Л.Н Толстой " Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения, УМК «Школа России»,3 класс
Л. Н. толстой «Лев и собачка»,Тип урока: освоение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока без презентации | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, УМК «Школа России»
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||
I. Организация начала урока | – Прозвенел звонок на урок. Здравствуйте, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||
II. Проверка домашнего задания | Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? –Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
Тест. Проверка. | «Акула», «Прыжок» | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. | |||
III. Постановка учебной задачи | - Кто изображен на слайде? Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. - Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. – - Предположите, как может называться рассказ? - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Беседа
Прослушивание Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Физкультминутка Под музыку повторяем движения за Пандой (интерактивная доска) | Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. Выполняют физкультминутку | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку опираясь на видео | |||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения Работа в парах (составить диалог героев) | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Чтение по частям и анализ. 1ч. (1-2абзац) - Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных? - Кто показывал зверей в зверинце? - Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка? - Как человек поймал собачонку? - Этот человек хотел сделать доброе или злое дело? - Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце? - 2ч. (3-6 абзац) - Как собачка чувствовала себя в клетке? - Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? - Подтвердите словами из текста. - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. - 3ч. (7-9 абзац) – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) - Как автор относится к собачке? Ко льву? 4ч. (10 абзац) - Кто такой барин? - Почему собачка не радуется хозяину? - Почему лев не дал забрать собачку? 5ч. (до конца) - Сколько времени прожили лев с собачкой? -Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. – Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи | |||
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) - Отчего лев умер? Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились сострадать. | – Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение. | |||||
V. Домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание на выбор. -Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. -Составить диафильм к рассказу. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | -–Откройте, пожалуйста, тетради, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ. - Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо за урок! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б.Он заплакал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....