Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа 21 век») 2 класс : Русская народная сказка «Журавль и цапля»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

23.01.2018 г.

Урок литературного чтения

 (УМК «Начальная школа 21 век»)

2 класс

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент:

заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

- Итак, друзья, начнём урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

-Сегодня очередной предметный день.

Девиз дня:

«Учить- ум точить».

-Как понимаете?

Регулятивные УУД - целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД– обще-учебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации.

2.Проверка домашнего задания:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях.

- Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке?

- Что можете о ней рассказать?

- Почему К.Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли?

- Давайте поиграем в  «Переводчиков на новый лад»: я вам устаревшее слово, вы озвучьте его по современному:

- «мужичок-серячок»

- «избыть»

- «запеть лазаря»

- «хворость прикинулась»

- «судить да рядить»

- А кому из вас понравилась первая иллюстрация на стр.19? Поднимите руку.

- А теперь поднимите руку те, кому понравилась иллюстрация на стр.21. Найдите отрывок из сказки, который относится к этой иллюстрации.

- А кому понравилась последняя иллюстрация?

- Сказка народная или авторская?

- А кто является автором народных сказок?

- Похожа ли сказка «Плутишка кот» на народную?

-Знаете ли вы народные сказки о животных? Какие? Хотите познакомиться ещё с одной?

- Сказку К.Ушинского «Плутишка кот».

- Авторская, о животных, о том, как кот…

(Ответы детей)

- Простой мужичок

- Избавиться от чего-либо

- Жаловаться, плакать

- Болезнь случилась

- Рассуждать, договариваться

 «-Ах ты, бедный волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего…»

- Авторская, написал автор К.Ушинский.

- Народ

(Ответы детей)

Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.

3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения:

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта.

- Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Прочитайте про себя вторую загадку. Кто это?

- Запишите рядом отгадку.

- А теперь прочитаем 1-ю загадку.

- Кто это?

- Запишите отгадку.

(Учитель помещает на доску карточки с иллюстрациями и  со словами цапля и журавль)

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Прочитайте.

- Что вы знаете об этих животных?

- Как вы думаете, о ком будет произведение?

- Какую цель на уроке себе поставите?

(Учитель фиксирует на доске цели урока на ранее заготовленных карточках)

- Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля».

 ( Иллюстрации к сказке на доске).

- Цапля.

(Учащийся читает вслух)

- Это журавль.

(Ответы детей)

- Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв.

- О журавле и цапле.

- Познакомиться со сказкой,

- найти в ней мудрые мысли,

-исследовать построение русской народной сказки,

-познакомиться с устаревшими словами,

-уметь договариваться, сотрудничать друг с другом

Познавательные УУД -  логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.

4. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля», работа с текстом во время чтения:

первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

- Как найти в учебнике эту сказку?

- На какой странице находится?

Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- По оглавлению.

- После сказки К.Ушинского на стр.24.

Регулятивные УУД - самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД –кооперация усилий.

- Чтение присказки

- Чтение 2-ой части

Словарная работа

- Чтение последней части сказки

(читает учитель)

- Чтение продолжит…

(читает ученик)

- Как исследователи вы подчёркивали устаревшие, непонятные вам слова или словосочетания. Зачитайте их. (По ходу чтения слов, происходит обсуждение)

- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно. (читает учитель).

- Ноги долги (длинные ноги);

- Худо летать (плохо летать)

- Долговязый (высокий)

- Несолоно хлебавши (остаться ни с чем)

5. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение:

дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа в парах

Работа по учебнику

Работа в парах

Выполнение учащимися модели обложки.

Гимнастика для глаз:

- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

- Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

- Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

- Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

- Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

- Откройте глаза. Поморгайте.

-Давайте побеседуем по содержанию сказки.

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз журавль сватался к цапле?

- Исполнилось ли желание журавля?

- Как вы думаете, почему?

- Какой фрагмент проиллюстрировал художник на стр.24?

- У каждой пары на столе есть листки со словами-признаками,  распределите их. Те слова, которые по - вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля.

(Слова:

 упрямый(ая)

смешной(ая)

капризный (ая)

нерешительный (ая)

добрый (ая)

умный (ая)

несговорчивый (ая)

придирчивый (ая)

хвастливый (ая)

честный (ая), а также иллюстрации цапли и журавля)

- Прочитайте выбранные слова.

- У каких пар такой же ответ?

- У всех ли получилось договориться друг с другом?

- Зачем нужно это умение?

- Какие слова объединяют цаплю и журавля?

- Ребята, послушайте, я прочитаю вам пословицу: «Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга»

- Как вы ёё понимаете?

- Как вы думаете подходит ли она к сказке «Журавль и цапля»?

Физминутка

«Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться».

- Давайте вспомним, как начиналась эта история? Что вы можете сказать о начале сказки?

- Что такое присказка? Найдите ответ в учебнике на стр.18.

- Зачем нужна присказка?

- Давайте ещё раз прочитаем присказку. Помните,  присказка читается по-особому – скороговоркой. А как это?

- Какие слова повторяются в присказке?

-Зачем нужны повторы?

-  А как называется разговор двух героев?

- Ребята, найдите и прочитайте вместе со своим соседом по парте  первый диалог журавля и цапли

- Второй диалог.

- Третий диалог.

- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

- Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?

- Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы может воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить, за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.

(На доске открываются слова:

-Спасибо за предложение.

Я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня.

- Дай мне время подумать.

Можно мне подумать?

- У тебя такие замечательные перья.

- Как прекрасен твой клюв.

- У тебя такие великолепные ноги.)

- Представьте, что вы работаете художниками-иллюстраторами над созданием книги «Журавль и цапля».

- У вас на партах есть листочки, выполните на них модель обложки к этому произведению.

- Покажите свои модели.

- Почему так нарисовали?

- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

- «Стало скучно жить одному».

- Два раза.

- Нет.

- Не могут договориться, отказывают друг другу.

- Разговор героев сказки.

(Ответы детей)

- Упрямые, капризные, нерешительные, несговорчивые, придирчивые.

(Ответы детей)

- Начинается с присказки.

(Ответы детей)

( Вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы)

- Привлекает наше внимание.

- Быстро, чётко, правильно.

(Чтение присказки)

- «Летела, хвостиком повертела»

- Диалог.

(Ответы детей)

- Нет.

(Ответы детей)

Инсценировка.

(Ответы детей)

- Это сказка о животных.

(Ответы детей)

Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству.

6.Домашнее задание:

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

- А дома попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля.

Выполнить письменно задания в рабочей тетради на стр.18 №1,2.

7. Итог урока:

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

- Могла ли эта история приключиться с людьми?

- Какое правило из этой сказки нам надо взять?

- Так достигли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны цели урока)

Оценки за урок.

- Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

- Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться.

(Ответы детей)

Регулятивные УУД - контроль, самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения.

8.Рефлексия:

зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

- Сегодня на уроке, мы учились выражать доброе отношение словами, а сейчас вы попробуйте выразить своё доброе отношение друг к другу не словами, а жестами.

- Спасибо за урок.

(Ребята пробуют выразить  отношение друг к другу жестами)

Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Журавль и цапля"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе русская народная сказка "Журавль и цапля" УМК начальная школа 21 века....

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Использование интерактивных тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.Мастер класс.

В данном выступлении представлена информация о понятии «интерактивная тетрадь» и использование данной методики на практике....