Работа с текстом
методическая разработка по чтению
Предварительный просмотр:
Формы, методы и приемы работы с текстом
в начальной школе
1. Чтение и маркировка в тексте слов, значение которых не понятно.
2. Лексическая работа – определение значения слов.
3. Нахождение части (частей) текста к готовому рисунку.
4. Рисование иллюстрации к прочитанному тексту.
5. Рисование обложки к рассказу, сказке, повести.
6. Деление текста на части, озаглавливание частей прочитанного текста.
7. Составление картинного плана.
8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос.
9. Составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Пересказ части текста своими словами.
11. Определение ключевых слов в различных частях текста.
12. Определение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13. Определение в тексте слов, из которых можно собрать пословицу/поговорку.
14. Определение в тексте предложений/слов, которые стали крылатыми выражениями/словами, пословицами/поговорками.
15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.
16. Чтение по ролям, чтение диалога, исключая слова автора.
17. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21. Подбор к различным словам из текста синонимов-антонимов.
22. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
23. Проверка осознанности чтения, например, при чтении текста с «пропусками», нужно отмаркировать слова, подходящие по смыслу к тексту.
24. Чтение и нахождение слов, которые устарели.
25. Чтение текста голосом героя.
26. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
27. Замена части текста одним-двумя предложениями.
28. Определение главной мысли текста одним-двумя словами (предложениями).
29. Определение в тексте слов – признаков.
30. Дописывание предложений словами из текста.
31. Выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
32. Разгадывание (составление) кроссворда.
33. Заполнение (составление) кластера (схемы) с характеристиками главных героев.
34. Маркировка зеленым и красным цветом героев (поступков, событий).
35. Заполнение таблицы словами из текста.
36. Составление своего текста (абзаца) по первому или последнему предложению.
37. Раскрашивание иллюстраций к тексту.
38. Пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
39. Пересказ текста от первого (третьего) лица.
40. Представление и описание героя произведения.
41. Изменение хода событий в тексте. Например, Иван-Царевич не сжег лягушачью кожу и тогда…
42. Придумывание продолжения рассказа.
43. Придумывание другого заголовка к произведению.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45. Проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова…
46. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
49. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
50. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
51. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное-прилагательное;
б) существительное +глагол;
в) местоимение + глагол (можно наоборот).
52. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
53. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...