Разработка урока по литературному чтению 1 класс Л.Н.Толстой "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения.
Тема: Л.Н. Толстой «Косточка».
Класс 1
Программа «Начальная школа 21 века»
Учитель : Лисовец Е.М.
Цели:
Образовательные: познакомить с произведением «Косточка», определить идею рассказа, совершенствовать навык чтения детьми.
Развивающие: развивать внимание, слуховую и зрительную память, процессы мышления (анализировать текст, умение делать выводы), сообразительность, умение достаточно полно и осмысленно отвечать на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух.
Воспитательные: воспитывать честность, ответственность за свои поступки, чувство уважения к своим родным, отрицательное отношение ко лжи.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают смысл произведения, определяют жанр.
Метапредметные:
Познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознано строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения,
Регулятивные - развивать навыки контроля, самоконтроля, прогнозирования.
Коммуникативные – умеют формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные –проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оценивают свои и чужие поступки.Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь Ожегова.
12 человек по 4 в группе- 3 группы
Ход урока:
І. Оргмомент. Психологический настрой.
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. Вы при этом постарайтесь глазками показать, какое у вас сегодня настроение. Садитесь.
II.Упражнение в скорочтении.
Актуализация знаний и формулирование темы и задач урока.
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Дружно фрукты созревают,
Жарким солнышком согретые,
Созревая надевают
Платья тёмно-фиолетовые.
Что это за фрукты?( сливы)
- Какие ещё фрукты знаете. Как много, молодцы.
- Положите перед собой белый лист с текстом. Сейчас мы прочитаем его, но необычно. Начнём чтение по моему сигналу, скажу стоп - вы отмечаете галочкой место, где остановились.
Приготовились . Начали. Стоп. Отмечаем галочкой, где остановились. Теперь всё сначала. Начали читать. Стоп. Отметили. Кто прочитал больше на 3 слова во 2 раз? на 2 слова? Рада за вас. О чём вы прочитали? Что узнали о сливах?
Отложили листы.
Ребятки, сегодня к уроку я подготовила выставку книг, которые я очень любила читать в детстве. Посмотрите ( либо слайд, либо живые??)
Книги, какого писателя вы видите? ( Л. Толстой). Л.Н. Толстой – знаменитый детский писатель, учитель.
- Может вы уже читали какие-то его произведения?
- Подумайте, с каким произведением может быть связана наша отгадка.
( в случае затруднения, что есть у слив?)
- Как выдумаете, какова тема нашего урока?
( Л. Толстой Косточка)
- Какие учебные задачи поставите для себя на уроке? Помогут вам слова подсказки. Продолжите предложения.
( на слайде ……познакомиться с новым произведением
……..научиться рассуждать о прочитанном
узнать…..что автор хотел донести до читателя)
Обобщаю….
- Прочитайте ещё раз название. Как вы думаете, о чём это произведение?
- Подтвердятся ли наши предположения, узнаем после прослушивания записи с произведением.
III. Первичное восприятие текста. Словарная работа.
Хочу обратить внимание на то, что в произведении встретятся устаревшие слова, которые сейчас мы не говорим.
- А где можно узнать значение любого слова? К какому словарю обратитесь?
( к толковому словарю)
- Прочитает значение слова по словарю…………?
Показ слайда с изображением горницы.
( слайд)
- Приготовились слушать.
( включаю ролик)
- Что вы прослушали, назовите жанр произведения.
- Подтвердились ли ваши предположения по содержанию произведения?
- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с рассказом)
ФИЗМИНУТКА.
Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ в учебнике.
Читают жужжащим чтением.
IY.Работа над текстом.
А)тесты с самопроверкой
- Проверим, кто же был самым внимательным. Для этого переверните листочек с текстом о сливах. Возьмите листочек. Сейчас я задам вопросы, а вы, если отвечаете на вопрос да, ставите напротив цифры +, если отвечаете нет -.
1.Главный герой рассказа Петя? ( -)
2.Мальчик взял без разрешения сливы? (+)
3.В семье был один ребёнок?( -)
4. Мальчик выбросил косточку за окошко?(+)
Проверьте себя по слайду. Похлопайте в ладоши, кто ответил верно. Вы очень внимательные. ( Кто допустил ошибку ?)
Б) беседа
-Итак, ребята, кто же в рассказе главный герой?
– Он вам понравился?
– Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
– Почему же он съел сливу?Ответьте словами автора.( никогда не пробовал, очень хотелось)
– Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?
Прочитайте.
Д е т и: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив».
- Зачем автор несколько раз повторяет одну и ту же мысль?
Д е т и: Толстой показывает, что Ване очень сильно хотелось слив. Ваня думал, что если сливы понюхать, будет не так хотеться. Наверное, Ваня думал, что походит-походит и ему перехочется. А на самом деле захотелось еще больше. Ваня боролся с собой. Ваня знал, что сливы брать нельзя, но не удержался и взял, не справился с собой.
– Как вы считаете Ване слива понравилась? Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)
Д е т и: Нет, он ничего не успел.
- Почему? Ответ подтвердите словами автора.
Д е т и: Схватил! Проглотил! «… схватил одну сливу и съел».
-Как повёл себя папа ,узнав о пропаже? Зачем отец завел за столом этот разговор?
Д е т и: Чтобы Ваня сам признался, чтобы он оставался честным.
- Какой был папа? (мудрый, не стал ругать)
-Почему Ваня не признался сразу? (Стыдно было, испугался)
- Почему потом признался( испугался за свою жизнь, понял, что о нём волнуются, лучше признаться)
В)Образ семьи.
– Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.
– Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?
– Мы можем точно сказать, сколько человек в семье у Вани?
– Давайте договоримся, что у Вани были брат и сестра.
Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу), но изменим концовку, представим, что произошло, если бы Ваня сразу сказал правду.
Папа у нас будет-
Мамой у нас –
Ваней-
Братом Вани, сестрой Вани.
( разыгрывают ситуацию) Молодцы.
– Что можете сказать о семье Вани? ( дружная, любящая)
Г) Работа с пословицами. Игра « Собери листочки».
Вы ,наверноезаметили, у нас в комнате разбросаны листочки. Первый ряд( группа) соберите зелёные листочки, 2 ряд- синии,3 ряд- красные.
( собирают) Ребята, что написано на листочках.( Слова)
Соберите слова так, чтобы у вас получилась пословица.
( собирают)
Прочитайте 1 гр пословицу ( открываю слайд с пословицей)
2 ряд- ( откр. слайд)
3 ряд – ( откр. слайд)
На слайде - Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
– О чём эти пословицы. Какая пословица больше подходит к Ваниной семье. Почему?
- Ребята, скажите, а вы когда-нибудь в своей жизни совершали поступок, за который вам было стыдно, вы краснели как Ваня?- Как вы себя при этом чувствовали?
– Ка вы думаете, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?
(Д е т и: Нет, Ваня – главный герой, а рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
Д е т и: Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать._
- Какую учебную задачу выполнили?
-Сейчас, послушайте, задачу. Да, да, на уроке чтения задача.
В 1 классе 12 мальчиков и девочек. Все они сегодня на уроке говорили, о том, что нужно отвечать за свои поступки, о том, что обманывать нельзя. Сколько же детей этого класса будут честными, добрыми?
Y/ Итог урока.Рефлексия.
А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока)Прошу оценить свою работу на уроке.
Если на уроке было легко,у вас всё получилось вы решили поставленные для себя на урокезадачи- положите на тарелку фиолетовую (зрелую) сливу.
Если были затруднения, не всё получилось – жёлтую сливу.
Если было трудно работать, с задачей на уроке не справились – зелёную( незрелую). (Слайд)
(Анализируют собственную деятельность на уроке)
Почему ты так себя оценил?
Кого вы бы похвалили за работу на уроке?
Упражнение « Комплименты». Повернитесь к соседу и скажите за, что вы бы похвалили его на уроке. Пожелайте ему дальнейших успехов.
Я думаю, у всех всё получится.
Прочитайте, что я вам приготовила.
Умницы погладьте себя по головке.
Умники похлопайте в ладоши.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Приложение.
Сливовое дерево растет у многих на даче или во дворе собственного дома, оно может быть размерами до 5 метров. Внутри плода находится косточка. Ближайшей роднёй сливы считают персики, абрикосы, вишни.
Плоды могут быть величиной, как с перепелиное яичко, так и достигать размеров кулака ребенка, в зависимости от сорта.
Сегодня выведены сорта сливы с желтыми, фиолетовыми, синими, красными и зелеными плодами.
Цветет слива весной, параллельно с ростом листиков, цветы у нее душистые, белого или розового цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
- Мне нравится (1)