Анализ басни "Мартышка и очки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Басня Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”
1) Подготовка к восприятию басни.
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.
- Но сначала давайте вспомним что такое басня?
Басня - это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.
- И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».
- Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?
- Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)
- Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.
- А что вы знаете про очки? Для чего они?
- 1) Первичное восприятие текста.
- Послушайте басню, которую я вам прочитаю.
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
2) Проверка первичного восприятия.
-Ребята, понравилось ли Вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало ваш смех? Радость?
- Когда героя Вам было жалко?
- Наши предположения оправдались?
3) Вторичное чтение учениками.
- Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню вслух.
- Художественный анализ басни
1) Словарная работа:
- Какие слова вас затруднили?
- Значение каких слов вы не понимаете?
2) Разбор частей: (выборочное чтение)
- Из скольких частей состоит произведение?
- Почему?
- Первая часть - совсем короткая, можно назвать ее введением или даже зачином по подобию сказочного зачина. Заключает она в себе следующие строчки:
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
- Кто действует в произведении?
- С чего все началось? (Какая проблема у Мартышки?)
Из зачина мы узнаем, что у обезьянки с возрастом появились проблемы со зрением, и она вспомнила о том, с помощью чего избавляются от этой напасти люди.
- Дальше следует основная часть, она самая содержательная.
Мартышка что только не делает с очками, а как ими пользоваться правильно, совершенно не представляет. Она пытается скрыть свое невежество тем, что люди, дескать, все наврали, и те, кто слушает их - попросту дураки.
- Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили?
- Мартышка вам понравилась или нет?
- Какие поступки совершала Мартышка? Почему она так поступала? Что из этого вышло? Оцените поступки Мартышки.
- В конце мы видим заключительную, поучительную часть. Она содержит в себе мораль автора:
- Ребята, вы помните, что такое мораль? Мораль – это поучительный вывод басни.
- Найдите в тексте мораль басни, прочитайте.
- Как вы понимаете смысл этой морали?
Здесь мартышка сравнивается с людьми, которые из-за собственного невежества не умеют ценить вещи и правильно использовать их, но обвиняют в этом не себя, а эти вещи.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
3) - Итак, что вам больше всего запомнилось в произведении?
- Почему?
- Какой совет дает автор, сочинив эту басню?
- Какое настроение вам передалось?
- С чем связано название произведения: с темой или идеей?
Сюжет басни таков: мартышка стала слаба зрением и решила надеть очки. Она не могла понять, как их надеть, вертела, крутила, в итоге разозлилась и разбила их.
Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.
В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.
Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.
- Вторичный синтез
Творческое задание :
- соотнести идею произведения с баснями;
(глупость – не порок, а несчастье; от умного научишься, а от глупого разучишься; лоб, что лопата, да ума небогато; век живи – век учись; без наук, как без рук; видит око, да зуб неймёт; слышал звон, да не знает, откуда он).
- нарисовать иллюстрацию к басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Правописание суффиксов онок, ёнок""
"Правописание суффиксов онок, ёнок""...
открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...
И.А.Крылов. Мартышка и очки.
И.А.Крылов. Мартышка и очки....
Фильм. Басни И.А. Крылова "Мартышка и очки"
При изучении творчества И.А. Крылова уместно будет показать фильм, басню "Мартышка и очки". Текст читает народный артист В.Гафт http://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540984/...
Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"
Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...
Диафильм И. А. Крылов "Мартышка и очки"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
Как носить очки
Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога (тифлопедагога)...