Рабочая программа по предмету"Литературное чтение ", 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Санчило Иллона Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass_0.docx840.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»

4 класс

Учителя Санчило. И. В.

 

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по литературному чтению и программы по литературному чтению к УМК для 4 класса Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой.

Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение литературного чтения в 4 классе – 102 часа (3 урока в неделю)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных  результатов освоения учебного предмета «Литературного чтения»

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических; ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

 интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности  (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение! в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительный средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.

Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.

Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Универсальные учебные действия (УУД):

использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

понимать и ставить учебную задачу, определять способы ее решения и выбирать наиболее продуктивные;

овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач (чтение по ролям, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач;

выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;

составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними;

овладевать устной и письменной коммуникативной культурой (вести диалог и строить монологическое высказывание; высказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относиться к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении);

проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность;

произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей;

прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);

понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения);

уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности и на их основе вырабатывать свои эстетические критерии;

читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное и определять главную мысль произведения; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым) для решения учебных задач;

осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;

овладевать морально-этическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев;

ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;

стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

2. Содержание учебного предмета

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 9 ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы – 6 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

Произведения В.А. Жуковского – 3 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Произведения А.С. Пушкина – 3 ч.

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

Произведения М.Ю. Лермонтова – 4 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

Произведения П.П. Ершова – 4 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В.М. Гаршина – 3 ч.

«Лягушка-путешественница».

Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский – 3 ч.

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей – 10 ч.

В. Гюго «Козетта» М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В мире книг – 2ч.

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире.

Произведения Л.Н. Толстого – 7 ч.

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

Стихи А.А. Блока – 2 ч.

«Россия», «Рождество».

Стихи К.Д. Бальмонта – 5 ч.

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И. Куприна – 3 ч.

«Скворцы», «Четверо нищих».

Произведения И.А. Бунина – 3 ч.

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Листопад» (отрывок).

Произведения С.Я. Маршак – 7 ч.

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 ч.

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны – 2 ч.

В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н.М.Рубцова – 4 ч.

«Берёзы», «Тихая моя родина».

Произведения С.В. Михалкова – 5 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

В результате изучения раздела учащийся должен

Юмористические произведения для детей – 2 ч.

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки – 4 ч.

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия, приключения, фантастика – 10ч.

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».


                                               3Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы.

уро

ка

Дата проведения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности, оборудование

По плану

Фактически

1 четверть

Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни. 9часов

1

2.09.2019

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора.  

Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему).  

2

4.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками.

3

5.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных.  

4

9.09

Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович»  

Анализ содержания. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.

 

5

11.09

Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович»

 

Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.

6

12.09

Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»,

Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Выразительное чтение вслух.

 

7

16.09

Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Чтение и анализ «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух.

 

8

18.09

Произведения фольклора. Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Сравнение героических песен с былинами. Выделение героических фактов. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер).

 

9

19.09

Произведения фольклора. Обобщение по разделу  

 Выполнение заданий в учебнике: игра «Вспомни и назови», ответы на задания рубрик «Проверьте себя».

 

10

23.09

Входная контрольная работа

Определение уровня учебной подготовки по литературному чтение на начало учебного года

Басни. Русские баснописцы 6 часов

11

25.09

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»;

 Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ».

Упражнения в выразительном чтении.  

12

26.09

Басни. Русские баснописцы.

И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен  

И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении.  .

13

30.09

Басни. Русские баснописцы. И.И. Хемницер «Друзья».

Особенности басни (сюжет, герои, мораль).

Слушание басни  Хемницера «Друзья»

Сравнение басен. Выразительное чтение басен.

 

14

2.10

Басни. Русские баснописцы. А.Е. Измайлов «Кукушка».

Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебник. Слушание басни, работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен.

15

3.10

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное

чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет».

16

7.10

Басни. Русские баснописцы.  И.И. Дмитриев «Муха». Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Узнавание героев басен, составные части басен, особенности языка басни. Характеристика отдельных героев, выражение своего отношения к их поступкам и характерам. Выразительное чтение басен.

