Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы
статья по чтению

Худякова Татьяна Михайловна

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvenno.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством

детской художественной литературы

     Современное  образование в  начальной  школе развивается  в принципиально новых условиях, которые регламентированы положениями ФГОС начального общего образования.

   Предметные   результаты   освоения   основной   образовательной программы  начального  общего  образования  по  литературному  чтению должны  отражать:

 -понимание  литературы  как  явления  национальной  и мировой  культуры,  средства  сохранения  и  передачи  нравственных ценностей  и  традиций;  

- осознание  значимости  чтения  для  личного развития;  

- формирование  первоначальных  этических  представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

- умение участвовать в обсуждении литературных  текстов,  давать  и  обосновывать  нравственную  оценку поступков  героев;  

- умение  самостоятельно  выбирать  интересующую литературу.

    Поэтому одним из приоритетных направлений школы сегодня может стать   формирование   нравственно-этических   качеств   личности посредством детской художественной литературы.

   Учеными установлено, что в процессе литературного образования у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов.

    Я считаю,  что проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Аудио-видео техника, работа с компьютером ослабила интерес детей к чтению книг, желание работать с книгой. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: у детей снизился уровень развития   речи,   воображения,   мышления,   коммуникативных   и познавательных  способностей.  Отсутствие  чтения  книг  о  добре  и  зле, совести  и  чести,  о  достоинстве  замедляет  процесс  формирования нравственных ценностей у младшего школьника. Поэтому идею нравственного воспитания через художественную литературу сегодня нужно поддерживать и развивать педагогам, родителям, современным авторам детских книг.

   Взрослый,  находящийся  рядом  с  детьми,  демонстрирует  пример личного отношения к чтению, осуществляет выбор текстов для детского чтения, посвященных

воспитанию  в  детях  доброты,  отзывчивости, взаимопомощи и справедливости.

      Воспитывая  в  детях  добрые  чувства,  необходимо  одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. В этом случае важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя.  Голосом,  интонацией,  мимикой  важно  показать  ученикам  свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них  лирические,  комические  и  драматические  ситуации  произведения.

      Эмоциональные  реакции  учителя  передаются  детям,  способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.

     Часы  чтения  должны  проходить  в  задушевной,  дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям.

     Работая с книгой, учителю необходимо учесть особенности детского восприятия,

так прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, юный

читатель тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.

Важный плюс состоит в том, что ребята учатся жить жизнью других героев, сочувствовать их неудачам, радоваться победам.

     На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому  фонду  детской  книги.  Это  произведения  Н.  Носова,  В. Драгунского, В. Катаева, В. Осеевой.

    Достойное  место  в  этом  списке  занимают рассказы М. Зощенко для детей.

     Особенность Зощенко как детского писателя в том, что всё очень просто и понятно. Все эмоции, поступки, слова персонажей его детских рассказов изложены в логике, доступной ребенку и каждому человеку.

  Через  различные  эпизоды  «детской  жизни»  автор  показывает необходимый  минимум  воспитанного  человека,  который  в  будущем помогает стать взрослому счастливым и полезным для общества.

   На   уроках внеклассного чтения  можно  использовать разнообразные приемы и

средства:

- чтение и обсуждение отрицательных поступков;

- рассматривание положительных примеров;

-проблемные  ситуации  социальной  направленности  на  основе литературного произведения, истории из жизни детей и взрослых, которые активизируют личный опыт детей, связанный с поведением в аналогичной ситуации;

- составление рассказов по картинкам;

-выставка любимых книг, портретов полюбившихся героев;

-инсценировка отрывков рассказов.

    Отвечая на вопросы в ходе беседы по прочитанному, дети учатся сравнивать  поступки  и  действия  персонажей,  делать  определенные выводы:

-Кого мы называем чутким, внимательным человеком?

-Как можно назвать поступок героя?

-Как  вы  относитесь  к  своим  товарищам,  если  они  совершают неправильный поступок?

Таким   образом, правильно   сформулированные   вопросы   по содержанию  литературного  текста  способствуют  воспитанию  у  детей положительных  моральных  качеств  и  преодолению  отрицательных, помогают детям  обобщить  моральные  понятия, осознать  необходимость соблюдения определенных моральных норм.

    Детские  произведения  Михаила  Зощенко  способствуют положительному  воспитанию  ребенка,  поскольку они  учат  доброте, щедрости, смелости, честности и искренности, заботливому отношению к окружающим людям и животным и т.д.; пропагандируют необходимость в получении знаний и умении вести себя в коллективе. Автором осуждаются и  высмеиваются  такие  отрицательные  качества,  как  эгоизм,  зависть, жестокость,  трусость,  глупость,  желание  часто  лгать  и др.,  носителями которых могут быть не только персонажи - дети, но и персонажи -взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы

На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"...

Тема Самообразования «Волонтерство как средство становления духовно-нравственных качеств личности воспитанников детского дома».

Волонтерская деятельность по оказанию помощи бездомным животным формирует такие нравственные качества как милосердие, гуманность, готовность прийти на помощь. Относясь к животным с добротой и со...

Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников

Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника...

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...