сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"
методическая разработка (2 класс) на тему
Праздник- подведение итогов работы по проекту "Богатыри земли русской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_-_prezentaciya_proekta.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация проекта
«Встреча с былиной»
Задачи:
- обеспечить усвоение представления о былине как жанре устного народного творчества, о главных героях былин – богатырях (их характерах, одежде);
- развивать творческие способности детей, умение отражать полученные впечатления в музыкально-ритмической деятельности;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины.
Оборудование:
выставка рисунков и поделок детей; аудиозапись песни «Богатырская сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов), «Инструментальная композиция на гуслях» Е. Стрельникова; предметы быта русского народа, объёмное изображение Змея Горыныча (головы – раскрашенные воздушные шарики).
Ход занятия:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию и встают полукругом.
Ребенок:
Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Песня о родине («У моей России»)
Ведущая:
- Я скажу вам, гости любезные, и вам, детки малые да пригожие, старый сказ про дела далёкие, про дела далёкие да великие. Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а всё, что услышите, может вам пригодиться.
Ведущая:
- Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Много славных подвигов совершали они, оберегая землю в давние времена и в наше время, защищая её от врагов.
-Как вы думаете, как называли таких людей? (богатыри)
- Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
- Ребята, кто такой богатырь?
Дети:
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Вопросы:
1. Вспомните имена русских богатырей.
- Илья Муромец, Ставр Годинович, Садко, Добрыня Никитич, Микула Селянинович.
2. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
2. Что такое Былина?
– Былина произошла от слова быль, было.
3. Кто слагал Былины о богатырях?
– Народ
4. Кто рассказывал Былины?
- Сказители.
5. Как сказитель рассказывал Былину?
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Ведущая:
- Ребята, а в каких пословицах и поговорках говорится о Родине, силе и храбрости русских воинов?
За народное дело бейся смело
Человек без Родины, что соловей без песни;
Жить - Родине служить;
Кто храбр, тот и жив;
Храбрый побеждает, а трус погибает;
Смелость города берёт.
Кто смел, тот и цел.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Бой отвагу любит.
Волков бояться в лес не ходить.
Ведущая:
- В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Ведущая:
- Сейчас мы отправимся путешествовать по былинам. А чтобы попасть в одну из былин, вы должны разгадать мою загадку.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
(Печь).
-В какой былине главный герой сидел на печи 30 лет и 3 года? (Илья Муромец)
- Как об этом говорится в былине?
«В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики перехожие и попросили воды испить. Тут случилось чудо чудное: встал Ильюшенька, испил водицы и почувствовал в себе силу богатырскую».
- На Руси всегда любили померяться силой да ловкостью. Покажите и вы свою быстроту да ловкость.
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Ведущая:
- А что же дальше было?
«А как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается»
Игра «Собери богатыря в дорогу».
Ведущая:
- И среди наших мальчиков есть много богатырей. А сейчас я предлагаю одеть наших славных молодцев в одежду ратника для свершения ими дальнейших подвигов.
Вопросы:
1. Как одеты богатыри?
На тело надета кольчуга – железная рубашка.
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Что надето на головы богатырей?
Шлем.
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, меч.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Ведущая:
- Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Мальчики, одетые в костюмы богатырей, выстраиваются друг да другом.
Ведущая:
- Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
Ребенок:
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю русскую!
Не затмить им
Солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит
Не шелохнется!
Танец «Богатыри»
Мальчики танцуют, садятся на место.
Звучит фонограмма «Шум пролетающего самолёта».
Ведущая:
- Ребята, мне кажется, что мы оказались в новой былине:
- Ай, да гром гремит, да шум велик идёт: налетело на молодого Добрынюшку а и змеинище да то Горынище.
- Из какой былины эти слова? (Добрыня Никитич и змей Горыныч)
Ведущая:
- Я предлагаю нашим богатыря сразиться со змеем Горынычем.
(Мальчикам по очереди завязывают глаза, раскручивают, и они, с помощью подсказок девочек, пытаются победить змея, лопнув шарики).
Звучит фонограмма: « Криков петухов».
Ведущая (зазывая):
Ку-ка-ре — ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте,
Пастушок, в рожок играй —
Новый день скорей встречай!
Ведущая: Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов.
-Почему люди вставали рано? (Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей)
- А чем в городах люди занимались? (разными ремеслами: были кузнецы, ремесленники, гончары, ювелиры, торговцы)
Ведущая:
- Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула».
- Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
- Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.
– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря? (Оратай). Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб).
-А как об этом говорится в былине?
Ребенок:
«Пашет пахарь, понукает,
На кобылку свою погукивает.
Борозды кладет, как рвы глубокие,
Из земли дубы вывертывает,
Камни – валуны в сторону отбрасывает.
Только кудри у пахаря качаются,
Шелками по плечам рассыпаются».
Ведущая:
- Как Микула Селянинович говорит о своем труде?
Я хлеб ращу, Я народ кормлю.
Людям счастье несу,
Оттого-то и не обессилею.
Ведущая: В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится».
А после работы девушки да парни хороводы водили, песни пели. Давайте и мы с вами вспомним хоровод «На горе-то калина».
Хоровод «На горе – то калина»
Ведущая:
- А в следующую былину нам поможет попасть волшебное яблочко:
Ты катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку.
Укажи нам дорогу
Во славный Киев-град!
Ведущая: В какой былине вы попали в славный Киев – град, познакомились с князем Владимиром Красно Солнышко (Ставр Годинович)
Ведущая: Я предлагаю рассказать былину гостям, сыграть
в игру «Был у князя пир большой» (дети встают врассыпную)
Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки),
Ставр заносчив был душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).
Князь свой голос надсадил (поглаживают горло),
Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками).
Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду).
Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным пальцем, топают).
Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются),
Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание).
Ставр уж на коня садился
В путь-дороженьку пустился (имитируют езду на лошади, двигаясь по кругу).
Ведущая:
- Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро (обращает внимание на ромашку): и у нас в знак торжества добра и справедливости выросла ромашка.
- Какие красивые слова из былин вы знаете? (травушка-муравушка, красны девицы, лазоревы цветочки, палаты белокаменные, добрый молодец, стольный Киев-град, белы рученьки, батюшка, матушка).
Звучит фонограмма «Инструментальная композиция на гуслях»
Под звуки музыки выходит Садко, играет на гуслях.
Ведущая:
Под гусли звончатые русские старинные
Песни исполнял гусляр древние былинные.
- А вы, ребята, узнали нашего гусляра? Как его зовут? (Садко)
- Из какой былины он к нам пришёл? «Садко»)
- Как называется его музыкальный инструмент? (гусли)
Садко: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Долго ходил я по честным пирам, веселил купцов да бояр. А теперь хочу я, чтобы повеселили вы меня. У вас есть музыкальные инструменты? (дети достают ложки).
Садко: Насмешили вы меня, этими инструментами только щи да кашу хлебать.
Ребёнок:
Думал, ложкой щи хлебают,
Ложками давно играют.
Посмотри сюда скорей:
Здесь ансамбль ложкарей!
Игра на музыкальных инструментах «Ах, вы, сени мои, сени»
Садко: Вот спасибо, порадовали меня. За это вам на память дарю ложки, а вы их сами украсите и сыграете на них в следующий раз (раздаёт деревянные ложки). До свидания!
Ведущаяф наши кончились.
Ребёнок:
А над Русью – матушкой
Взошло ясно – солнышко –
Всем добрым людям на радость
Да на веселье.
Ведущая:
- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
Дети:
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
1.Родина наша Россия-
Общая наша судьба.
Святость твоя неделима,
Свет озаряет тебя.
2.Истина волей открыта,
Ясная мира заря,
Родина наша Россия-
Общая наша судьба.
3. Воздух лазорево – синий.
Степи, дубравы, жнивьё –
Всё это наша Россия –
Гордое счастье моё.
4.Все твои были и сказки
В душах веками живут.
Столько надежды и ласки
Русские песни несут!
5.И преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Ведущая: А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба». Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, Я верю, что вы будете смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"
По образовательной программе "Школа 2100..."...
Презентация "Богатыри земли русской"
Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....
Презентация "Защитники земли русской"
Ученица 3 класса Щеняева Алина...
Презентация "Защитники земли русской"
В презентации дан материал о русских богатырях, их доблести и чести.Красочные иллюстрации рассказывают о доспехах, оружии, о ратных подвигах. Работа может быть использована как на уроках ИЗО, так и во...
презентация "Защитники земли русской"
Презентация о великих русских полководцах, которые защищали русскую землю...
сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"
Праздник - подведение итогов работы над проектом "Богатыри земли русской" 2 класс...
Сценарий праздника : Экологическое представление «Земля - наш дом родной».
Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе в 2-4 классах...