Произведения В.А. Жуковского 3 часа

17

9.10

В.А. Жуковский «Песня», «Ночь».

 Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами. Нахождение слов, выражающих чувства и мысли поэта; анализ содержания стихотворения; самостоятельная подготовка стихотворения для выразительного чтения.

18

10.10

Волшебные сказки.

В.А. Жуковский «Спящая

царевна»

Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.  

19

14.10

Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна». Обобщение по теме «Проверь себя»

Выразительное чтение отрывков сказки.  Определение эпитетов, сравнений.

Произведения А.С. Пушкина – 3 ч.

20

16.10

А.С. Пушкин Стихотворение «Осень» (отрывки).

Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения.

21

17.10

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина

 

22

21.10

А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (урок усвоения новых знаний).  Обобщение по теме «Проверь себя» по сказкам Пушкина

Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом.

Произведения М.Ю. Лермонтова 4 часа.

23

23.10

М.Ю. Лермонтов. Стихи «Москва, Москва!.. (урок усвоения новых знаний).

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова.

24

24.10

М.Ю. Лермонтов. Стихи «Парус»  (урок усвоения новых знаний).

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы.

25

28.10

Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс» (урок усвоения новых знаний).

.

Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений.

26

30.10

М. Ю. Лермонтов «Под ним струя светлей лазури..» отрывок из стихотворения «Песня о буревестнике».  Обобщение по теме «Проверь себя»

Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книгами-справочниками (справка о поэте).

Произведения П.П. Ершова 4 часа

27

31.10

Волшебные сказки.  П.П. Ершов «Конёк - Горбунок»

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту

28

11.11

Волшебные сказки.  «Конёк - Горбунок»

Выполнение заданий к тексту в учебнике. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору).

29

13.11

Стихотворение «Кто он?»

 Работа с текстом стихотворения: ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся).  

30

14.11

Урок-обобщение «Проверьте себя»

Проверить полученные знания по произведениям русских писателей.

2 четверть Произведения В.М. Гаршина 3 часа

31

18.11

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница»

Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана.

32

20.11

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница»

Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова).  

33

21.11

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Составление отзыва о понравившемся произведении В.М. Гаршина.

Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский 3 часа

34

25.11

Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

Работа с рубрикой «Обратите внимание». Чтение произведения (отдельных глав). Характеристика главного героя. Ответы на вопросы текста

35

27.11

Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы»)

Перечитывание произведения, составление сюжетно-композиционного треугольника. Знакомство с понятием «кульминация».

36

28.11

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Книги русских писателей XIX века о детях и для детей. Выполнение заданий в учебнике: ответы на задания рубрик «Проверьте себя».

Произведения зарубежных писателей 10 часов

37

2.12

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта»

Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебник.

38

4.12

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта».

Составление характеристики главного героя. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебник.

39

5.12

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта».

Викторина по произведениям зарубежных писателей. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебник.  Составление отзыва о прочитанном произведении.  .

40

9.12

Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении)

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя.  . 2 часть детям о писателях. Марк Твен.

41

11.12

Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

 

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении.  . 2 часть детям о писателях. Марк Твен.

42

12.12

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди»

Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык.

43

16.12

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди»

Дочитывание сказки до конца, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. Работа над содержанием по заданиям учебника на стр. 173.  .

44

18.12

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди»

Перечитывание отдельных эпизодов сказки, выполнение тестовой работы по содержанию сказки

45

19.12

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года».

Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки «Самое невероятное», выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. Самостоятельное чтение стихотворения.

46

23.12

Урок-обобщение «Проверьте себя»

 

Работа по содержанию рубрики «Книжная полка». Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя» в учебнике.

47

25.12

Контрольная работа за 1 полугодие. 

Контроль знаний по изученным темам.

В мире книг 2 часа

48

26.12

В мире книг. Книга книг. Библейское предание

 

Знакомство с Библией – книгой книг. Чтение библейского предания «Блудный сын», выявление главной мысли легенды. Перечитывание отдельных эпизодов.

