Рабочие программы по предмету "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_kl.docx | 40.04 КБ |
literaturnoe_chtenie_2_kl._-_shkola_rossii_1118.docx | 67.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
начальное общее образование
1 класс
МБОУ «СШ № 10»
Планируемые предметные результаты освоения курса
1класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение;
• сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
• объяснять смысл названия произведения;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сочинять рассказы по рисункам;
• сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
• чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
• различать сказки, стихотворения, рассказы.
2 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений;
• ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
3 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
• пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
• рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
• привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
• определять и оценивать позиции литературных героев;
• выявлять тему и главную мысль произведения;
• сопоставлять героев, идеи разных произведений;
• составлять план рассказа;
• определять свое и авторское отношение к героям;
• формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
• делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• продолжать сюжет произведения, историю героя;
• участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
• выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
• выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
• находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
• использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
4 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Содержание курса « Литературное чтение»
1класс (132 ч)
Добукварный период
(17 час)
Речь устная письменная. Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
(58 часов)
Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.
Развитие устной речи.
Звуковая культура.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период. Литературные произведения
(17 часов)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.
Жили – были буквы
( 6 часов)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Чёрным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина и песенки из книги «рифмы Матушки Гусыни».
Сказки, загадки, небылицы
(8 часов)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Чёрным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина и песенки из книги «рифмы Матушки Гусыни».
Апрель, апрель! Звенит капель!...
(4 часа)
Произведения русских поэтов о природе, стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова.
И в шутку и всерьёз…
(7 часов)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, Я. Тайца, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой, О. Григорьева, М. Пляцковского.
Я и мои друзья (8 часов)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом.
О братьях наших меньших(7 часов)
Рассказы и стихи, написанные С. Михалковым, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковским, Г. Сапгиром, В. Берестовым, Н. Сладковым, Д. Хармсом, К. Ушинским.
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 «г» классе
2017-2018 учебный год
Учитель: И.Ф.Курбанова
Раздел программы, кол-во часов | Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу | № урока | Дата проведения урока | Тема урока
| Примечания | |||
Добукварный период (17 час) | Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.). Различать ударные и безударные гласные звуки | 1 | 4.09 | Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке | ||||
2 | 5.09 | Речь письменная и устная | ||||||
3 | 7.09 | Предложение | ||||||
4 | 8.09 | Предложение и слово | ||||||
5 | 11.09 | Предложение и слово | ||||||
6 | 12.09 | Слово и слог | ||||||
7 | 14.09 | Слог, ударение (закрепление) | ||||||
8 | 15.09 | Слог, ударение | ||||||
9 | 18.09 | Деление слов на слоги | ||||||
10 | 19.09 | Звуки речи: гласные и согласные | ||||||
11 | 21.09 | Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным | ||||||
12 | 22.09 | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков | ||||||
13 | 25.09 | Гласный звук [а], буквы А, а | ||||||
14 | 26.09 | Звук [о], буквы О, о | ||||||
15 | 28.09 | Звук [и], буквы И, и | ||||||
16 | 28.09 | Гласная буква ы, звук [ы] | ||||||
17 | 29.09 | Звук [у], буквы У, у | ||||||
Букварный период (58 часов) | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с — з, ш — ж, с — ш, з — ж, р — л, ц — ч и т. д.). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.). Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] | 18 | 2.10 | Звуки [н], [н’], буквы Н, н | ||||
19 | 3.10 | Звуки [н], [н’], буквы Н, н | ||||||
20 | 5.10 | Звуки [с], [c’], буквы С, с | ||||||
21 | 6.10 | Звуки [к], [к’], буквы К, к | ||||||
22 | 9.10 | Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление) | ||||||
23 | 10.10 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | ||||||
24 | 12.10 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление) | ||||||
25 | 13.10 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | ||||||
