомимся со звуком «ш».

Регулятивные:

- использование информации для решения учебных задач.

Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения

Проблемно-диалогического обучения

Игровые 

Физминутка «Зверушки»

Предлагает отгадать загадки:

И в лесу мы, и в болоте, 
Нас везде всегда найдете:
 
На поляне, на опушке,
 
Мы - зеленые …
 (Лягушки)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.  (Зайчишка)

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно – (ёж)  

- Кого вы назвали одним словом?

- Вместе со зверятами делаем физминутку!

Разгадывают загадки и

выполняют физминутку под музыкально-наглядное сопровождение.

Здоровье-

сберегающие

ИКТ-технологии

Игровая технология

5. Актуализация имеющихся знаний

Предлагает в парах собрать слова  из букв.

- В русском языке принято считать, что звук Ш всегда твердый! Запомните!!

- Читаем слоги со звуком ш

Вывод: звук [ш] всегда твердый, глухой, шипящий.

Собирают из предложенных букв слова в парах.

- Согласный, при произношении встречаются препятствия: зубы, язык.

- Мягкий он или твёрдый. 

 -Звонкий или глухой.

Предметные:

- уметь составлять слова из букв.

Регулятивные:

- извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач;

- сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников.

Познавательные:

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Коллективного взаимодействия

Технология деятельностного метода обучения

6.Закрепление полученных знаний

Предлагает поиграть в игру «Путаница»  

На доме сломалась крыса.

По дороге едет малина.

Девочка в руках несла пар.

        Миска косолапый по лесу

        идёт.

Исправляют предложенные предложения.

-

Предметные:

- умение слышать звуки, запоминать место звука в слове.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, поставленными на уроке.

Технология деятельностного метода обучения

Игровая технология

7.Работа со скороговорками

Предлагает с движениями проговорить скороговорки.

Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша- мама нянчит малыша.

Ош-ош -ош – у меня на блузке брошь

Хором произносят скороговорки, затем по рядам, показывая различные движения.

8 На что похожа буква Ша? 

(мини -проект)

 

-Ребята, звук ш обозначается

буквой Ша

- Рассмотрите букву Ш. 

На что она похожа? 

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать 
Е и Ё.

- Предлагает «оживить» букву Ш, работая в парах.

Дорисовывают и преобразуют букву Ш в другие предметы. Работают в парах.

-

Регулятивные:

- использование информации для решения учебных задач.

Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения

Системно – деятельностные

Игровая технология

Коллективного взаимодействия

 9.     Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности. 

Вспомните. Какой была тема урока

-Чему мы хотели научиться?

-Нам это удалось?

- У кого были затруднения? Какие?

Ну вот и всё урок к концу подходит,

мы славно поработали сейчас!

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз!

- Звук ш

– Всегда твердый, шипящий, глухой

- Обозначается буквой Ш,ш

-Буква Ш, звук ш

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих затруднениях.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения.

Личностные:

- оценивать усвоение содержания.

Коммуникативные:

- участвовать в учебном диалоге;

Системно – деятель

ностные

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч], буквы Ч,ч"

Моделируя урок, стараюсь, чтобы ученик на моих уроках чувствовал себя успешным. Если ученик хочет учиться, то он обязательно добьётся успеха....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."

Конспект  урока  обучения  грамоте  в  классе по теме: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч."...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Согласные звуки и буквы"

Здесь представлен конспект урока русского языка в виде технологической карты...

урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....

Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"

Презентация к уроку литературного чтения в у классе по теме "Согласный звук г, буквы Г, г"...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.Задачи: Узнавать, наз...