Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".
методическая разработка по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
Цели:
Образовательные:
- Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
- Научить детей отличать басни от других произведений.
Развивающие:
- Развитие мышления при анализе произведения;
- Развитие речи при ответе на вопросы;
- Развитие интереса к чтению басен.
Воспитательные:
- Нравственное воспитание;
- Воспитание умения слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Отличать басню от стихотворения или рассказа;
- Определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественные произведения;
- Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Метапредметные:
- Использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
- Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в обсуждении;
- Формировать и удерживать учебную задачу;
- Высказывать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для передачи своего мнения.
Личностные:
- Проявлять познавательный интерес к изучению предмета;
- Чувствовать красоту и выразительность речи;
- Развивать способность к самооценке.
Ресурсы урока:
учебник «Литературное чтение»; аудиозапись произведения; презентация.
Ход урока.
I. Этап мотивации и целеполагания.
- Приглашаю вас в удивительный мир литературы.
- Прочитайте поговорку на экране и подумайте над её смыслом.
Чтение без размышления - пустое занятие.
- Как понимаете значение данной поговорки? Как нужно читать? (Читать нужно осмысленно)
- Какую цель поставим для себя на уроке? Чему будем учиться?
- На экране написан псевдоним очень известного человека. Что такое псевдоним? (псевдоним, вымышленное имя).
- Прочитайте псевдоним. Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним:
Нави Волырк ( Иван Крылов)
- Правильно, это Иван Крылов.
- Как называется жанр, в котором работал И. А. Крылов? (Басня).
- Что такое басня? Прочитайте. (Короткий рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. В басне высмеиваются недостатки людей и есть мораль)
- Что такое мораль? Прочитайте. (нравоучение)
II Вступительное слово учителя
1. Знакомство с биографией
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему.
- Жизнь у Крылова была нелёгкая. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил Ваня с матерью в глубокой нищете. У него не было возможности учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. Крылов был очень трудолюбив. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. И. А. мог стать актёром, художником, музыкантом. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.
- Если мы мысленно совершим экскурсию в СПб и заглянем в Летний сад, то увидим на одной из аллей памятник И.А. Крылову. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали простые люди по всей России. Баснописец изображён сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. На каждой стороне высокого постамента изображены персонажи наиболее известных басен.
2. Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на выставку книг. На ней представлены наиболее известные басни И. А. К... В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Кто из вас заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите эти книги, прочитайте их и вы обязательно станете умнее, узнаете что-то новое и важное о себе и о людях.
III. Постановка цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с одной басней И. А. Крылова. Отгадайте главных героев.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Без работы хоть убей,
Жить не может … (муравей)
- Кто догадался, как называется басня, которую будем читать? (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
- Правильно сегодня прочитаем басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», узнаем о чём это произведение и постараемся понять замысел автора.
- Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
- Обратите внимание, как написаны названия насекомых?
- Как думаете, почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы? Сегодня постараемся ответить и на этот вопрос.
- Этап первичного восприятия.
1) создание мотивации для анализа прочитанного
- Попробуйте предсказать, какие характеры будут у героев басни. Давайте посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
- Где и когда можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок)
- Чем занимаются?
- Стрекозы летают на охоту только днём, в самые жаркие часы. С наступлением вечера и всю ночь они отдыхают неподвижно на каком-нибудь растении.
- Что можете сказать о стрекозе? Какая она? (красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.)
- Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
- Кто из вас наблюдал за муравьями? За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
- Муравьи очень трудолюбивы, они никогда не сидят без дела. Весь день они снуют по своим тропкам в поисках пищи и материала для строительства муравейника.
- Что можете сказать о муравье? Какой он? (труженик, коллективист, умный и т.д.)
2) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
- Послушайте текст басни в исполнении артиста театра и кино. Проверьте свои предположения.
3) Формулирование проблемы.
- Проверим, верны ли наши предположения?
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы предположили?
- Был ли трудолюбивый Муравей щедр и добр по отношению к Стрекозе?
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой, он проявил жестокость и жадность? Давайте попробуем в этом разобраться.
V. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1) Словарная работа.
