Проектная деятельность
статья по чтению (1 класс)
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов. Она ориентирована на работу с учащимися 1 класса. В тексте описывается методика подготовки и проведения проектной деятельности по теме "Азбука". Практическая работа позволяет детям более глубоко усвоить алфавит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_1.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проективных методик в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель - раскрыть принцип проектной деятельности и применить этот метод в начальной школе
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Обобщить особенности осуществления проекта в начальной школе.
3. Применить и диагностировать собственный опыт в реализации метода проектов у учащихся начальных классов.
Формы и методы работы
Я составила для себя поэтапный план действий:
- Подготовительный - сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме.
- Основной - использование системы различных проектов, способствующих развитию обучения на уроках и во внеурочное время.
- Заключительный - подведение итогов, анализ проведённой работы.
Подготовительный этап
В изученной мной литературе говорится о том, что младший школьный возраст является самым ответственным, начальным этапом вхождения в проектную деятельность, который закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение учащихся начальных классов в проектную деятельность, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку.
Проекты с первого класса? Да это очень трудно! Но и всё-таки возможно.
Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся, формированию умений работать с нужной информацией, реализовать поставленные перед собой творческие задачи.
Немного о том, что такое проектная деятельность и какие бывают проекты.
Проектная деятельность – это такая деятельность учащихся (она может быть коллективной или индивидуальной), результатом которой является определённый продукт: рисунки, поделки, книжки-самоделки, инсценировки, спектакли и т.п.
Что такое проект. Дается тема, задание. Задание выполняется практически. Выдается продукт, который нужно защитить.
5 «П»
1.Проблема
2.Проектирование (план)
3.Поиск информации
4.Продукт
5.Представление проекта
Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний.
После изученной литературы я начала постепенно вовлекать учащихся и их родителей в проектную деятельность.
Основной этап
Работая с детьми начальных классов, я стараюсь использовать проектный метод в своей практике. Проектную деятельность я применяю как в урочное время, так и во внеурочное время.
В своей практике я постаралась, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме.
В учебном процессе я использую такие типы проектов, как творческие, исследовательские и информационные.
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта стараюсь сформулировать естественным для детей языком, чтобы вызвать их интерес. Иногда я использую рассказанную сказку, притчу или просто вступление в виде стихотворения. Ведь тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники. А если это проект во внеурочное время стараюсь сначала рассказать детям о предстоящей работе и зачем нам это пригодиться, а затем постепенно начинаю работать над проектом.
На этапе погружения в проект мы с учащимися вместе находим проблемное поле. Из поставленной проблемы проекта выделяем цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
На следующем этапе я организую деятельность детей. Определяем цели и задачи. По необходимости - определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать.
И это уже третий этап. Здесь я становилась «маленьким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент, и ребята обращаются за помощью в решении ставшей проблемы. Я на контроле: помогаю справиться с трудностями и одновременно контролирую, как идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности остальных учащихся.
Следующий этап - этап презентации, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Защита проекта происходит в классе, в основном на уроке. Ребята защищают свой проект, отвечают на поставленные вопросы:
- как они готовили проект (самостоятельно или при помощи родителей)?
- где находили нужную литературу?
- какие трудности испытывали при выполнении проекта?
- достиг ли проект поставленных целей?
- что бы они изменили, если бы делали этот проект заново?
По итогам защиты поощряю не только тех учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности тех детей, кто задавал умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. И я стараюсь поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте.
Организация проекта
- Интерес к теме (возрастные особенности)
- на добровольной основе
- сотрудничество (учитель-ученик-родители)
Условия
- Содержание, материалы, доля самостоятельности, форма отчетности, критерии оценивания работы.
1.Дана тема. Ребенок работу выполнил
- Получили гениальный доклад родителей.
Вывод: работа с родителями. (Важно, чтобы родители не брали на себя всю работу за ребенка. Родители помощники.)
2.Дана тема. Ребенок ничего не выполнил
- Не было материала.
Вывод: нужно давать информацию где можно взять материал, как пользоваться материалом. Сотрудничество с родителями.
3.Дана тема. Ребенок делает по частям, очень долго.
Вывод: Нужен план, где прописываются сроки выполнения заданий.
4.Дана тема. Ребенок работу выполнил. Принес продукт «5», ребенок знает материал, а остальные дети нет.
Вывод: Обязательно найти время для представления проекта.
Учитель видит что ребенок знания получил. У ребенка повышается самооценка.
Проект, который был сделан мной на уроке литературного чтения со своими учащимися –
«Моя азбука».
Участники проекта – учащиеся 1класса. Все учащиеся очень активные, любопытные и эмоциональные ребята. Они с удовольствием берутся за любое дело, особенно, если это дело требует фантазии и творчества. В первом классе ребята учат алфавит, учатся писать буквы. Чтобы лучше запомнить алфавит мы решили сделать проект «Весёлый алфавит».
По времени проект – долговременный.
Цель проекта: Создание книги о буквах своими руками «Весёлый алфавит» коллективно.
Задачи:
1.Собрать материал о буквах от А до я: стихи, рисунки, картинки.
2.Изготовить рисунки с изображением букв.
3. Собранный материал творчески представить, как книгу «Наш весёлый алфавит».
План работы:
1.Распределить буквы на каждого ребенка.
2.Выбрать нужную литературу и материал по конкретной букве.
3.Спланировать дальнейшую работу по выполнению работы над проектом (рисовать рисунок, наклеивать картинки, писать стихи и загадки).
4.Представить свой проект на уроке.
5.Составить книжку «Весёлый алфавит».
Ход работы
В течение 1 месяца первоклассники собирали материал о буквах. Ребята учились находить в окружающем мире предметы, похожие на буквы (предметы быта) или предметы, начинающиеся с той или иной буквы. Свои наблюдения мои ученики воплотили в творческих работах.
Собранный материал ребята объединили в книжку.
Полученные результаты
Книжку своими руками создали. Получилась красочная иллюстрированная книга с большим количеством познавательного материала. Все книги ребята с удовольствием листают до сих пор, рассматривают иллюстрации.
Результативность
Проектная деятельность помогает в образовательном процессе. Мы видим, что у учащихся улучшается познавательная активность, появляются информационные умения, коммуникативные умения, повышается самостоятельность. Благодаря проектной деятельности повышается качество обучения учащихся. Дети становятся общительными, приобретают творческие навыки и умения.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.
Мне понравилась работа над проектной деятельностью и я с большим удовольствием порекомендовала бы своим коллегам обязательно использовать этот метод в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...