49

9.01. 2020

Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава», «Первая славянская азбука», «Первая печатная книга на Руси»

Работа с рубрикой «Обратите внимание», рассматривание фрагментов древней рукописной книги. Чтение произведения «Деятельность Ярослава» (Похвала книгам). Ответы на вопросы учебника.

3 четверть

Произведения Л.Н. Толстого 7 часов

50

13.01

Л.Н. Толстой. Рассказ «Акула»

Повторение произведений Л.Н. Толстого. Чтение рассказа «Акула». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки №5, №6. Ответы на вопросы учебника.

51

15.01

Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата»

Чтение сказки, анализ произведения. Выявление отличия авторской сказки «Два брата» от народной сказки, особенностей сказки. Ответы на вопросы учебника

52

16.01

Л.Н. Толстой. Басня «Мужик и Водяной»

Чтение басни «Мужик и Водяной», определение морали басни. Моделирование модели обложки, составление схемы «Русские баснописцы». Выполнение заданий учебника

53

20.01

Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха»

Чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого «Черепаха». Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника, определение главной мысли, позиции автора.  

54

22.01

Л.Н. Толстой. Рассказ «Русак»

Чтение и анализ рассказа «Русак». Работа по содержанию рассказа на основе заданий текста учебника. Выборочное чтение отрывков из текста, обращение внимания на особенности речи.

55

23.01

Л.Н. Толстой. Былина «Святогор - богатырь».

Слушание былины «Святогор - богатырь». Самостоятельное чтение народной былины «Святогор». Работа по заданиям учебника.

56

27.01

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»

Работа с рубрикой «Книжная полка». Составление тематического подбора по теме «Книги Л.Н. Толстого для детей». Выполнение заданий в учебнике «Проверьте себя».

Стихи А.А. Блока 2 часа

57

29.01

А.А. Блок. Стихи о Родине. «Россия».

Чтение и анализ новых произведений, упражнения в выразительном чтении с опорой на памятку №1. Введение понятия «олицетворение». Ответы на вопросы учебника стр. 28.

58

30.01

А.А. Блок. «Рождество»

Чтение и анализ нового произведения. Самостоятельное чтение «На поле Куликовом». Составление моделей обложек. Отработка выразительного чтения, пользуясь памяткой №1.  

Стихи К.Д. Бальмонта 5 часов

59

3.02

К.Д. Бальмонт.  Стихи о Родине, о природе. «Россия».

Чтение и анализ стихотворений. Определение тона, темпа, ритмического рисунка стихотворений. Работа в соответствии с заданиями учебника Иллюстрирование понравившегося эпизода.

60

5.02

К.Д. Бальмонт.  Стихи о Родине, о природе. «К зиме», «Снежинка»,

Чтение и анализ стихотворений. Определение тона, темпа, ритмического рисунка стихотворений. Работа в соответствии с заданиями учебника Иллюстрирование понравившегося эпизода.

61

6.02

К.Д. Бальмонт. Стихи о природе. «Камыши».  

Чтение и анализ произведений. Подготовка к выразительному чтению: расстановка логических ударений, пауз. Выделение средств выразительности.

62

10.02

К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи»

Повторение стихов К.Д. Бальмонта: работа со схемой «Стихи К.Д. Бальмонта»: (о Родине, о природе). Чтение новых произведений и дополнение схемы: сказочные, о себе (рождение стихов). Выполнение заданий в учебнике.

63

12.02

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов.

Учебник с. 40

Чтение и слушание новых произведений. Составление схемы по стихотворению «Русский язык». Русский язык – это… (сказки, родная природа, летописи, былины, колыбельные песни, Родина, её прошлое и будущее, поэзия А.С. Пушкина, подвиги Ермака, других исторических героев).

Произведения А.И. Куприна 3 часа

64

13.02

А.И. Куприн «Скворцы»

Чтение и анализ произведения А. Куприна «Скворцы», выделение повторов, устойчивых эпитетов. Составление характеристик героев.

65

17.02

А.И. Куприн «Скворцы»

Чтение и анализ произведения А. Куприна «Скворцы», выделение повторов, устойчивых эпитетов. Составление характеристик героев.

