Конспект урока "Как писали в старину"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ольга Михайловна Ярцева

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_pisali_v_starinu.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосновская СОШ № 2

Как писали в старину.

История славянской письменности

                                Ярцева О.М.

учитель начальных классов

slav_pism

2020 г.

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.

Оформление: на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией (презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти  слайдов, на последнем указаны источники). 

Предварительная подготовка:  рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.

                                                            Ход урока.

  1. Вводная часть.

                   СЛОВО 

Молчат гробницы, мумии и кости, - 
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте, 
Звучат лишь Письмена. 

И нет у нас иного достоянья! 
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 
Наш дар бессмертный - речь. 

                                                                          И. А. Бунин

Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.

  1. Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
  1. Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

  1. Историческая справка.
  • Начало славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
  • Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды  5,6,7)
  • Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды  8,9,10,11)
  • Азбучная молитва – сообщение учащегося
  1. Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
  2. Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд  13).
  3. А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
  4. Лингвистические задачи 

а)В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя.

       Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

      (А) iюнь, синiй    (Б) июнь, синiй  

      (В) iюнь, синий   (Г) iюнь, сiнiй  

(Д) iюнь, сiний

б) В одном из сочинений писателя   19 века М. Н. Загоскина читаем:

  “Он вошёл из гостиной в длинный зал  в два света. В нём накрыт был покоем

    обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем?

   (А) без спешки    

   (Б) чтобы всем было уютно и удобно  

   (В) для поминок  

   (Г) в виде буквы П 

   (Д) длинной скатертью   (в приложении слайды 15,16).

  1. Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
  2. Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей

 культуры». (Слайд 18)

  1. О празднике славянской письменности 

24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

Заключительное слово.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Послушайте ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир КОНТАРЕВ 1997 ЧАЙКОВСКИЙ П.И.« Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (Слайд 24)

Использованный материал.

 ruwordgame.64g.rumeta/meta1s.htm 

http://www.liveinternet.ru/users/5115102/post277440601 

http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fit-claim.ru

http://iplayer.fm 

http://ivesti.com.ua/interes/20601-zagadki-kirillicy.html 

(Слайд 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...

Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...

Презентация урока "Как писали в старину"

Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности....

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно ...

Как писали в старину

Урок по родному русскому языку в 1 классе...

Конспект урока по русскому родному языку "Как писали в старину"

Цель урока- познакомить учащихся с историей развития письменности...