26 | 16.10 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление) | ||||||
27 | 17.10 | Повторение и закрепление изученного материала | ||||||
28 | 19.10 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | ||||||
29 | 20.10 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (закрепление) | ||||||
30 | 23.10 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | ||||||
31 | 24.10 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (закрепление) | ||||||
32 | 26.10 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] | ||||||
33 | 27.10 | Буква Е – показатель мягкости согласных |
| |||||
34 | 7.11 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | ||||||
35 | 9.11 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | ||||||
36 | 10.11 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | ||||||
37 | 13.11 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М | ||||||
38 | 14.11 | Закрепление пройденного материала | ||||||
39 | 16.11 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | ||||||
40 | 17.11 | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) | ||||||
41 | 20.11 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | ||||||
42 | 21.11 | Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) | ||||||
43 | 23.11 | Закрепление пройденного материала | ||||||
44 | 24.11 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | ||||||
45 | 27.11 | Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т | ||||||
46 | 28.11 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] | ||||||
47 | 30.11 | Буква Я – показатель мягкости согласного | ||||||
48 | 4.12 | Закрепление пройденного материала | ||||||
49 | 5.12 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | ||||||
50 | 7.11 | Чтение слов с буквой г.Сопоставление слогов и слов с буквами к и г | ||||||
51 | 8.11 | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | ||||||
52 | 11.12 | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) | ||||||
53 | 12.12 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | ||||||
54 | 14.12 | Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | ||||||
55 | 15.12 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | ||||||
56 | 18.12 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | ||||||
57 | 19.12 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление) | ||||||
58 | 21.12 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | ||||||
59 | 22.12 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление) | ||||||
60 | 25.12 | Буквы Ё, ё, обознача-ющие два звука [й’о] | ||||||
61 | 26.12 | Буква Ё, ё – показатель мягкости | ||||||
62 | 28.12 | Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й | ||||||
63 | 29.12 | Чтение слов с буквой й (закрепление) | ||||||
64 | 09.01 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | ||||||
65 | 10.01 | Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] | ||||||
66 | 12.01 | Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | ||||||
67 | 15.01 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | ||||||
68 | 16.01 | Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) | ||||||
69 | 18.01 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э | ||||||
70 | 19.01 | Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) | ||||||
71 | 22.01 | Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу | ||||||
72 | 23.01 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) | ||||||
73 | 25.01 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | ||||||
74 | 26.01 | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф | ||||||
75 | 29.01 | Мягкий и твердый разделительные знаки | ||||||
Послебукварный период. Литературные произведения (17 часов) | Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы Составлять текст по серии сюжетных картинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы | 76 | 30.01 | Русский алфавит | ||||
77 | 5.02 | Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина) | ||||||
78 | 6.02 | К. Д. Ушинский. Наше Отечество | ||||||
79 | 8.02 | В. Крупин. Первоучители словенские | ||||||
80 | 9.02 | В. Крупин. Первый букварь | ||||||
81 | 12.02 | Творчество А. С. Пушкина – сказки | ||||||
82 | 13.02 | Л. Н. Толстой о детях | ||||||
83 | 15.02 | К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях | ||||||
84 | 16.02 | Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») | ||||||
85 | 19.02 | В. В. Бианки. Первая охота | ||||||
86 | 20.02 | Творчество С. Я. Маршака | ||||||
87 | 22.02 | Творчество М. М. Пришвина | ||||||
88 | 26.02 | Творчество А. Л. Барто | ||||||
89 | 27.02 | Творчество С. В. Михалкова | ||||||
90 | 1.03 | Б. В. Заходер. Два и три | ||||||
91 | 2.03 | Творчество В. Д. Берестова | ||||||
92 | Литературное чтение | Прощание с Азбукой. Проверим свои знания | ||||||
5.03 | ||||||||
Жили – были буквы ( 6 часов) | Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать смысл текста при его прослушивании Различать стихотворения, рассказы, сказки | 1 | 6.03 | Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы» | ||||
2 | 9.03 | И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» | ||||||
3 | 12.03 | Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | ||||||
