Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.vasnetsov_i_i.bilibin.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс

1 четверть

урок № 7

по теме "Художники-иллюстраторы

В. Васнецов и И. Билибин"

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина по теме урока.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Альбом для рисования

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

В. Берестов

- Прочитайте жужжащим способом.

- Прочитайте медленно.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

3.Актуализация знаний. Введение в тему

- Как называется стихотворение, которое мы читали в тексте речевой разминки?

- О чем оно?

- Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать?

- Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюстрации?

- Определите тему и цели урока.

4.Работа по теме урока

- Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество ащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

- Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (Иллюстрация - это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назначение - помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой)

- Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?

(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстраторы - И. Билибин и В. Васнецов.)

- Какие из них вам больше всего понравились?

- Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецова и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит.)

- Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

- Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?

Иван Яковлевич Билибин (1876- 1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.

В 1901-1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.

5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме урока

В. Васнецов «Аленушка»

На прошлых уроках вы уже рассказывали, как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

- В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

- А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. (Учитель показывает картину)

- Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

- Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему? (Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможное! ей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующим девочка-подросток - героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни мой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые.....и утомленной девочки - все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

В. Васнецов «Сивка-Бурка»

- Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети зачитывают отрывок.)

- Кто изображен на переднем плане картины? (На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Прекрасную.)

- Что вы видите на заднем плане картины? (На заднем плане изображены народ и дома.)

- Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. (Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Может быть, даже зависть.)

- Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)

- Ребята, проследите по сказке, как Иванушка обошёлся со своим конем. Как конь обращался к нему?

7.Знакомство с художниками

- На с. 57 учебника рассмотрите портреты художников.

- Составьте рассказ об одном из них. Слова-помощники даны в задании 21. (Дети зачитывают слова.)

- Составьте план своего рассказа и запишите его в рабочую тетрадь. (Самостоятельная работа учащихся.)

- Расскажите, что у вас получилось.

8.Рефлексия

9.Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

10.Домашнее задание

В парах подготовить выразительное чтение понравившегося диалога из прочитанных на уроке русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художник-иллюстратор В.А.Чижиков

Методическая разработка занятия, посвященного знакомству с творчеством художника-иллюстратора В.А.Чижикова....

Урок рисования по теме "Художники-сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди"

Данный материал содержит конспект урока по теме "Художники - сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди" + презентацию к данному уроку. Урок знакомит с художником-сказочником В.Васнец...

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин"

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин" создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно использов...

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин"

Дидактический материал "Художник-иллюстратор Иван Билибин" создан для уроков ИЗО, литературного чтения, классных часов и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно...

Сочинение по картине художника – иллюстратора И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Предмет: русский язык.Класс: 3.УМК: «Школа России»  (автор учебника В. П. Канакина)Тема:     Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич...