Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Еремченко Наталья Валерьевна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylov_strekoza_i_muravey.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цели:

Образовательные:

- Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

- Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

- Научить детей отличать басни от других произведений.

Развивающие:

- Развитие мышления при анализе произведения;

- Развитие речи при ответе на вопросы;

- Развитие интереса к чтению басен.

Воспитательные:

- Нравственное воспитание;

- Воспитание умения слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Отличать басню от стихотворения или рассказа;

- Определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественные произведения;

- Характеризовать  героев басни с опорой на текст.

Метапредметные:

- Использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

- Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в обсуждении;

- Формировать и удерживать учебную задачу;

- Высказывать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для передачи своего мнения.

Личностные:

- Проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

- Чувствовать красоту и выразительность речи;

- Развивать способность к самооценке.

Ресурсы урока:

учебник «Литературное чтение»; аудиозапись произведения; презентация.

                                                  Ход урока.

I. Этап мотивации и целеполагания.

- Приглашаю вас в удивительный мир литературы.

- Прочитайте  поговорку на экране и подумайте над её смыслом.

               Чтение без размышления  -  пустое занятие.

- Как понимаете значение данной поговорки? Как нужно читать? (Читать  нужно осмысленно)

- Какую цель поставим для себя на уроке? Чему будем учиться?

   - На экране написан псевдоним очень известного человека. Что такое псевдоним? (псевдоним, вымышленное имя).

      - Прочитайте псевдоним. Догадайтесь,  какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним:

                                 Нави Волырк ( Иван Крылов)

- Правильно, это Иван Крылов.

- Как называется жанр, в котором работал И. А. Крылов?  (Басня).

- Что такое басня? Прочитайте. (Короткий рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. В басне высмеиваются недостатки людей и есть мораль)

- Что такое мораль? Прочитайте.  (нравоучение)

II    Вступительное слово учителя  

1. Знакомство с биографией

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова».  Так называет  его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему.

- Жизнь у Крылова была нелёгкая. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил Ваня с матерью в глубокой нищете. У него не было возможности  учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он самостоятельно  овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. Крылов был очень трудолюбив. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился  играть на скрипке. У него были большие способности к математике. И. А. мог стать актёром, художником, музыкантом. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

- Если мы мысленно совершим экскурсию в СПб и заглянем в Летний сад, то увидим на одной из аллей памятник И.А. Крылову. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали простые люди по всей России. Баснописец изображён сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. На каждой стороне высокого постамента изображены персонажи наиболее известных басен.  

2. Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на выставку книг. На ней представлены наиболее известные басни И. А. К... В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Кто из вас заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите эти книги, прочитайте их и вы обязательно станете умнее, узнаете что-то новое и важное о себе и о людях.  

III. Постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с одной басней И. А. Крылова. Отгадайте главных героев.                                                                        

         На ромашку у ворот                                                        

       Опустился вертолёт-

       Золотистые глаза

       Кто же это?    (стрекоза)    

                                                  Без работы хоть убей,

                                                  Жить не может … (муравей)

     - Кто догадался, как называется басня, которую будем читать? (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

     - Правильно сегодня прочитаем басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», узнаем  о чём это произведение и  постараемся понять замысел автора.

- Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые

     - Обратите внимание, как написаны названия насекомых?

- Как думаете, почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы? Сегодня постараемся ответить и на этот вопрос.

  1. Этап первичного восприятия.

1) создание мотивации для анализа прочитанного

  • Попробуйте предсказать, какие характеры будут у героев басни. Давайте посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
  • Где и когда можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок)
  • Чем занимаются?
  • Стрекозы летают на охоту только днём, в самые жаркие часы. С наступлением вечера и всю ночь они отдыхают неподвижно на каком-нибудь растении.
  • Что можете сказать о стрекозе? Какая она? (красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.)

- Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

- Кто из вас наблюдал за муравьями?   За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат  в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они никогда не сидят без дела. Весь день они снуют по своим тропкам в поисках пищи и материала для строительства муравейника.

- Что можете сказать о муравье? Какой он? (труженик, коллективист, умный и т.д.)

2) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

  • Послушайте текст басни в исполнении артиста театра и кино. Проверьте свои предположения.

3) Формулирование проблемы.

  • Проверим, верны ли  наши предположения?

- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы предположили?

- Был ли трудолюбивый Муравей щедр и добр по отношению к Стрекозе?

  • Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой, он проявил жестокость и жадность? Давайте попробуем в этом разобраться.

V. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1) Словарная работа.

  • Чтобы понять содержание произведения, необходимо очень внимательно проанализировать его, заострив внимание на каждом слове.
  • Прочитайте непонятные слова и выражения из басни.
  • Прочитайте их значения.
  • Соотнесите слова и выражения с их значениями

лето красное — тёплое, красивое, солнечное лето

оглянуться не успела — очень быстро прошло

зима катит в глаза — зима скоро наступит, зима близко

помертвело чисто поле — поле опустело, в поле ничего не растёт, стоит мёртвая тишина

был готов и стол, и дом - везде могла найти еду и место для отдыха

нужда — недостаток в необходимом

и кому же в ум придёт - никто даже не подумает

злой тоской удручена - огорчена, опечалена, тоскует

до вешних дней — до весны

в мягких  муравах у нас -  (мурава – трава) в мягкой траве

голову вскружило — обо всём забыла

2). Углублённый анализ басни.

- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какое время года изображено на рисунке?

  • Расскажите, как жила Стрекоза летом?
  • Чем был занят Муравей?
  • А какое время года изображено на этой иллюстрации?
  • Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
  • Жалко вам Стрекозу или нет?
  • Задумайтесь, почему она оказалась без корма и жилья?  Кто виноват в этом?
  • Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?

-    Прочитайте слова-просьбу Стрекозы?

  • Как поступил Муравей? Он помог Стрекозе?
  • Как бы вы поступили на месте  Муравья?
  • Можно ли сказать, что Муравей жадный и поступил жестоко?
  • А как он поступил? Подумайте, прав ли Муравей, отказав стрекозе в помощи?
  • Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
  •  Верно, Крылов показал нам Муравья таким, потому что хотел научить нас чему-то очень важному.
  • В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
  • Это мораль басни. Прочитайте мораль ещё раз и подумайте, чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость. Нужно не только веселиться, но и работать)

-   Как вы думаете, среди людей можно встретить человека с таким характером, как у Стрекозы, Муравья?

     -  Действительно, такие люди встречаются в нашей жизни. В баснях под животными автор подразумевает людей. Прочитайте, как называется такой приём.

АЛЛЕГОРИЯ (слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла.

- Теперь можете объяснить, почему названия животных написаны с заглавной буквы?

- Определите какие черты характера людей иносказательно показывает Крылов в образе главных героев.

(девочки - охарактеризует Стрекозу, мальчики - Муравья)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок на печатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране) Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

  • Кто  из героев вам понравился больше и почему?
  • Автору тоже один герой очень симпатичен а о другом он говорит с иронией. Это ещё один приём, который всегда прослеживается в басне. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка)

3) Упражнение «Узнай пословицы»

- Прочитайте начало пословицы и продолжите её.

Делу -  время, потехе - час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сделал дело — гуляй смело.

Поспешишь — людей насмешишь.

За большим погонишься — малое потеряешь.      

- Какие  пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

  1. Чтение басни по ролям.

- Сколько действующих лиц в этой басне?

- Найдите слова автора, прочитайте их.

- Обратите внимание на то, что слова главных героев записаны в кавычках.

- Найдите слова Стрекозы. Прочитайте их. Как их нужно читать? (жалостливо, просяще; радостно, беззаботно)

- Найдите слова Муравья. Прочитайте их. Как нужно читать слова Муравья? (уверенно, поучительно).

- Прочитайте басню про себя и подготовьтесь к чтению по ролям

VI. Подведение итогов

  • С каким по жанру произведением мы сегодня познакомились?
  • Что такое басня?
  • Какие приёмы используют баснописцы?

-    Как называется басня?

  • Кто написал эту басню?
  • Какова мораль басни « Стрекоза и муравей»?
  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

- Нужно ли изучать басни?

- Чему они учат?

VII. Домашнее задание.

Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как бы они жили? Что делали бы?

  • Придумайте об этом другое окончание басни.

    VIII. Рефлексия. «Дерево творчества»

 -  Оцените свою работу на уроке.

Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Крылов !Стрекоза и муравей"

Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...

Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование басни.

Разработка урока литературного чтения по программе УМК "Перспектива". Здесь представлены задания для работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, как этого требует ФГОС....

Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".

Урок литературного чтения....