Люблю тебя, мой край Донской
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Эссе о родном крае

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_tebya_moy_kray_donskoy.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Люблю тебя, мой край донской

                                        Фидорцова Е.С., учитель начальных классов

высшей квалификационной  категории

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

  Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией, величием и нарек Донская земля! Почти на 500 километров протянулась с севера на юг и с запада на восток. По донской земле протекает множество рек и речушек. Но самая крупная из них – река Дон.  

  Течение Дона медленно, величаво. Недаром в народе Дон зовётся «тихим». Плавны изгибы его русла, спокойны плёсы, похожие на большие озёра. Широкой, волнистой лентой протекает он мимо городов, станиц и хуторов. Обширных заливных лугов. Уже много веков, люди пользуются дарами этой прославленной реки. Об этом поют в своих песнях:

 Ой, ты, батюшка, православный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

  У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. И стекались на эту землю  культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба. И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.   Испокон веков, Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, внёсшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.  Донская земля подарила миру   Антона  Чехова, Михаила  Шолохова, Анатолия  Калинина, Виталия Закруткина, Фаину Раневскую, Митрофана Грекова, Юрия Башмета.  

    Открытые просторы, вокруг ни единого деревца - лишь равнина, ограниченная линией горизонта и небом — это и есть Донская степь. Она удивляет своей бескрайностью, наполняет душу волнующей гордостью. Она, конечно же, прекрасна в любое время года!

    Донская земля   постоянно притягивала к себе разные народы. На своем веку Дон повидал представителей многих племен и народов. Здесь успели побывать и скифы, и половцы, и хазары, и древние греки, и донские амазонки. Именно здесь находился Хазарский Каганат, давно уже ставший легендой.   Противоречивые сведения и о том, куда исчезли эти мощные народы и племена, наводившие ужас на своих неприятелей. Ведь до семнадцатого века Донские степи считались дремучим «Диким Полем». Приход на Дон казаков и переселенцев не что иное, как возвращение потомков древних народов на родину. 

  Донские  казаки  стали защитниками южных рубежей России. Именно с казачеством связано много славных историй, ставших примером мужества, чести, достоинства, верности Родине и готовностью сложить за нее свои бесстрашные головы, казаки стали настоящей гордостью не только Российской империи, но и наших дней.

  В народной памяти остался героический образ донских казаков, чтящих Бога, ратных служителей Царя и Отечества, славных тружеников. Донские казаки героически сражались, защищая рубежи Родины, в самые суровые для нее времена.

   На Дону   бережно относятся к традициям и культуре каждого народа нашего многонационального края. Но все же душа Дона – это православие и казачество. С их возрождением и укреплением  связано  наше будущее. Дон – это частица нашей великой родины России. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Проходят века, меняются поколения, но неизменным остается желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Дети настоящих патриотов малой родины, должны с желанием изучать, развивать залежи народной мудрости, традиции казаков, знать, каков был быт, обычаи их предков.

Чтобы объединиться вокруг вековых традиций Дона, почтить память своих предков, в станице Мечетинская, на правом берегу реки Мечетка, ежегодно собираются  казаки из разных станиц и хуторов на этно-спортивный праздник "Мечетинские Шермиции".  

   Чтобы больше узнать  о жизни казаков мы отправляемся в  «Затерянный мир» - это музей исторической реконструкции под открытым небом, созданный учеными-археологами, где оживает история с древнейших времен и до наших дней.   Путешествуя по «тропе истории», мы приоткрыли  дверь в прошлое, получили новые знания  и яркие впечатления. Сердце Дона – так называют эти места. Живописные холмы высокого донского правобережья, привольная разнотравная степь. С высоких холмов правобережья открываются редкие по красоте панорамы на покрытые зеленью острова и просторы Придонья. 

       Человек,  по  биографии которого можно проследить историю нашей страны  - Александр Николаевич Скрипов, писатель, литературный переводчик, поэт, прозаик, очеркист, исследователь истории Донского края, педагог.  Ровесник, первой русской революции, участник Гражданской войны, человек, прошедший путь от сельского паренька – сына кузнеца, до писателя, знатока истории, богатый жизненный опыт которого помог создать ему такие литературные произведения, которые с удовольствием читают и сегодня.
       Детство Александра Николаевича прошло в Верхнем Хомутце. «Наш небольшой хутор затерялся в бескрайней ковыльной степи и тянется по балке двумя широкими улицами, которые разделены прудом», так с любовью он писал о  своей малой родине.     

