Конспект урока чтения для учащихся 4 класса с умственной отсталостью "Знакомство с рассказом Ю. Дмитриева «Лиса»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 

Цель урока: познакомить обучающихся  с рассказом «Лиса» по Ю. Дмитриеву

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знакомство с рассказом Ю. Дмитриева «Лиса».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся  с рассказом «Лиса» по Ю. Дмитриеву

Задачи:

коррекционно-образовательная задача:  на материале рассказа совершенствовать навыки чтения, закреплять навыки правильного, сознательного, выразительного чтения путём чередования различных видов чтения.

коррекционно-развивающая задача: развивать устойчивое внимание, память, воображение и связную речь путем использования эффективных для этого приёмов

коррекционно-воспитывающие задача: способствовать формированию интереса к чтению рассказа, к творчеству Ю.Дмитриева, воспитывать любовь к животным, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник литературное чтение 4 класс, презентация к уроку, видео ролик, как лиса ловит мышей,рисунок лисы.

Ход урока

1. Организационный   момент.

-Прозвенел звонок, что это значит – начался урок

Все у парты дружно встали -

Глазки на меня подняли.

Тихо сели, спинки прямо.
Глубоко мы все вздохнем –

Наш урок начнем!

Проверим вашу готовность работать на уроке.

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

Помните:

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте  старательно,

Слушайте  внимательно.

2.  Подготовительная часть

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какой у нас сейчас урок?

- Какой он по счету?

С чего мы всегда начинаем каждый урок?

3. Проверка домашнего задания.

 Что вам было задано? Читать загадки, отгадать их и нарисовать отгадку к той загадки, которая понравилась.

Речевая разминка

Прежде чем начнем читать

Надо нам с разминки начать

- Назовите, какая буква нам поможет ее провести:

Отвечайте, кто знаток

Это буква – молоток?

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют — очень любим мы уют

А кто в нашем классе следит за порядком, чистотой  – дежурные

Игра.  Ну а сейчас нас ждет игра на звукоподражание. Я приглашаю вас на птичий двор, друзья. Вспомним  кто, как говорит, или кричит. Произносим четко, ясно, не спеша.

Наши уточки с утра … (Кря.)

Наши гуси у пруда – га-га-га…

А индюк среди двора – бал-бал-бал.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко.

А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споет ку-ка-реку. 

Ну а теперь можно и загадки читать и отгадки проверять. 

Коррекционная минутка.

 По ходу разгадывания на доску вывешиваются картинки с отгадками.

Корова, заяц, собака  - найдите, кто здесь лишний и почему.

4.Основной этап.

А) Актуализация опорных знаний. 

- Давайте вспомним, как называется раздел учебника,  который мы изучаем?

Возьмите листочки с буквами и вычеркните все повторяющиеся буквы, Из оставшихся букв составьте и прочтите название раздела.

КВКК МКИКРКККЕККККЖККИККВККОТКНККЫККХ

- О каких животных мы уже прочитали? Ответить на следующий вопрос помогут карточки,  у одних изображение животного, у других слова.

- Давайте вспомним, кого назвали бодливой, кто был упрямым, кого заяц называл толстяком, его назвали хитрым, а кто в лесу шустрый.

Б) Вступительная беседа.

Сегодня мы прочитаем еще об одном интересном животном. А о ком, вам поможет вот эта картинка

  Кого видит Влад Орешкин? А что еще видите? Снежана,  назови буквы.  Сережа иди, сложи слоги   и прочитай слово.

Давайте устно опишим лису  по графическому плану.

1. Дикое. 2. Рыжий.3. Шерстью.4. Птицами, зайцами, мышами. 5. Нора.

6. Лисята. 7. Уничтожает  мышей, приносящих  вред сельскому хозяйству.

Физминутка

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед и вниз.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели- вновь за дело.

5. Изучение нового материала. 

А) Беседа о писателе.

Сегодня мы с вами   познакомимся с рассказом Ю.Дмитриева «Лиса». Юрий Дмитриевич Дмитриев русский писатель – натуралист. Натуралист -  это человек, который занимается изучением природы. Юрий Дмитриев написал очень много книг про животных и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели и воспитывали их.

 Писатель называл животных нашими меньшими братьями.

В своих рассказах он писал о том, что видел, и о тех, за кем наблюдал.

Б) Первичное чтение рассказа учителем 

Сейчас я познакомлю вас с новым рассказом.

Во время моего чтения вам встретятся непонятные слова. Давайте разберемся, что они обозначают, чтобы лучше понять содержание.

Словарная работа:  Слава — известность по качеству, делу, поступку, Капка́н  — приспособление для ловли зверей, консервная банка - контейнер для долгосрочного хранения пищевых продуктов. Странный - необычный.  Обнаруживает- находит, замечает.

Проверим  готовность  слушать  меня.  

- Руки (на месте).  - Ноги (на месте).  - Локти (у края).  - Спинка (прямая).

В) Проверка восприятия текста. Ответы учащихся на вопрос:

 -Каким зверем люди считают лису?

-Но на самом деле она – не очень хитрая и осторожная?

-Смог нам это доказать автор?

Г) Повторное чтение детьми

Сейчас вы самостоятельно начнете читать рассказ. 

Вам встретяться  «трудные» слова, чтобы их легче было прочитать, давайте потренируемся, прочтем  их по слогам  и  целыми словами -   сворачивала, подрыгивала, обнаруживает.

Гимнастика для глаз.

Вверх  листочек подними, на него ты посмотри.

Вниз листочек опусти.

Только глазками смотри: вправо-влево вверх-вниз.

Глазками моргаем.

Глазки закрываем. 1-2-3-4-5

Можно глазки открывать.

Д) Работа над содержанием.Чтение по цепочки.

Начнём читать рассказ,  не забывая о выразительности и соблюдая знаки препинания.

 1 абзац - Каким зверем считается лиса?

2 абзац – Когда лиса кажется  более осторожной и хитрой?

- К какому выводу пришел автор?

3 абзац  -  В какое время года автор встретился с лисой?

- Что заставило лису забыть об осторожности?

 - Какая беда могла  произойти с ней?

4 абзац – Что у лисы очень хороший?

- Для чего лисе нужен хороший слух?

Как автор назвал  поведение лисы?

- Что она делала?  Для чего?

Посмотрите, как лиса ловит бегающих под снегом мышей.(Просмотр видеоролика)

6. Итог урока.

- Как называется рассказ,  с которым мы сегодня познакомились? - Кто автор?

- Почему автор дал такое название этому рассказу?

- Какой  сюжет рассказа поучительный для нас, людей? Чему он учит нас?

- Что особенно запомнилось и понравилось на уроке?

Дом. задание – подготовить пересказ текста.

Урок окончен!

                               

                   

               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Физическая культура» для учащихся 1 классов с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает об­ра­зо­вательные, воспитательные, коррекци...

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Урок чтения в 1 классе (для умственно отсталых учащихся)

Урок содержит презентацию, построен  в увлекательной форме, формы организации деятельности на уроке- парная, групповая, индивидуальная, фронтальная....

Конспект урока по предмету чтение 3 класс учащихся с легкой умственной отсталостью на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории»

Конспект урока по предмету чтение на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории» для учащегося 3 «В» класса надомного обучения.Цель урока &nda...

Конспект группового психологического занятия для учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

Разработка  групового психологического занятия для обучающихся с  умственной отсталостью (интелектуальными нарушенимя) . (Вариант1) 1-4 класс...