66

19.02

Обобщение по разделу. Проверьте себя

Составление схемы «Авторы произведений о животных». Описание героев прочитанных произведений, выражение своего мнения о них. Работа в учебнике «Проверьте себя»

Произведения И.А. Бунина – 3 часа

67

20.02

И.А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство»

Повторение по схеме, предложенной учителем «Они писали стихи о природе», её добавление. Чтение стихов И.А. Бунина, выполнение заданий учебника. Работа с литературоведческими понятиями: сравнение, олицетворение, строфа, рифма, эпитет.  

68

26.02

И.А. Бунин. «Листопад» (отрывок)

Чтение и анализ стихотворения. Иллюстрирование понравившегося отрывка из произведения, подписывание его словами из текста.

69

27.02

Урок-обобщение по теме «Русские поэты». «Проверьте себя "

 

Отгадывание кроссворда «Русские поэты», моделирование обложек понравившихся произведений

Произведения С.Я. Маршака 7 часов

70

2.03

Стихотворение «Словарь»

Работа со схемой «Жанры произведений С. Я. Маршака»: загадка, стихи, сказки. Чтение произведений, моделирование обложек. Выполнение заданий учебника. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на памятку №2.

71

4.03

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

 

Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа по 2 картине из первого действия.

72

5.03

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев»

Работа по 3 картине из первого действия. Инсценирование картины.  

73

11.03

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев»

Работа по 1 картине второго действия. Инсценирование картины.

74

13.03

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев».

Выразительное чтение по ролям отдельных эпизодов.

75

16.03

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев».

Выразительное чтение по ролям отдельных эпизодов.

76

18.03

Маршак – переводчик.

 Р. Бёрнс. «В горах моё сердце…» (перевод С.Я. Маршака

Чтение и анализ произведения «В горах моё сердце». Составление схем

77

19.03

Урок-обобщение по теме по произведениям С.Я. Маршака «Проверьте себя»

Отгадывание кроссворда моделирование обложек понравившихся произведений,

Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 часа

78

30.03

Н.А. Заболоцкий «Детство»

Чтение и анализ стихотворения «Детство». Составление модели обложки. Рисование устных картин по содержанию стихотворения. Выразительное чтение

79

1.04

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Чтение стихотворений Н.А. Заболоцкого. Анализ произведений. Подготовка к выразительному чтению наизусть с применением памяток №1 и №2.

4 четверть

Стихи Н.М.Рубцова – 3 часа

80

2.04

Стихи о родной природе. Н.М. Рубцов «Берёзы»

Чтение и анализ произведения. Наблюдение за ритмом и построением строфы (выделение рифмующихся строк, определение вида рифмы). Выразительное чтение наизусть с опорой на памятки №1 и №2.

81

6.04

Стихи о Родине. «Тихая моя родина».

 

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова. Определение главной мысли. Работа с каждой строфой: чтение, наблюдение за ритмом, рифмой, выделение выразительных средств, создание партитуры чтения. Сравнение стихов Н. М. Рубцова, С. А. Есенина, И. С. Никитина.

82

8.04

Урок - обобщение «Проверьте себя»

 

Работа со схемой «Произведения С.Я. Маршака». Составление отзыва о своём любимом герое.

Произведения С.В. Михалкова – 3 часа

83

9.04

Произведения С.В. Михалкова «Школа».

Игра по произведениям С.В. Михалкова «Вспомни и назови», слушание стихотворения «Как бы жили мы без книг», беседа о книгах в жизни человека. Чтение и анализ стихотворения «Школа». Выполнение заданий в учебнике.

84

13.04

Произведения С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома»

Чтение и анализ стихотворения «Хижина дяди Тома». Выявление главной мысли произведения, упражнения в выразительном чтении и чтении по ролям в соответствии с памяткой №3. Выполнение заданий в учебнике.

85

15.04

Басни С.В. Михалкова. «Зеркало».