    Александр Николаевич учился в Мечётинском высшем начальном училище. Там пристрастился к чтению, там проснулось и его увлечение историей и литературой.  Об этом дети с увлечением узнают на занятиях по изучению донских писателей.  
Отчий дом, родной край. Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости.
   Прежде чем мы  станем гражданином страны, мы  должны быть гражданином своей малой родины, знать её традиции,   жить её жизнью и заботами. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
Доноведение – означает знание о своей малой родине, – от слова “ведать”, знать свой  родной Донской край, его природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции казаков. Вот почему необходимо изучать окружающую жизнь, родной край.

Приложение 1

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  

Название объединения: «Доноведение»

Направленность внеурочной деятельности:   общеинтеллектуальная .

Класс / возраст детей:  9 – 10 лет

Тема:  "Поречни и жемчуг»

Планируемые результаты: развитие творческих умений.

Цель : познакомить с творчеством Александра Николаевича Скрипова «Поречни и жемчуг»

Задачи:

– приобщение к системе культурных ценностей;

- развивать  умения видеть и понимать прекрасное;

- привить любовь к родному краю

Форма проведения:   викторина

Ресурсы:  

1. Биография писателя, его произведения на листах А4

2. Карточки с вопросами

  Прежде чем  объявить тему нашего занятия и начать его, я попрошу подойти ко мне и вытянут из этой коробочки фишки. После того, как всем достанутся фишки, вы объединитесь в группы, по цвету ваших фишек. Группы сформированы, теперь прошу вас перейти за свои парты, также в соответствии с цветами шариков и фишек.

   Сегодня мы с вами познакомимся, возможно для вас ранее не знакомым, писателем нашего края — Скриповым Александром Николаевичем. Ребята, а кто из вас ранее слышал об этом писателе? Расскажите то что вам известно о нем.

  На этом занятии мы будем знакомиться с его творчеством ближе. Но  проведем мы это в необычной форме, а поиграем в игру.

Сначала я на каждую группу раздам информацию о писателе, вы будете читать и отвечать на вопросы, которое находятся ниже,  в течение 3 минут, можете делать записи для себя,  а затем по  моему сигналу вы переходите за следующую парту и также в течение 3 минут читаете данную информацию, и так до тех пор,-пока вы не вернетесь на свои места и не узнаете всю информацию о писателе.

 

 Все сели по своим местам. Сейчас у нас будет групповая работа. Ее суть заключается в том, что я  раздам каждой группе вопросы, по которым они должны  передать остальным группам полученную информацию.

- И так начнем с первой группы.

  Те, у кого на партах лежат листочки с данной темой, могут дополнить, если ваши друзья забыли.

 Аналогичная работа проводится и с остальными группами.

  Хотели ли вам попробовать себя в роли актера?

Сейчас мы будем по ролям разыгрывать произведение Скрипова «Поречня и жемчуг»

Но прежде чем начать нашу инсценировку, мы познакомимся с некоторыми незнакомыми словами, которые будут встречаться в тексте.

(Поречня - ценный пушной зверёк, живущий по берегам рек и озёр)

(Займище - низинные места у реки, заливаемые весной водой)

**(Ерик - высохшее русло реки)

Ребята, но для начала я вам прочитаю текст, а затем мы распределим роли, и потом мы разыграем сценку.

Учитель читает текст, затем распределяет роли и читают ученики.

Ребята, а как вы думаете, как продолжается сказка? сдержали ли свое обещание казаки?

  Если человек будет давать обещание, но не будет его выполнять, то это хорошо или плохо?

Ребята, мы понимаем, что если человек, дал слово, сделал обещание, то он должен его выполнить, иначе этому человеку перестанут доверять окружающие его люди, и поэтому он даже может потерять друзей.

  Сегодня вы познакомились с новым писателем — Александром Николаевичем Скриповым. Я надеюсь, что жизнь и произведение нашего соотечественника заинтересовали вас, и я верю, что вы не оставите знакомство с творчеством  Александра Николаевича не оставите на изученном, а углубите свои знание, и дочитаете его произведение самостоятельно. Всего доброго. До свидания!

