Конспект урока литературного чтения. Б.Юнгер "Белая роза"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения.
2-ой класс
Программа «Гармония»
Тема: Б. Юнгер «Белая роза».
Цели:
- Образовательная: познакомить с произведением «Белая роза» автора Б.Юнгера;
- Развивающая: развитие навыка чтения, воображения, памяти, речи;
- Воспитательная: воспитание любви к чтению,воспитать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
- учебник Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 2 класс (2 часть)»;
- презентация;
- рисунки с героями произведения.
- коробка с сюрпризом (белая роза).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения.
2-ой класс
Программа «Гармония»
Тема: Б. Юнгер «Белая роза».
Цели:
- Образовательная: познакомить с произведением «Белая роза» автора Б.Юнгера;
- Развивающая: развитие навыка чтения, воображения, памяти, речи;
- Воспитательная: воспитание любви к чтению, воспитать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
- учебник Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 2 класс (2 часть)»;
- презентация;
- рисунки с героями произведения.
- коробка с сюрпризом (белая роза).
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сейчас урок литературного чтения. Проведу у вас его я, зовут меня Виктория Олеговна.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Проверка домашнего задания.
Сегодня вас ждет небольшой сюрприз. Этот сюрприз лежит в этой коробке (учитель показывает коробку), но сначала проверим домашнее задание.
- Что было задано на дом?
- Подведение итогов.
- Выведение темы и целей урока.
- Послушайте отрывок из сказки французского писателя Сент-Экзюпери «Маленький принц». Он поможет вам понять о каком чудесном цветке мы с вами сегодня будем читать.
- О каком цветке говорит маленький принц?
Зовут меня люди царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков
Хоть куст мой зелёный вас ранить готов.
Но кто не простит мне колючих шипов.
Закройте глаза. Сейчас вы услышите удивительную, чарующую музыку. ( Закрыв глаза, слушают музыку: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского)
- Кто узнал эту музыку?
- Что это за произведение?
- Где могут танцевать цветы?
- Какой на ваш взгляд цветок является королевой бала?
- Кому бы хотелось увидеть этот бал, хоть одним глазком? Кивните мне.( Показ видео «Вальс цветов»)
- Как думаете, почему сегодняшний урок мы начали с разговора о цветах?
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? ( Учитель достает сюрприз из коробки- белую розу)
- Прочитайте в учебнике название произведения, над которым будем работать сегодня. Правы ли вы были? Кто автор?
- Подготовка к восприятию произведения.
Работа с презентацией.
На слайде:
"Все цветы - на первый слух - молчат,
Если их не спросишь ни о чем".
Цветы могут «разговаривать» с нами и цветом, и ароматом, и формой. Ещё в давние времена возник особый язык цветов. (Слайды 3 и 4 с изображением цветов, о которых идёт речь)
Каждый цветок имел своё значение.
- Колокольчики своим количеством - указывали на час свидания.
- Незабудка - означала печаль от разлуки.
- Васильки - доверие.
- Лилия - чистоту.
- Клевер - ожидание.
Определенное значение приписывали и цветочным ароматам. Считалось, что запах фиалки развивает милосердие, запах герани - отвагу, мята - хитрость… Целое послание мог заменить цветочный букет.
И все-таки среди всех цветов мира есть один, значение которого понятно - это царица всех цветов. Кто назовёт его? (роза)(Слайд5)
С розой связана одна примечательная история из жизни великого сказочника Г. Х. Андерсена. В школе Ханса Кристиана обижали все: и учитель, который лупил его по рукам линейкой за невнимательность и страшную неграмотность, и одноклассники, которые его фантазии считали просто дикой ложью. И только одна-единственная девочка Сара с сочувствием относилась к этому нескладному длинноносому мальчишке. Однажды она подарила Хансу Кристиану розу.
(Слайд 6 с рукой, протягивающей розу)
Мальчуган был так поражён, что всю жизнь помнил это как чудо. Волшебная роза есть во многих его сказках. И в сказках других авторов розы встречаются особенно чаще других цветов.
У розы очень много значений: красота, совершенство, радость, любовь, мудрость, милосердие.
"Благоухая, розы рассказывают сказки", - писал великий немецкий поэт Гейне.
Рассказ учителя о жизни автора Б.Юнгера.