4 | 13.03 | Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» | ||||||
5 | 15.03 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | ||||||
6 | 16.03 | Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» | ||||||
Сказки, загадки, небылицы (8 часов) | Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать смысл текста при его прослушивании Различать стихотворения, рассказы, сказки | 7 | 19.03 | Е. Чарушин «Теремок» | ||||
8 | 20.03 | Русская народная сказка | ||||||
9 | 22.03 | Загадки, песенки, потешки | ||||||
10 | 23.03 | Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | ||||||
11 | 2.04 | А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» | ||||||
12 | 3.04 | А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» | ||||||
13 | 5.04 | «Cказки, загадки, небылицы» | ||||||
14 | 6.04 | «Cказки, загадки, небылицы» | ||||||
Апрель, апрель! Звенит капель!... (4 часа) | Умение определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; читать целыми словами с элементами. | 15 | 9.04 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» | ||||
16 | 10.04 | Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» | ||||||
17 | 12.04 | И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» | ||||||
18 | 13.04 | Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» | ||||||
И в шутку и всерьёз… (7 часов) | Умение приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. В совместной деятельности давать оценку героям. Умение находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение. Обучающийся в совместной | 19 | 16.04 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».Г. Кружков «Ррры!» | ||||
20 | 17.04 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | ||||||
21 | 19.04 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» | ||||||
22 | 20.04 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» | ||||||
23 | 23.04 | К. И. Чуковский «Телефон» | ||||||
24 | 24.04 | К. И. Чуковский «Телефон» | ||||||
25 | 26.04 | М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | ||||||
Я и мои друзья (8 часов) | Выразительное чтение. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста | 26 | 27.04 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» | ||||
27 | 30.05 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» | ||||||
28 | 3.05 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» | ||||||
29 | 4.05 | И. Пивоварова «Вежливый ослик» | ||||||
30 | 7.05 | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» | ||||||
31 | 8.05 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | ||||||
32 | 10.05 | Ю. Энтин «Про дружбу» | ||||||
33 | 11.05 | Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья» | ||||||
О братьях наших меньших(7 часов) | Умение работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; читать целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с звукоподражанием и рифмой. | 34 | 14.05 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…» | ||||
35 | 15.05 | В. Осеева «Собака яростно лаяла» | ||||||
36 | 17.05 | И. Токмакова «Купите собаку» | ||||||
37 | 18.05 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» | ||||||
38 | 21.05 | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» | ||||||
39 | 22.05 | С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» | ||||||
40 | 24.05 | Из старинных книг. Обобщение по теме. |
Итого: 132 ч.
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
начальное общее образование
2 Г класс
Курбанова Индира Фидусовна
МБОУ «СШ № 10»
Планируемые предметные результаты освоения курса
1класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение;
• сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
• объяснять смысл названия произведения;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сочинять рассказы по рисункам;
• сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
• чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
• различать сказки, стихотворения, рассказы.
2 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений;
• ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
3 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
• пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
• рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
• привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
• определять и оценивать позиции литературных героев;
• выявлять тему и главную мысль произведения;
• сопоставлять героев, идеи разных произведений;
• составлять план рассказа;
• определять свое и авторское отношение к героям;
• формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
• делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• продолжать сюжет произведения, историю героя;
• участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
• выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
• выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
• находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
• использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
4 класс
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Содержание курса « Литературное чтение»
2класс (119 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.
Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста
(подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг(изданий):книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора ( потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-¬популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим
текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения
по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,
Научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 2 «г» классе
2018-2019 учебный год
Учитель: И.Ф.Курбанова
Раздел программы, кол-во часов | Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу | № урока | Дата проведения урока | Тема урока
| Примечания | |||
Вводный урок (1час) | Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе | 1 | 3.09 | Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю» | ||||
Самое великое чудо на свете (3 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 2 | 4.09 | Самое великое чудо на свете. | ||||
3 | 5.09 | Самое великое чудо на свете. Библиотеки. | ||||||
4 | 6.09 | Наши проекты. О чем может рассказать школьная библиотека. | ||||||
Краски осени (11 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений | 5 | 11.09 | Устное народное творчество | ||||
6 | 12.09 | Русские народные песни. | ||||||
7 | 13.09 | Входная контрольная работа. Потешки и прибаутки. | ||||||
8 | 17.09 | Скороговорки, считалки и небылицы. | ||||||
9 | 18.09 | Загадки, пословицы и поговорки. | ||||||
10 | 19.09 | Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет» | ||||||
11 | 20.09 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | ||||||
12 | 25.09 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | ||||||
13 | 26.09 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | ||||||
14 | 27.09 | Русская народная сказка «Каша из топора» | ||||||
15 | 1.10 | Русская народная сказка «Гуси и лебеди». | ||||||
16 | 2.10 | Русская народная сказка «Гуси и лебеди»(продолж). | ||||||
17 | 3.10 | Викторина по сказкам Проверим себя. | ||||||
18 | 4.10 | КВН «Обожаемые сказки» | ||||||
19 | 9.10 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» | ||||||
20 | 10.10 | К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила». | ||||||
21 | 11.10 | А.А. Фет «Ласточки пропали. И. Токмакова «Опустел скворечник»». | ||||||
22 | 15.10 | Осенние листья. | ||||||
23 | 16.10 | В.Берестов «Хитрые грибы | ||||||
24 | 17.10 | М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | ||||||
25 | 18.10 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | ||||||
Русские писатели (13 часов) | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений. | 26 | 23.10 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...» | ||||
27 | 24.10 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. | ||||||
28 | 25.10 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||||
29 | 29.10 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||||
30 | 30.10 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | ||||||
31 | 31.10 | И.А Крылов «Лебедь, рак и щука». | ||||||
32 | 1.11 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». |
| |||||
33 | 13.11 | Л.Н. Толстой «Филиппок». | ||||||
34 | 14.11 | Л.Н. Толстой «Филиппок». | ||||||
35 | 15.11 | Л.Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». | ||||||
36 | 19.11 | Веселые стихи. И. Такмаковой,, Ю. Могутина | ||||||
37 | 20.11 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | ||||||
О братьях наших меньших. (10 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 38 | 21.11 | О братьях наших меньших. | ||||
39 | 22.11 | Б. Захадер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила-была собака…» | ||||||
40 | 27.11 | Домашние животные | ||||||
41 | 28.11 | М. Пришвин «Ребята и утята» | ||||||
42 | 29.11 | М. Пришвин «Ребят и утята» | ||||||
43 | 3.12 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | ||||||
44 | 4.12 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | ||||||
45 | 5.12 | Б.С. Житков «Храбрый утенок» | ||||||
46 | 6.12 | В.В. Бианки «Музыкант» | ||||||
47 | 11.12 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | ||||||
Из детских журналов (8 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | 48 | 12.11 | Из детских журналов | ||||
49 | 13.11 | Д. Хармс «Игра» | ||||||
50 | 17.12 | Д. Хармс «Вы знаете?» | ||||||
51 | 18.12 | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи». | ||||||
52 | 19.12 | Д. Хармс «Ч Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»то это было?» | ||||||