Скрипов Александр Николаевич

А.Н. Скрипов известен читателям как автор одного из лучших переводов «Слова о полку Игореве», которое, по словам Белинского, является прекрасным, благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойной внимания, памяти и уважения.

Жизненный путь Александра Николаевича был совсем нелегким.

Родился он в 1905 году в селе Маныч-Балабинка Веселовского района  Ростовской области. В свои восемь лет потерял самого близкого и дорогого человека – мать. Воспитывался то в семье деда и бабушки, то в семье отца с мачехой. Много читал и мечтал о подвигах. В 16 лет вступил в ряды Красной Армии и даже участвовал в освобождении родного села от белогвардейцев. В этот период он обучается в Новочеркасской военной школе по подготовке командного состава.

Вопросы:

1. В каком году родился Александр Николаевич?

2. Чем знаменит писатель?

3. В каком городе обучается Скрипов А.Н.?

4. Где родился  Александр Николаевич?

 Скрипов Александр Николаевич

        В 1922 году был демобилизован и вернувшись к отцу в станицу Мечетинскую включился в активную общественную работу, приобщается к литературной деятельности. Участвует в литературной группе «Станица»; встречается с донскими поэтами и читателями, с А.Фадеевым и М.Шолоховым; входит в состав Всероссийского Общества крестьянских писателей, начинает печататься на страницах многих газет и заочно учится на литературном отделении государственной Академии Художественных наук. С 1930 года состоит спецкорреспондентом  газеты «Социалистическое земледелие» и газеты «Правда».

        В 1936-1941 гг. Скрипова назначают директором школ в хуторах Ростовской области.

Вопросы:

  1. В какой литературной группе участвует писатель?
  2. С какими писателями встречается Александр Николаевич?
  3. Где обучался Скрипов А. Н.
  4. Каким знаменательным событием обозначены 1936-1941 года для писателя?

Скрипов Александр Николаевич

        С началом Великой Отечественной войны уходит на фронт защищать Отечество с оружием в руках и воюет до победы. За это время было все и плен, и ранение, и освобождение Родины, а так же сопредельных государств, таких как Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия. Был награжден орденом «Красной звезды», серебряной медалью «За трудовую доблесть», медалями «За победу над Германией», «За взятие Вены» и бронзовой медалью ВСХВ (всесоюзная сельскохозяйственная выставка). В конце 1945 года А.Скрипов был уволен в офицерский запас и уже в январе 1946 года принял обязанности директора Россошинской школы. С 1947 по 1960 годы преподавал историю в Аксайской средней школе.

Вопросы:

  1. Какими наградами и медалями был награжден Скрипов?
  2. Директорскую обязанность какой школы принял Александр Николаевич в 1946?
  3. Какую дисциплину преподавал писатель в Аксайской школе?

Скрипов Александр Николаевич

Люди, близко знавшие А.Н. Скрипова, говорят, что, работая в школе, он ни на минуту не забывал о творчестве. Постоянно ходил с блокнотом, делал наброски, потом что-то зачеркивал, исправлял и вновь брался за перо, чтобы донести до читателя «преданья старины глубокой», поведать о жизни славных русичей. Он был верен исторической теме всю свою жизнь. И последние произведения писателя — историческая повесть «Потомки Таргитая» и многоплановый роман «На огненных ветрах» — тому подтверждение. А.Н. Скрипов умер в 1985 году.  

        Скрипов Александр Николаевич, преподавая историю и широко используя краеведческий материал, воспитывал у учащихся большой интерес к истории Родины и своего края. Мы должны продолжать воплощение этих целей в жизнь всеми, посильными нам, способами и, прежде всего, сохранив память об этом человеке.

Вопросы:

  1. Какую особенность подчеркивали люди, находившиеся рядом с писателем?
  2. Назовите последние произведения Скрипова?
  3. В каком году умер Александр Николаевич?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...

Люблю тебя, мой край родной! Сочинение

Краевой конкуурс сочинений  "Люблю тебя, мой край родной!"...

Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"

сочинения учащихся 2 класса о родном крае...

Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"

Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....

Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....