Конспект урока "Как писали в старину"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_pisali_v_starinu.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сосновская СОШ № 2
Как писали в старину.
История славянской письменности
Ярцева О.М.
учитель начальных классов
2020 г.
Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.
Оформление: на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией (презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти слайдов, на последнем указаны источники).
Предварительная подготовка: рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.
Ход урока.
- Вводная часть.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
И. А. Бунин
Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.
- Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
- Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
- Историческая справка.
- Начало славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
- Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7)
- Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 8,9,10,11)
- Азбучная молитва – сообщение учащегося
- Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
- Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд 13).
- А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
- Лингвистические задачи
а)В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя.
Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?
(А) iюнь, синiй (Б) июнь, синiй
(В) iюнь, синий (Г) iюнь, сiнiй
(Д) iюнь, сiний
б) В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем:
“Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем
обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем?
(А) без спешки
(Б) чтобы всем было уютно и удобно
(В) для поминок
(Г) в виде буквы П
(Д) длинной скатертью (в приложении слайды 15,16).
- Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
- Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей
культуры». (Слайд 18)
- О празднике славянской письменности
24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.
У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.
Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)
Заключительное слово.
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Послушайте ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир КОНТАРЕВ 1997 ЧАЙКОВСКИЙ П.И.« Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (Слайд 24)
Использованный материал.
ruwordgame.64g.ru›meta/meta1s.htm
http://www.liveinternet.ru/users/5115102/post277440601
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fit-claim.ru
http://ivesti.com.ua/interes/20601-zagadki-kirillicy.html
(Слайд 25).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике " Старинные меры длины"
Конспект урока...
Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...
Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...
Презентация урока "Как писали в старину"
Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности....
Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно ...
Как писали в старину
Урок по родному русскому языку в 1 классе...
Конспект урока по русскому родному языку "Как писали в старину"
Цель урока- познакомить учащихся с историей развития письменности...