53 | 20.12 | Конртольная работа за 1 пол-е | ||||||
54 | 25.12 | А.И. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». | ||||||
55 | 26.12 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | ||||||
Люблю природу русскую. Зима (8 часов) | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. | 56 | 27.12 | Люблю природу русскую | ||||
57 | 14.01 | И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Стихи о первом снеге | ||||||
58 | 15.01 | Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою» | ||||||
59 | 16.01 | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» . | ||||||
60 | 17.01 | Русская народная сказка «Два мороза». | ||||||
61 | 22.01 | А.Л. Барто «Дело было в январе». | ||||||
62 | 23.01 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую» | ||||||
63 | 24.01 | Игра «Поле чудес» | ||||||
Писатели – детям (15 часов) | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | 64 | 28.01 | Писатели – детям | ||||
65 | 29.01 | К.И. Чуковский «Путаница» | ||||||
66 | 30.01 | К.И. Чуковский « Радость» | ||||||
67 | 31.01 | К.И. Чуковский « Федорино горе» | ||||||
68 | 5.02 | С.Я. Маршак « Кот и лодыри» | ||||||
69 | 6.02 | С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли» | ||||||
70 | 7.02 | С.В.Михалков.«Мой щенок»
| ||||||
71 | 11.02 | А.Л. Барто «Веревочка», | ||||||
72 | 12.02 | А.Л. Барто «В школу», «Мы не заметили жука» | ||||||
73 | 13.02 | А.Л. Барто «Вовка-добрая душа» | ||||||
74 | 14.02 | Н.Н. Носов «Затейники» | ||||||
75 | 19.02 | Н.Н. Носов «Живая шляпа | ||||||
76 | 20.02 | Н.Н. Носов «На горке» | ||||||
77 | 21.02 | Н.Н. Носов «На горке» | ||||||
78 | 25.02 | Обобщение по разделу «Писатели детям» | ||||||
6.03 | ||||||||
Я и мои друзья (9 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 79 | 26.02 | Я и мои друзья | ||||
80 | 27.02 | В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» В.Лунин «Я и Вовка» | ||||||
81 | 28.02 | Н. Булгаков « Анна, не грусти!» | ||||||
82 | 5.03 | В.Осеева «Волшебное слово» | ||||||
83 | 6.03 | В.Осеева «Волшебное слово» | ||||||
84 | 7.03 | В.Осеева «Хорошее» | ||||||
85 | 11.03 | В.Осеева «Почему?» | ||||||
86 | 12.03 | В.Осеева «Почему?» | ||||||
87 | 13.03 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | ||||||
Люблю природу русскую. Весна. (8 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. | 88 | 14.03 | Люблю природу русскую. Весна. | ||||
89 | 19.03 | А.Плещеев, Стихи о весне. | ||||||
90 | 20.03 | А. Блок, «На лугу» | ||||||
91 | 21.03 | С. Маршак . «Снег теперь уже не тот…» | ||||||
92 | 1.04 | И. Бунин «Матери» | ||||||
93 | 2.04 | А. Плещеев «В бурю» | ||||||
94 | 3.04 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | ||||||
95 | 4.04 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» | ||||||
И в шутку и всерьез (12 часов) | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений | 96 | 9.04 | И в шутку и всерьез | ||||
97 | 10.04 | Б.Заходер «Что красивей всего», «Товарищам детям», | ||||||
98 | 11.04 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | ||||||
99 | 15.04 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | ||||||
100 | 16.04 | Э. Успенский «Чебурашка». Стихотворения | ||||||
101 | 17.04 | Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой» | ||||||
102 | 18.04 | Э. Успенский, Стихи. | ||||||
103 | 23.04 | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране | ||||||
104 | 24.04 | Г.Остер «Будем знакомы» | ||||||
105 | 25.04 | Г.Остер «Будем знакомы» | ||||||
106 | 29.04 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | ||||||
107 | 30.04 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». | ||||||
Литература зарубежных стран. (11 часов) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей. | 108 | 7.05 | Литература зарубежных стран. | ||||
109 | 7.05 | Американская и английские народные сказки | ||||||
110 | 8.05 | Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». | ||||||
111 | 8.05 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | ||||||
112 | 13.05 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | Интегр.с анг. | |||||
113 | 14.05 | Ш.Перро «Красная шапочка» | ||||||
114 | 15.05 | Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине» | ||||||
115 | 16.05 | Итоговая контрольная работа. | ||||||
116 | 21.05 | Э Хогарт «Мафин и паук» Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | ||||||
117 | 22.05 | Игра-викторина по сказкам | ||||||
118 | 22.05 | КВН «Цветик – семицветик» | ||||||
119 | 23.05 | Резерв |
Итого: 119 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...