Конспект урока литературного чтения. Б.Юнгер "Белая роза"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Ощепкова Виктория Олеговна

Конспект урока литературного чтения.

2-ой класс

Программа «Гармония»

Тема: Б. Юнгер «Белая роза».

Цели:

  • Образовательная: познакомить с произведением «Белая роза» автора Б.Юнгера;
  • Развивающая: развитие навыка чтения, воображения, памяти, речи;
  • Воспитательная: воспитание любви к чтению,воспитать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:

  1. учебник Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 2 класс (2 часть)»;
  2. презентация;
  3. рисунки с героями произведения.
  4. коробка с сюрпризом (белая роза).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

2-ой класс

Программа «Гармония»

Тема: Б. Юнгер «Белая роза».

Цели:

  • Образовательная: познакомить с произведением «Белая роза» автора Б.Юнгера;
  • Развивающая: развитие навыка чтения, воображения, памяти, речи;
  • Воспитательная: воспитание любви к чтению, воспитать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:

  1. учебник Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 2 класс (2 часть)»;
  2. презентация;
  3. рисунки с героями произведения.
  4. коробка с сюрпризом (белая роза).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Сейчас урок литературного чтения. Проведу у вас его я, зовут меня Виктория Олеговна.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня вас ждет небольшой сюрприз. Этот сюрприз лежит в этой коробке (учитель показывает коробку), но сначала проверим домашнее задание.

  • Что было задано на дом?
  • Подведение итогов.

  1. Выведение темы и целей урока.
  • Послушайте отрывок из сказки французского писателя Сент-Экзюпери «Маленький принц». Он поможет вам понять о каком чудесном цветке мы с вами сегодня будем читать.
  • О каком цветке говорит маленький принц?

Зовут меня люди царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков

Хоть куст мой зелёный вас ранить готов.

Но кто не простит мне колючих шипов.

Закройте глаза. Сейчас вы услышите удивительную, чарующую музыку. ( Закрыв глаза, слушают музыку: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского)

  • Кто узнал эту музыку?
  • Что это за произведение?
  • Где могут танцевать цветы?
  • Какой на ваш взгляд цветок является королевой бала?
  • Кому бы хотелось увидеть этот бал, хоть одним глазком? Кивните мне.( Показ видео «Вальс цветов»)
  • Как думаете, почему сегодняшний урок мы начали с разговора о цветах?
  • Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? ( Учитель достает сюрприз из коробки- белую розу)
  • Прочитайте в учебнике название произведения, над которым будем работать сегодня. Правы ли вы были? Кто автор?

  1. Подготовка к восприятию произведения.

Работа с презентацией.

На слайде:

"Все цветы - на первый слух - молчат,
    Если их не спросишь ни о чем".

Цветы могут «разговаривать» с нами и цветом, и ароматом, и формой. Ещё в давние времена возник особый язык цветов. (Слайды 3 и 4  с изображением цветов, о которых идёт речь)

Каждый цветок имел своё значение.

  • Колокольчики своим количеством - указывали на час свидания.
  • Незабудка - означала печаль от разлуки.
  • Васильки - доверие.
  • Лилия - чистоту.
  • Клевер - ожидание.


Определенное значение приписывали и цветочным ароматам. Считалось, что запах фиалки развивает милосердие, запах герани - отвагу, мята - хитрость…  Целое послание мог заменить цветочный букет.
И все-таки среди всех цветов мира есть один, значение которого понятно - это царица всех цветов. Кто назовёт его?
(роза)(Слайд5)

С розой связана одна примечательная история из жизни великого сказочника Г. Х. Андерсена. В школе Ханса Кристиана обижали все: и учитель, который лупил его по рукам линейкой за невнимательность и страшную неграмотность, и одноклассники, которые его фантазии считали просто дикой ложью. И  только одна-единственная девочка Сара с сочувствием относилась к этому нескладному длинноносому мальчишке. Однажды она подарила Хансу Кристиану розу.

(Слайд 6 с рукой, протягивающей розу)

Мальчуган был так поражён, что всю жизнь помнил это как чудо. Волшебная роза есть во многих его сказках. И в сказках других авторов розы встречаются особенно чаще других цветов.

У розы очень много значений:  красота, совершенство, радость, любовь, мудрость, милосердие.
"Благоухая, розы рассказывают сказки", - писал великий немецкий поэт Гейне.

Рассказ учителя о жизни автора Б.Юнгера.

Юнгер Бела Германович- украинский писатель , сказочник, сценарист . Родился 24 августа 1922 в Венгрии. С самого детства в душе мальчика жили сказки венгерского села и суровая правда тихого городка. Творческие способности проявились очень рано: он пел в хоре румынской православной церкви, был режиссером и актером театра. Всегда стремился к справедливости. В 8 лет переехал жить в СССР. В 16 лет Б. Юнгер написал свой первый рассказ о судьбе мальчика, который остался сиротой. Принимал участие в работе кружка молодого автора при Союзе писателей Украины в 1951 году, которая и дала ему рекомендацию для поступления в Литературный институт имени Максима Горького в Москве. В Литературном институте учился на отделении драматургии. В 35 лет Б.Юнгер полностью посвятил себя написанию сказок. Публиковался в журналах «Малыш», «Пионерия». Б. Юнгер написал сборников сказок и пьес для театра юного зрителя: «С неба звёздочка упала», сборник сказок «Дубовые листья», сборник сказок-пьес «Золотая лилия».

- Что вы запомнили из моего рассказа из жизни писателя?

  1. Первичное восприятие текста с целевым вопросом.

Чтение текста учителем.( стр. 97-99)

  • Я вам буду читать это произведение, вы меня послушаете внимательно и ответите на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас это произведение?»

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Беседа по целевому вопросу. Итак, «Какие чувства вызывает у вас это произведение?» (Ответы детей)

  1. Повторное чтение по частям со словарной работой и с беседой по содержанию.

Чтение слов в рамочке. 

Приготовились читать слова в рамочке  хором по учебнику. Читаем сначала плавно, по слогам, затем - целыми словами (раскрывала, наполняла, ароматом, позволяли, полакомиться, коснувшись).

Чтение по частям

Чтение I части. Начинает читать…следим внимательно, кто-то продолжит.

  1. Какая роза была самой необыкновенной? (Самой необыкновенной розой была белая роза)
  2. Почему она росла без шипов? ( Потому что она была нежной и доброй)
  3. Что жёлтая роза часто говорила белой розе? ( Отрывок из рассказа) 
  4. Какие слова вам были непонятны?

Словарная работа.

  • Шипы(показ картинки) –колючки;
  • Бутоны( показ нераскрывшегося цветка в живую)- нераскрывшиеся цветы;
  • Аромат- приятный запах;
  • Нежная ( т.е. ласковая, проявляющая любовь);

Чтение II части. Продолжим читать про себя.

  1. Кто забрёл в сад? ( Осёл)
  2. Что сделал осёл, убедившись в том, что белая роза не колется? (Торопливо очистил весь куст)
  3. Почему белая роза стала чахнуть и увядать? (Потому что осёл всё лето ел её бутоны и листочки)
  4. Какие слова вам были непонятны?

Словарная работа.

  • Забрёл (зашёл);
  • Полакомиться (попробовать, покушать, устроить праздник живота);
  • Осёл упрям (стремиться добиться своего);
  • Чахнуть (пропадать);
  • Увядать (засыхать);

Чтение III части.  Сейчас вы будете читать по цепочке.

  1. Какой совет другие розы дали белой?  ( Отрасти шипы, научись колоться)
  2. Послушала ли белая роза совета?
  3. Что же случилось с ослом?
  4. А какие слова вам были не понятны в этой части?

Словарная работа.

  • Горевать (грустить);
  • Вонзились (воткнулись);

  1. Обобщающая работа по тексту.

Беседа.

  1. Почему роза так долго не отращивала шипы? (Она жила по закону «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе», знала, что «за добро добром платят» и ждала такого же отношения ото всех окружающих) 
  2. Каково ей было без шипов?
  3. Но ей всё же пришлось отрастить шипы. Почему?
  4. Какой урок получила роза? («им без шипов никак нельзя»).

Работа с пословицами.

  1. Значит ли это, что закон, по которому жила роза - «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»- неверен?
  2. Найдите в тексте пословицу(«Кто защищать себя не умеет, того всегда обижают»). Почему вы считаете, что это пословица? (Пословица - поучительное высказывание (Учит, советует как правильно поступать в определенной ситуации).

Работа с иллюстрацией к сказке.

На доске висит иллюстрация, на которой изображен эпизод к сказке. Найдите отрывок в тексте, который соответствует рисунку.

Ответы на вопросы на стр.99-100.

  1. Выразительное чтение произведения.
  • Учитель читает выразительно произведение(образец выразительного чтения)
  • Выразительное чтение детей. Чьё чтение вам понравилось больше всего и почему?
  1. Итог урока.

Молодцы, вы мне очень помогли на уроке. Вы были все активны. Кто помогал мне, тот получил отметки.

  1. Домашнее задание: стр. 97-99 выразительно читать, краткий пересказ сказки. 
  2. Рефлексия ( у каждого на парте лежит листочек с  фразами

Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…

Мне было интересно...

продолжите эти фразы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Юнгер "Белая роза"

Урок  литературного чтения с использованием мультимедийной презентации во 2 классе(1-4) На Земле огромное количество цветов - и у каждого своя красота, свой характер, своя сказка. Но розы вс...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода к обучению....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...