"Чудо-азбука".
проект по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Проект
«Чудо - азбука».
Сперва аз да буки, а потом науки.
(русская пословица)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Главное назначение начальной школы состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит умению осмысленно читать.
Литературное чтение – один из главных предметов в начальной школе, при изучении, которого в настоящее время возникают определённые трудности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – снижение мотивации учащихся в изучении данного предмета, отсутствие интереса к чтению.
Так возникла проблема: как сформировать у первоклассника неподдельный интерес к чтению и отношение к этому предмету, как источнику обогащения знаниями.И для решения этой проблемы был выбран метод проекта.
Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, проектировочных и др.) учащихся 1 классов через включение в творческий проект по теме «Чудо-азбука».
ЗАДАЧИ:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.);
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения работать вподготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (коммуникативные УУД).
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- закрепление знаний букв русского алфавита;
- знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни;
- осознание необходимости знания алфавитного порядка букв;
- развития интереса к изучению русского языка, литературы.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
- Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
- Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1 этап – Погружение в проект (подготовительный, организационный).
2 этап – Планирование работы. Получение проектных задач.
3 этап – Осуществление деятельности в классе и дома.
4 этап – Презентация проекта.
Название | Чудо-азбука. | ||||||
этапы, их сроки | конечный продукт | действия | роли | необходимые материалы | источники информации | привлечение добровольных помощников | |
в школе | вне школы | ||||||
1 этап – Погружение в проект (подготовительный, организационный). 1 неделя | Принятие темы, цели, сроков проекта; | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта | Обсуждение задания. | Проекти -ровщик | Мотивация обучающихся и родителей; | Руководитель проекта | Родители, родственники |
2 этап – Планирование работы. Получение проектных задач. 1 неделя | План работы, проектные задачи; сформированные группы для участия в проекте; источники информации. | Формирование групп для участия в проекте, определение источников информации. Выбор и обоснование критериев успеха. | Уточнение информации. | Проекти -ровщик | Памятка по выполнению проекта | Руководитель проекта, памятка по выполнению проекта | Родители, родственники |
3 этап – Осуществление деятельности в классе и дома. 2 неделя | Книга «Чудо -азбука» | Разучивание стихов, песен, сценок, рисование картинок. | Создание своей страницы в определенном виде | Писатель, художник, журналист, режиссер | Канцелярские принадлежности, картинки, диски, компьютер | Детские газеты и журналы, книги, глобальная сеть «Интернет», | Родители, родственники |
4 этап – Презентация проекта. 2 неделя | Праздник «Прощание с Азбукой» (создание книги «Чудо- Азбука» с целью дальнейшего использования) | Презентация своей страницы, обоснование успеха. | Обсуждение перспективы развития проекта | Артист, ведущий | Праздничный реквизит, м/м проектор, ноутбук | Руководитель проекта, сценарий праздника | Родители, родственники в качестве зрителей |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Центральная, детскаяи школьная библиотеки, глобальная сеть «Интернет», мультипликационные фильмы.
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА:
Данный проект может иметь практическую значимость для педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в:применении новой технологии при закреплении знаний букв русского алфавита, знакомстве с использованием алфавита в окружающей жизни, осознании необходимости знания алфавитного порядка букв, развитии интереса к изучению русского языка, литературы.
В условиях перехода современной школы на стандарты второго поколения реализация проекта поможет обучающимся адекватно оценить свои возможности и самореализоваться.
Обобщение опыта освоения новых форм работы, применения новой технологии позволит педагогу повысить эффективность образовательной системы и качество образования.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- рисунки, поделки
- компьютерные презентации, видеофильмы
- конкурс рисунков, конкурс чтецов
- книга «Чудо - азбука»
- праздник «Прощание с Азбукой»