- Чтобы понять содержание произведения, необходимо очень внимательно проанализировать его, заострив внимание на каждом слове.
- Прочитайте непонятные слова и выражения из басни.
- Прочитайте их значения.
- Соотнесите слова и выражения с их значениями
лето красное — тёплое, красивое, солнечное лето
оглянуться не успела — очень быстро прошло
зима катит в глаза — зима скоро наступит, зима близко
помертвело чисто поле — поле опустело, в поле ничего не растёт, стоит мёртвая тишина
был готов и стол, и дом - везде могла найти еду и место для отдыха
нужда — недостаток в необходимом
и кому же в ум придёт - никто даже не подумает
злой тоской удручена - огорчена, опечалена, тоскует
до вешних дней — до весны
в мягких муравах у нас - (мурава – трава) в мягкой траве
голову вскружило — обо всём забыла
2). Углублённый анализ басни.
- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какое время года изображено на рисунке?
- Расскажите, как жила Стрекоза летом?
- Чем был занят Муравей?
- А какое время года изображено на этой иллюстрации?
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- Жалко вам Стрекозу или нет?
- Задумайтесь, почему она оказалась без корма и жилья? Кто виноват в этом?
- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
- Прочитайте слова-просьбу Стрекозы?
- Как поступил Муравей? Он помог Стрекозе?
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Можно ли сказать, что Муравей жадный и поступил жестоко?
- А как он поступил? Подумайте, прав ли Муравей, отказав стрекозе в помощи?
- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
- Верно, Крылов показал нам Муравья таким, потому что хотел научить нас чему-то очень важному.
- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
- Это мораль басни. Прочитайте мораль ещё раз и подумайте, чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость. Нужно не только веселиться, но и работать)
- Как вы думаете, среди людей можно встретить человека с таким характером, как у Стрекозы, Муравья?
- Действительно, такие люди встречаются в нашей жизни. В баснях под животными автор подразумевает людей. Прочитайте, как называется такой приём.
АЛЛЕГОРИЯ (слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла.
- Теперь можете объяснить, почему названия животных написаны с заглавной буквы?
- Определите какие черты характера людей иносказательно показывает Крылов в образе главных героев.
(девочки - охарактеризует Стрекозу, мальчики - Муравья)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок на печатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране) Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)
- Кто из героев вам понравился больше и почему?
- Автору тоже один герой очень симпатичен а о другом он говорит с иронией. Это ещё один приём, который всегда прослеживается в басне. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка)
3) Упражнение «Узнай пословицы»
- Прочитайте начало пословицы и продолжите её.
Делу - время, потехе - час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Сделал дело — гуляй смело.
Поспешишь — людей насмешишь.
За большим погонишься — малое потеряешь.
- Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
- Чтение басни по ролям.
- Сколько действующих лиц в этой басне?
- Найдите слова автора, прочитайте их.
- Обратите внимание на то, что слова главных героев записаны в кавычках.
- Найдите слова Стрекозы. Прочитайте их. Как их нужно читать? (жалостливо, просяще; радостно, беззаботно)
- Найдите слова Муравья. Прочитайте их. Как нужно читать слова Муравья? (уверенно, поучительно).
- Прочитайте басню про себя и подготовьтесь к чтению по ролям
VI. Подведение итогов
- С каким по жанру произведением мы сегодня познакомились?
- Что такое басня?
- Какие приёмы используют баснописцы?
- Как называется басня?
- Кто написал эту басню?
- Какова мораль басни « Стрекоза и муравей»?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
VII. Домашнее задание.
Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как бы они жили? Что делали бы?
- Придумайте об этом другое окончание басни.
VIII. Рефлексия. «Дерево творчества»
- Оцените свою работу на уроке.
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. Крылов !Стрекоза и муравей"
Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...
Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"
Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование басни.
Разработка урока литературного чтения по программе УМК "Перспектива". Здесь представлены задания для работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, как этого требует ФГОС....
Басня. И. А. Крылов. "Стрекоза и Муравей".
Урок литературного чтения....
Иван Крылов — Стрекоза и Муравей (Басня)
Сценка....