"Богатыри земли русской".
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Внеурочное занятие по направлению «Читаем с интересом».

Класс: 2 класс

Тема: Богатыри земли русской.

Цели: формирование умения составлять художественное описание богатырей.

Задачи:

  1. Развивать интерес к жанру устного народного творчества – былинам.
  2. Способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи.
  3. Воспитывать любовь к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx33.7 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Богатыри земли русской»

(2 класс)

Участники:
Уманец К.В., учитель начальных классов


Внеурочное занятие по направлению «Читаем с интересом».

Класс: 2 класс

Тема: Богатыри земли русской.

Цели: формирование умения составлять художественное описание богатырей.

Задачи:

  1. Развивать интерес к жанру устного народного творчества – былинам.
  2. Способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи.
  3. Воспитывать любовь к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Работать со словарем;
  • сравнивать и проводить аналогии между персонажами устного народного творчества.

Метапредметные  

Способствовать формированию УУД:

  • регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
  • коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания;
  • планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения,  определять аналогии.

Личностные:

  • осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность;
  • стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация к уроку; тексты былин «Как Илья Муромец богатырём стал», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»; листы для записей; маршрутные листы, толковые словари.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Технологии группового обучения. (Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность)
  2. Личностно – ориентированные технологии. (Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
  3. Здоровьесберегающие  технологии. (Используются на уроке различные виды деятельности; методы, способствующие активизации; методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки; Используется гимнастика для глаз. Все эти приемы снимают общее и локальное  утомление)
  4. Метод проектов. (Создание проблемной ситуации и «выход» из неё посредством решения проектной задачи. На уроке предъявляют  продукт своей деятельности. Этот метод даёт простор для творческой  инициативы уч-ся, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе).
  5. Применение учебной ситуации. (Учебная ситуация – «Словесная картина»: характеристика богатырей. Это вызывает у детей радостное рабочее настроение)
  6. Новые подходы к оценочной деятельности на уроке с использованием самооценки и взаимооценки.
  7. Технология развития критического  мышления.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжаем путешествовать в далекое прошлое. Для этого нам понадобятся внимание, рассудительность и наши знания.

Работать мы будем в группах.

 Я даю Вам 10 секунд обсудить и выбрать командира.

Давайте повторим правила работы в группе.

Путешествуя в глубину веков, мы знакомимся с историей родного края.

Чтение стихотворения учеником

Устанавливают  правила работы в группе

На земле прекрасней я не знаю

Русской заповедной стороны!

Много сохранила Русь Святая

Подвигов далекой старины.

Личностные УУД:

- интерес к некоторым видам творческой деятельности

Регулятивные УУД:    

 - формулирование учебной задачи вместе с учителем.

Актуализация знаний.

Определение  темы урока.

-организовать выполнение учащимися учебного действия;

-наметить шаги учебной деятельности

Видеоролик

- Кто догадался о ком сегодня пойдет речь?

- Кто такой богатырь?

Где можно найти более точное значение слова?

У каждой группы на столах лежат словари, обратитесь к ним, чтобы дать более точное определение к слову «БОГАТЫРЬ».

Вывод: Итак, богатыри – это герои русских былин, которые наделены смекалкой, умом, силой. Они совершают подвиги во имя Родины, на которые их благословил  Бог.

На слайде картина «Три богатыря».

На уроках литературного чтения вы уже обращались к этой картине. Кто является автором?

Посмотрите, как Виктор Михайлович умело передал характер и внешность богатырей.

Мы сегодня тоже попробуем описать этих богатырей, только словесно. И в этом нам помогут былины.

На доске камень и три дороги.

 Путь каждого богатыря начинается с камня, который лежит на перепутье трех дорог.

Каждая группа сейчас стоит на распутье. По какой тропинке отправится? Подумайте, по какой из трех дорог отправится ваша группа.  

У каждой группы будет своё задание.

Но в конце занятия мы должны составить общий портрет богатыря.

Представители групп выбирают маршрут….

1 группа будет работать над отрывком богатырской сказки …

2 группа ………

3 группа……

Выдаются тексты и план.

Капитаны группы раздайте тексты своим участникам. Посмотрите названия своих текстов, на план, на иллюстрацию богатыря.

Итак, какую учебную задачу поставим перед собой  на сегодняшнее занятие.

О богатырях

Высказывают предположения

В словарях

Работа со словарями, чтение толкований слова.

Васнецов Виктор Михайлович

Представите групп выбирают маршрут:

Илья Муромец

Алёша Попович

Добрыня Никитич

Формулируют учебную задачу (Составить словесное описание богатырей, нарисовать словесный портрет богатыря)

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, эффективное сотрудничество с учителем.

Познавательные УУД:

-  систематизация и обобщение полученной ранее информации.

Регулятивные УУД:    

-  умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Открытие детьми нового знания.