Работа с текстом басни «Зеркало». Проверка самостоятельной работы: чтение басни, объяснение заголовка, выделение и объяснение морали, повторение литературоведческих понятий. Работа с текстом басни «Зеркало».

Юмористические произведения для детей – 2 часа

86

16.04

Юмористические произведения.  Н.Н. Носов «Федина задача»

Характеристика понятия юмор, ирония.

Классифицирование юмористических эпизодов, определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с понятиями «юмор», «ирония».

87

20.04

Юмористические произведения. И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Подбор пословиц к содержанию. Выразительное чтение стихотворения «Страдания».

Очерки  – 4 часа

88

22.04

Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов. «Родина».

Коллективная работа с очерком «Родина». Характеристика жанра - доказательство. Сравнение двух произведений в таблице: заголовок, жанр, тема, факты, отношение автора. Составление схемы «Родина – это…»

89

23.04

Очерки о людях.  А.И. Куприн.  «Сказки Пушкина»

Чтение учащимися очерков по абзацам, анализ каждого абзаца, выполнение заданий к текстам в учебнике, проверка выполнения самостоятельной работы.

90

27.04

Очерки о людях. Н. С. Шер. «Картины-сказки»

Чтение учащимися очерков по абзацам, анализ каждого абзаца, выполнение заданий к текстам в учебнике, проверка выполнения самостоятельной работы.

91

29.04

Обобщение по теме. Проверьте себя

Работа с рубрикой «Проверьте себя» Отгадывание кроссворда, составление схемы «Жанры литературных произведений»

Путешествия, приключения, фантастика – 10 часа

92

30.04

Приключения. Путешествия. Фантастика. Н.П. Вагнер.  «Фея Фантаста»

 

Работа по содержанию, составление сюжетно - композиционного треугольника, высказывание своей точки зрения о героях и произведениях.

93

6.05

Приключения. Путешествия. «Берёза»

Фантастика. Н.П. Вагнер.

Самостоятельное чтение «Сказки» Н.П. Вагнера, комментирование заголовка (жанр), словарная работа и упражнения в чтении. Выявление структуры сказки.

94

7.05

Приключения. Путешествия. «Берёза»

Фантастика. Н.П. Вагнер.

Самостоятельное чтение «Сказки» Н.П. Вагнера, комментирование заголовка (жанр), словарная работа и упражнения в чтении. Выявление структуры сказки. Чтение концовки и выделение главной мысли.

95

13.05

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов»

Чтение и анализ глав 1 – 2. Составление плана для пересказа. Пересказ.

96

14.05

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов»

Чтение и анализ глав 3, 4, Составление плана для пересказа. Пересказ.

97

18.05

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов»

Чтение и анализ глав 6, 20, Составление плана для пересказа: Самостоятельное чтение 4 главы. Пересказ.

98

20.05

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»

Пересказ прочитанных глав по составленному плану. Чтение и анализ глав  21 – 22. Работа с очерком «О книге Дж. Свифта».

99

21.05

Н.П. Найдёнова «Мой друг».

 

Чтение и анализ стихотворения Н.П. Найдёновой «Мой друг». Выявление главной мысли. Сочинение «Роль книги в моей жизни». Слушание очерка М. Горького «О книгах». Ответ на вопрос: чему может научить книга?

100

25.05

Урок-обобщение «Проверьте себя»

Работа с заданиями рубрики «Проверьте себя» в учебнике.

101

27.05

Годовая  контрольная работа.

Определение уровня обученности по литературному чтение на конец учебного года

102

28.05

Библиотечный урок "В мире

книг". Рекомендации для

летнего чтения

Конкурс «Книгочей класса». Рекомендации к летнему чтению: оформление "Дневника летнего чтения" по разделам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

         Рабочая программа  по курсу литературное чтение для учащихся 2-го класса   разработана в соответствии:-требованиями Федерального государственног...

4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Рабочая программа по предмету литературное чтение (3 класс) "Начальная школа 21 века"

Рабочая   программа по литературному чтению разработана в соответствии с  Федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным ...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 1-4 Школа России

Материал содержит рабочую программу по литературному чтению на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

3 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса...