Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы
статья по чтению
Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvenno.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-этических качеств личности посредством
детской художественной литературы
Современное образование в начальной школе развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы положениями ФГОС начального общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению должны отражать:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
- умение участвовать в обсуждении литературных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Поэтому одним из приоритетных направлений школы сегодня может стать формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы.
Учеными установлено, что в процессе литературного образования у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов.
Я считаю, что проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Аудио-видео техника, работа с компьютером ослабила интерес детей к чтению книг, желание работать с книгой. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: у детей снизился уровень развития речи, воображения, мышления, коммуникативных и познавательных способностей. Отсутствие чтения книг о добре и зле, совести и чести, о достоинстве замедляет процесс формирования нравственных ценностей у младшего школьника. Поэтому идею нравственного воспитания через художественную литературу сегодня нужно поддерживать и развивать педагогам, родителям, современным авторам детских книг.
Взрослый, находящийся рядом с детьми, демонстрирует пример личного отношения к чтению, осуществляет выбор текстов для детского чтения, посвященных
воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости.
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. В этом случае важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой важно показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения.
Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям.
Работая с книгой, учителю необходимо учесть особенности детского восприятия,
так прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, юный
читатель тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.
Важный плюс состоит в том, что ребята учатся жить жизнью других героев, сочувствовать их неудачам, радоваться победам.
На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Это произведения Н. Носова, В. Драгунского, В. Катаева, В. Осеевой.
Достойное место в этом списке занимают рассказы М. Зощенко для детей.
Особенность Зощенко как детского писателя в том, что всё очень просто и понятно. Все эмоции, поступки, слова персонажей его детских рассказов изложены в логике, доступной ребенку и каждому человеку.
Через различные эпизоды «детской жизни» автор показывает необходимый минимум воспитанного человека, который в будущем помогает стать взрослому счастливым и полезным для общества.
На уроках внеклассного чтения можно использовать разнообразные приемы и
средства:
- чтение и обсуждение отрицательных поступков;
- рассматривание положительных примеров;
-проблемные ситуации социальной направленности на основе литературного произведения, истории из жизни детей и взрослых, которые активизируют личный опыт детей, связанный с поведением в аналогичной ситуации;
- составление рассказов по картинкам;
-выставка любимых книг, портретов полюбившихся героев;
-инсценировка отрывков рассказов.
Отвечая на вопросы в ходе беседы по прочитанному, дети учатся сравнивать поступки и действия персонажей, делать определенные выводы:
-Кого мы называем чутким, внимательным человеком?
-Как можно назвать поступок героя?
-Как вы относитесь к своим товарищам, если они совершают неправильный поступок?
Таким образом, правильно сформулированные вопросы по содержанию литературного текста способствуют воспитанию у детей положительных моральных качеств и преодолению отрицательных, помогают детям обобщить моральные понятия, осознать необходимость соблюдения определенных моральных норм.
Детские произведения Михаила Зощенко способствуют положительному воспитанию ребенка, поскольку они учат доброте, щедрости, смелости, честности и искренности, заботливому отношению к окружающим людям и животным и т.д.; пропагандируют необходимость в получении знаний и умении вести себя в коллективе. Автором осуждаются и высмеиваются такие отрицательные качества, как эгоизм, зависть, жестокость, трусость, глупость, желание часто лгать и др., носителями которых могут быть не только персонажи - дети, но и персонажи -взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие критичности мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...
Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы
На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...
Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"...
Тема Самообразования «Волонтерство как средство становления духовно-нравственных качеств личности воспитанников детского дома».
Волонтерская деятельность по оказанию помощи бездомным животным формирует такие нравственные качества как милосердие, гуманность, готовность прийти на помощь. Относясь к животным с добротой и со...
Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников
Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника...
Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)
laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...
Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...