Мини-проект, решение проектной задачи

-организовать усвоение учениками нового знания

Работать вы будете по плану, на котором отмечены основные этапы вашей работы.

1) Прочитайте фрагмент текста былины

2) Пользуясь текстом ответьте на вопросы:

Как зовут богатыря?

Откуда он родом?

Качества героя.

Чем прославился?…

3) Подготовьте словесное описание богатыря.

Если вы последовательно выполните все задания, то у вас получится словесная картина – портрет богатыря.

Итак, сейчас вы должны выполнить первый пункт плана. Приступаем.

Теперь вы работаете в группе и отвечаете на поставленные вопросы, обсуждаете в команде.   Пользуйтесь простым карандашом, ответы на каждый вопрос подчеркивайте в тексте.

Работают с текстами по плану

Чтение отрывка былины.

Работа над былиной по плану, ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Учет чужой точки зрения.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Коммуникативные УУД:

умения оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. Инициативное сотрудничество.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

Эффективное сотрудничество со сверстниками, учителем.

Личностные УУД: ценностное отношение к природному миру

Решение проектной задачи

-организовать усвоение учениками нового знания

Итак, представители каждой группы отвечают на вопрос,  выбирают и прикрепляют табличку с ответом под иллюстрацией своего богатыря.

  1. Как зовут богатыря?
  2. Откуда он родом?
  3. Качества героя.
  4. Чем прославился?

Мы составили портрет поэтапно, а теперь должны составить рассказ  о своем богатыре. Попрошу командиров выйти и представить свой рассказ.  

Представление выполненной работы (на карте показать родину богатыря)

Прослушивание полученных текстов

Личностные УУД:

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме,  эффективное сотрудничество со сверстниками, учителем.

Регулятивные УУД: планирование учебно-познавательной деятельности в соответствии с поставленной задачей,

Рефлексия деятельности

- организовать рефлексию, взаимооценку и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Итак, мы составили портреты 3-х богатырей, но некоторые качества у них похожи. Давайте, подведем итог всему вышесказанному.

Какими качествами должен обладать богатырь?

В центре ключевое слово «Богатырь», ему посвящено сегодня наше занятие. Вы должны подобрать только те качества, которыми должен обладать богатырь.

У Вас есть набор слов с качествами человека. Ваша задача выбрать те качества, которые присущи богатырям – защитникам Родины.

Поработайте в группе.

- А сейчас, давайте составим один общий портрет.

Вывод: так какими качествами обладают богатыри.

- Ребята, а какие слова вы не использовали?  Почему?

Мы сегодня с Вами познакомились только с тремя богатырями, а их на Руси было очень много. Вот здесь на нашей выставке представлены только некоторые книги, кого заинтересовали сказки и былины о богатырях можно обратиться в нашу школьную библиотеку.

Подведем итог нашему занятию.

Перед вами незаконченные фразы.

Каждый по кругу высказывается по одному предложению, выбирая начало фразы с экрана:

- Сегодня я узнал…..

- Было интересно …..

- Было трудно …..

- Я понял что ……

- Теперь я могу …….

- Я научился …..

- У меня получилось ….

- Меня удивило …..

- Урок дал мне для жизни …..

- Мне захотелось …..

Спасибо за работу, наше занятие подошло к концу.

Составление кластера.

Дети составляют кластер в группах.

Выходят к доске и прикрепляют нужные карточки.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

отстаивать свою точку зрения, соблюдая  правила речевого этикета;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения  другого человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила работы в группе Работать должны все Один говорит, другие слушают Своё несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси 1

Слайд 2

БОГАТЫРЬ

Слайд 3

14.12.2015 3

Слайд 4

14.12.2015 4

Слайд 5

« Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» « Алёша Попович и Тугарин Змеевич » «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Слайд 6

План 1) Прочитайте фрагмент текста былины. 2) Пользуясь текстом, ответьте на вопросы: Как зовут богатыря? Откуда он родом? Качества героя. Чем прославился? 3) Подготовьте словесное описание портрета богатыря.

Слайд 7

7 - Сегодня я узнал….. - Было интересно ….. - Было трудно ….. - Я понял, что …… - Теперь я могу ……. - Я научился ….. - У меня получилось …. - Меня удивило ….. - Урок дал мне для жизни ….. - Мне захотелось ….. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Богатыри земли русской"

Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....

"Богатыри земли Русской"

Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии, уроке чтения в 3-4  классахъ при изучении темы Кто такие богатыри. В материале используются репродукции картин В. Васнецова,  ...

классный час на тему : Богатыри Земли Русской

Можно увидеть доспехи, оружие....

Сказание о богатырях земли русской.

Разработка урока по факультативному курсу "Русская народная культура". Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года"...

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"

Праздник - подведение итогов работы над проектом "Богатыри земли русской" 2 класс...

сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"

Праздник- подведение итогов работы по проекту "Богатыри земли русской"...