Юнгер Бела Германович- украинский писатель , сказочник, сценарист . Родился 24 августа 1922 в Венгрии. С самого детства в душе мальчика жили сказки венгерского села и суровая правда тихого городка. Творческие способности проявились очень рано: он пел в хоре румынской православной церкви, был режиссером и актером театра. Всегда стремился к справедливости. В 8 лет переехал жить в СССР. В 16 лет Б. Юнгер написал свой первый рассказ о судьбе мальчика, который остался сиротой. Принимал участие в работе кружка молодого автора при Союзе писателей Украины в 1951 году, которая и дала ему рекомендацию для поступления в Литературный институт имени Максима Горького в Москве. В Литературном институте учился на отделении драматургии. В 35 лет Б.Юнгер полностью посвятил себя написанию сказок. Публиковался в журналах «Малыш», «Пионерия». Б. Юнгер написал сборников сказок и пьес для театра юного зрителя: «С неба звёздочка упала», сборник сказок «Дубовые листья», сборник сказок-пьес «Золотая лилия».
- Что вы запомнили из моего рассказа из жизни писателя?
- Первичное восприятие текста с целевым вопросом.
Чтение текста учителем.( стр. 97-99)
- Я вам буду читать это произведение, вы меня послушаете внимательно и ответите на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас это произведение?»
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Беседа по целевому вопросу. Итак, «Какие чувства вызывает у вас это произведение?» (Ответы детей)
- Повторное чтение по частям со словарной работой и с беседой по содержанию.
Чтение слов в рамочке.
Приготовились читать слова в рамочке хором по учебнику. Читаем сначала плавно, по слогам, затем - целыми словами (раскрывала, наполняла, ароматом, позволяли, полакомиться, коснувшись).
Чтение по частям
Чтение I части. Начинает читать…следим внимательно, кто-то продолжит.
- Какая роза была самой необыкновенной? (Самой необыкновенной розой была белая роза)
- Почему она росла без шипов? ( Потому что она была нежной и доброй)
- Что жёлтая роза часто говорила белой розе? ( Отрывок из рассказа)
- Какие слова вам были непонятны?
Словарная работа.
- Шипы(показ картинки) –колючки;
- Бутоны( показ нераскрывшегося цветка в живую)- нераскрывшиеся цветы;
- Аромат- приятный запах;
- Нежная ( т.е. ласковая, проявляющая любовь);
Чтение II части. Продолжим читать про себя.
- Кто забрёл в сад? ( Осёл)
- Что сделал осёл, убедившись в том, что белая роза не колется? (Торопливо очистил весь куст)
- Почему белая роза стала чахнуть и увядать? (Потому что осёл всё лето ел её бутоны и листочки)
- Какие слова вам были непонятны?
Словарная работа.
- Забрёл (зашёл);
- Полакомиться (попробовать, покушать, устроить праздник живота);
- Осёл упрям (стремиться добиться своего);
- Чахнуть (пропадать);
- Увядать (засыхать);
Чтение III части. Сейчас вы будете читать по цепочке.
- Какой совет другие розы дали белой? ( Отрасти шипы, научись колоться)
- Послушала ли белая роза совета?
- Что же случилось с ослом?
- А какие слова вам были не понятны в этой части?
Словарная работа.
- Горевать (грустить);
- Вонзились (воткнулись);
- Обобщающая работа по тексту.
Беседа.
- Почему роза так долго не отращивала шипы? (Она жила по закону «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе», знала, что «за добро добром платят» и ждала такого же отношения ото всех окружающих)
- Каково ей было без шипов?
- Но ей всё же пришлось отрастить шипы. Почему?
- Какой урок получила роза? («им без шипов никак нельзя»).
Работа с пословицами.
- Значит ли это, что закон, по которому жила роза - «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»- неверен?
- Найдите в тексте пословицу(«Кто защищать себя не умеет, того всегда обижают»). Почему вы считаете, что это пословица? (Пословица - поучительное высказывание (Учит, советует как правильно поступать в определенной ситуации).
Работа с иллюстрацией к сказке.
На доске висит иллюстрация, на которой изображен эпизод к сказке. Найдите отрывок в тексте, который соответствует рисунку.
Ответы на вопросы на стр.99-100.
- Выразительное чтение произведения.
- Учитель читает выразительно произведение(образец выразительного чтения)
- Выразительное чтение детей. Чьё чтение вам понравилось больше всего и почему?
- Итог урока.
Молодцы, вы мне очень помогли на уроке. Вы были все активны. Кто помогал мне, тот получил отметки.
- Домашнее задание: стр. 97-99 выразительно читать, краткий пересказ сказки.
- Рефлексия ( у каждого на парте лежит листочек с фразами
Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…
Мне было интересно...
продолжите эти фразы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Юнгер "Белая роза"
Урок литературного чтения с использованием мультимедийной презентации во 2 классе(1-4) На Земле огромное количество цветов - и у каждого своя красота, свой характер, своя сказка. Но розы вс...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс
Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...
Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода к обучению....
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...