Литературная игра "Весёлая семейка" (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского
методическая разработка по чтению (2, 3 класс)

Бабарыкова Любовь Донатовна

Литературная игра - одна из интересных форм приобщения детей к чтению. Иногда в ней принимают участие не только команды детей, но и команды родителей. Перед началом игры за 2 недели все получают список произведений для чтени. на основе которых будут составляться вопросы и задания самой игры. Кроме списка произведений каждая команда придумывает себе название, девиз, огринальное представление. Дети составляют кроссворды и придумывают вопросы для соперников, рисуют иллюстрации по прочитанному. Игра проводится в определённый день. все команды собираются в одном пространтве, специально организованном для игры. Ведущий по очереди задает вопросы командам и предлагает выполнить творческие задания. В конце игры жюри подводит итоги и награждает победителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_vesyolaya_semeyka.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра

«Весёлая семейка» по рассказам Н.Носова и В.Драгунского

Оборудование кабинета к игре.

Парты стоят по две. Организуется работа в трёх командах: 2 команды детей и одна команда родителей. Команды предварительно получают задание. (Приложение 1)

На доске:

1. Высказывания известных людей о произведениях Н.Носова и В. Драгунского.

 Книги Н. Носова любят все дети и их родители, которые тоже были детьми.

Рассказы Н. Носова невозможно читать без улыбки, столько в них легкого юмора, доброты. Улыбнитесь, взрослые и дети, вспомнив рассказы.

2. Выставка книг Н.Носова и В.Драгунского.

3. Выставка рисунков и кроссвордов команд-участников и болельщиков.

I. Выход команд. (Приложение 2)

II. Разминка. Каждой команде я задам по 1 вопросу

1. “Тук-тук-тук! – стучало что-то по крыше. Ребята застыли от удивления… Мы отошли от дома в сторону и взглянули на крышу. Там сидела обыкновенная ворона и  что-то клевала”.

Вопрос: Что клевала ворона в рассказе “Тук-тук-тук”?

Ответ: Прошлогодние ягоды рябины.

2. Герои рассказа “Мишкина каша” остались одни на даче. Они долго пытались сварить кашу, но у них так ничего и не получилось.

Вопрос: Что еще они  готовили?

Ответ: Жарили пескарей.

3. Вопрос: Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”.

Ответ: “Замазка”.

III. Конкурсная программа

1. Угадай, из какого рассказа отрывок. Назовите фамилию автора.

*** Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

(В. Драгунский “Он живой и светится”)

*** – Давай верёвку. – А её нет, верёвки.
– Где же она?
– Там.
– Где – там?
– Ну... в колодце.
– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
– Ну да.

(Н.Носов "Мишкина каша")

***Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая – то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”.

(Н.Носов “Замазка”)

*** “… В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер. Он сказал:

- Здравствуйте! – и подошёл к окну, и поглядел вниз. – А ещё интеллигентный человек.

- Что вам нужно? – строго спросила мама.

- Как не стыдно? – Милиционер даже стал по стойке “смирно”. – Государство предоставляет вам новое жильё, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!”

(В. Драгунский. “Тайное становится явным”)

*** Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно.

(Н.Носов “Огурцы”.)

***“…А мы остались возле ёлки. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли, как дураки, и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:

- Смотрите, а на ёлке сыски висят”.

(В.Драгунский “Заколдованная буква”.)

2. Конкурс “Бюро находок”.

Угадай предметы и назови рассказ и автора.

1. На грядке длинный и зелёный,
В кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы Н.Носова "Огурцы" и "Огородники")

2. Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ Н.Носова "Телефон")

3. Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ Носова "Заплатка")

4. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ Н.Носова "На горке")

5. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ "Дружок" и Н.Носова “Бобик в гостях у Барбоса” )

6. Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ Н.Носова "Карасик".)

3. Конкурс “Ты мне, я – тебе”

Задать по 3 вопроса командам-противникам.

4. Блицопрос

Каждой команде я задаю вопросы. На обсуждение 5 секунд. Ваша задача дать правильный ответ на наибольшее количество вопросов. ( у жюри вопросы и ответы. Они по ходу фиксируют)

“Затейники”

1. Какой рассказ Н. Носова имеет “сладкое” название? (“Леденец”)

2. Какой величины и какого цвета была заплатка, которую Бобка пришил к своим штанам? (Величиной с огурец, зеленого цвета. “Заплатка”).

3. Какой рассказ Н. Носова носит “рыбное” название? (“Карасик”)

4. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка)

5. Во что играли дети в рассказе “Затейники”? (В “три поросёнка”)

“Фантазёры”

1. Как звали героев рассказа “Фантазеры”. (Мишутка и Стасик)

2. Что делали Володя и Вадик до того, как увидели “живую шляпу”? (Раскрашивали картинки)

3. Кого больше всего на свете боялся Алик из рассказа “Милиционер”? (Милиционера)

4. Кого испугались герои рассказа “Затейники”? (Волка)

5. Где происходили события в рассказе “Мишкина каша?” (На даче)

“Живая шляпа”

1. Какую по счету ступеньку не смог посчитать Петя из рассказа “Ступеньки”? Ответ: шестую.

2. Какая фамилия была у Дениски? (Кораблёв)

3. Продукт, который Дениска добавил в кашу. 4 буквы. (Хрен)

4. Кто испугался волка под кроватью? Назови рассказ и имя героя. (Валя. “Затейники”)

5. Её заваривают, затевая неприятности……

6. Её просит дырявая обувь….

5. (Звучит мелодия “Капитаны…..”)

Конкурс капитанов. “Фантазёры”

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамейке и разговаривали. Только они     разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу небылицы. – “Сколько тебе лет”, - спрашивает Мишутка. – “Девяносто пять. А тебе?” - “А мне сто сорок…”. Много интересных небывалых историй придумали герои рассказа Н. Носова “Фантазеры”. Предлагаем вам самим придумать какую-либо историю – небылицу из вашей жизни или по мотивам произведений Н. Носова. Каждый капитан рассказывает по 2 истории-врушки.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги мы обратимся к болельшикам.

6. Конкурс “Близнецов” (болельщикам)

Когда вы читали рассказы Н.Носова и В.Драгунского то, наверно, обратили внимание на то, что в них есть похожие ситуации, похожие предметы и похожие имена.

Сейчас я буду называть общее понятие, а вы должны назвать автора и произведение.

Каша – “Мишкина каша”, “Тайное становится явным”. В.Драгунский

Шляпа – “Мишкина каша” - Н.Носов, “Тайное становится явным” В.Драгунский

Обмен вещами – “Карасик” Н.Носов, “Он живой и светится” В.Драгунский

7. Конкурс “Буриме”. (Приложение 3)

(Для всех участников, в том числе и для болельщиков):

После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил  сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, которого звали Цветиком. Однажды Незнайка попросил Цветика научить его сочинять стихи. – “Ты знаешь, что такое рифма?” - спросил его Цветик. – “Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Станьте тоже на время   поэтами и сочините стихи,  используя рифмы из предложенных:

  • кружка – подружка – лягушка – подушка;
  • стакан – банан – карман – обман;
  • цветок – носок – листок – щенок.
  • кошка – ложка – окошко – немножко
  1. Соедини пословицу и рассказ
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.
  • Главное не победа, главное участие.
  • Старый друг, лучше новых двух.
  • Прежде чем людей судить - на себя посмотри.
  • Засыпь правду золотом, затопчи её в грязь, а она всё наружу выйдет.
  • “Друг детства”
  • “Тайное становится явным”
  • “Заколдованная буква”
  • “На горке”
  • “Живая шляпа”
  • “Третье место в стиле Баттерфляй"
  • “Заплатка”

9. Составь рецепт приготовления каши. (Приложение 4)

10. (Болельщики). Узнай героя по описанию

Фоторобот №1. У него веснушки на носу и светлые волосы. Он невысокий. Он главный герой этой повести. Знает, что подарить лучшему другу и не имеет чувства юмора. Хотел стать боксером, но не стал тренировать силу удара об своего друга детства. Любит ходить в кафе и зоопарк. Он любит играть в шашки и шахматы, но не любит проигрывать. Хочет иметь собаку. Мальчик не любит лечить зубы и когда его родители ходят в театр. Он очень не любит Марью Петровну, за то, что она его все время обманывает.

Ответ: Дениска. Рассказы: "Надо иметь чувство юмора", "Что я люблю", "И что не люблю", "Старый Мореход", "Дядя Павел истопник", "Гусиное горло", "Он живой и светится", "Друг детства".

Фоторобот №2. Он такой же, как Дениска, невысокого роста, с волосами чуть потемнее волос Дениски. Он учится в 1"В" классе и он лучший друг Дениски. Если хочет, то добивается своей цели. За простую игрушку может предложить живого светлячка и одолжить немного денег. Из этого следует, что он не жадный. Мальчик любит целый продуктовый магазин. Чтобы в школе не ругали, может немножко приврать. Он немного завистливый. 

Ответ: Мишка. Рассказы: "Что любит Мишка", "Он живой и светится", "Рыцари", "Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах".

Фоторобот №3. Это девчонка пяти лет. У неё белые волосы, "глаза круглые и отчаяные". У неё меняются молочные зубы на коренные, и сейчас "зуб вывалился и свистит". Одним словом "Красотулечка!" В одной из историй она превратилась в настоящую "индейку". Она маленькая и тихая, но иногда бывает обидчивой. Её лучшие друзья - мальчишки (Костик, Мишка, Андрюшка и Дениска).

Ответ: Алёнка. Рассказы: "Заколдованная буква", "Красный шарик в синем небе". "Сверху вниз наискосок"

Фоторобот 4. Этот герой любит смотреть на львов в цирке и слонов в зоопарке. (Девочка на шаре. Слон и радио). Любит читать газеты и не любит, когда его отвлекают от этого занятия. (Профессор кислых щей). Доктор считает, что ему нужно бросить курить, так как в сердце у него легкий шумок. Курит “Казбек”. (Одна капля убивает лошадь). Однажды ему пришлось готовить курицу. Не любит лохматый бульон. (Куриный бульон). Имеет чувство юмора. (Надо иметь чувство юмора). Умеет показывать фокусы. (Чики-брык). Любит мамин смех. (Рыцари).

Ответ: Папа Дениски.

III Итоги. Слово жюри

Вручение дипломов и грамот. (Приложение 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Литературная игра по рассказам Н.Носова

Литературная игра для учащихся 2 класса по рассказам Николая Носова может быть использована и в других классах начальной школы на уроках и во внеурочное время....

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Литературный турнир по произведениям Н.Н Носова и В.Ю. Драгунского

Литературный турнир по произведениям Н.Н  Носова и  В.Ю. Драгунского Посвященный юбилеям авторов....

презентация "Весёлые рассказы для детей Н.Носова и В Драгунского

Презентация для проведения КВНа в начальной школе по мотивам весёлых рассказов Н.Носова и В.Драгунского...