Умение работать с текстом. 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Умение работать с текстом»
Ф.И.______________________________ класс_________________
Перелётные птицы.
Становится всё теплей и теплей. В воздухе слышится весна, почки набухают, листочки развёртываются. К нам с юга прилетает целый караван летучих и певучих гостей. Первыми прилетели белоносые грачи. Они заняли оставленные ими старые гнёзда на вётлах и берёзах около прудов. Грачи громко каркают, роются в рыхлой земле и ищут червяков.
Возвратились также в свои гнёзда стаи ласточек — городских, деревенских и маленьких земляных. Земляные ласточки вырывают гнезда в земле, в обрывах по берегам рек. Прилетели и большие длиннокрылые стрижи, вьющие гнёзда на высоких башнях и колокольнях. Налетели и мелкие пташечки — красивые зяблики, желтовато-зелёные чижики. Зазеленелись, зацвели леса, огласились весёлыми песнями.
Ответить и запиши ответы на вопросы:
- Какие птицы первыми прилетают с юг?
________________________________________________________________
- Где расселяются грачи?
________________________________________________________________
- Стаи каких ещё птиц возвращаются с юга?
________________________________________________________________
- Какие виды ласточек бывают?
________________________________________________________________
- Где строят гнёзда земляные ласточки?
_________________________________________________________________
- Какие птицы вьют гнёзда на высоких башнях и колокольнях?
_________________________________________________________________
Лошадь и жаба
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев, и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
2. Выполни задания. Выдели кружком правильный вариант ответа.
1. Определи персонажей произведения.
а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) окраина селения.
б) изгородь вокруг деревни;
в) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.
а) Сидит __
б) прыгает __
в) вылезла __
г) хочет спрятаться __
6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.
а) Изранили __
б) наломали __
в) давай тыкать __
7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.
______________________________________________________________________
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Почему детям стыдно? __
б) Встреча лошади с жабой. __
в) Как хорошо после дождя! __
г) Потеха детей. __
д) «Лошадь гадину пожалела». __
9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
__________________________________________________________________
10*. Какой нравственный урок получили дети?
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб.
– Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся точить косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовка, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл загородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
2. Выполни задания. Отметь в кружок утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.
2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.
3. Где Вовка нашел кнут?
Напиши ______________________________________________
4. В чём была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.
5. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
б) нарушить религиозно-нравственные предписания;
6. Какие грехи, по словам деда, совершил внук? ___________________________________________________________________
7. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
_______________________________________________________________________
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда. __
б) Облегчение от принятого решения. __
в) Хвастовство находкой. __
г) Нежелание отдать кнут хозяину. __
9. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
10* . Какой нравственный урок получил внук? ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Проверочная работа по русскому языку 2 класс "По определению умения работать с текстом"ПНШ
Проверочная работа по русскому языку 2 класс ПНШ...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе
Часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет....
Диагностика умения работать с текстом на примере текста М.Пришвина "Выскочка"
Диагностика отслеживает умения учащихся глубоко погружаться в текст: уметь полно и объективно анализировать его- определять тему главную мысль, воспроизводить необходимую информацию, анали...
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы
laquo;Формирование умения работать с текстом как шагк успешному выполнению комплексной контрольной работы»...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...