Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
ЦЕЛЬ:
— познакомить обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм — обречен.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
- Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
- Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
- Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
ЦЕЛЬ:
— познакомить обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм — обречен.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
- Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
- Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
- Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Развивающие:
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно-следственных связей.
- Развивать навыки правильного выразительного чтения.
- Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).
- Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
- Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
- Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Технологии:
Проблемного обучения
ИКТ
Интерактивные формы (работа в группах, составление кластера, эвристическая беседа)
Ход урока
1.Орг.момент.
-Скажите, ребята, из какого произведения следующий отрывок:
«Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, все смотрела и смотрела…»
-Верно, В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», мы уже познакомились с этой сказкой, вы ее прочитали дома.
- Назовите ее главных героев.
-О чем эта сказка, выберите один из ответов и выпишите его в тетрадь:
- об открытии жабой прекрасного цветка;
-об открытии закона выживания среди живых существ;
-о вечной борьбе добра и зла.
Но пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете в конце урока.
-А сейчас давайте поговорим о В.М. Гаршине, что вы можете нам рассказать о его жизни. творчестве…Слушаем вас…
- О каком произведении В.М.Гаршина мы с вами будем говорить на уроке?
-Какую музыку мы слышали на прошлом уроке? («Мелодия» Антона Григорьевича Рубинштейна). Давайте послушаем мелодию и вспомним историю написания этой сказки… Кто расскажет?
(Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел, поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое.)
-Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
– Прочитайте отрывок со слайда.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня-
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите, какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
- Таким образом, задача нашего урока:
Раскрыть понятия «Добро» и «Зло» через характеристику героев.
- Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»?
(Ответы детей: добро - это; зло - это:).
- Как эти понятия определяет толковый словарь?
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки (работа в паре).
1.Ленивая жаба
2. Цветник
3. Болезнь.
4. Роза распустилась.
5. Разговор жабы и розы.
6. Мальчик в цветнике.
7. Уход из жизни мальчика и розы.
8. Просьба мальчика. (Слайд)
Проверка: 1.Цветник. 2.Роза распустилась. 3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике. 5. Болезнь. 6.Разговор жабы и розы. 7.Просьба мальчика. 8. Уход из жизни мальчика и розы.
-А сейчас встаньте, потянитесь, закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить.
-Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг — откройте глаза
(На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы).
- вы видите кого?
-Вы согласны, что они абсолютно противоположны друг другу?
- Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев?
- Выразите свои представления о розе и жабе (на доске)
РОЗА
Некрасивая
Жирная
Липкая
Ленивая
Злая
ЖАБА
Красота
Радость
Любовь
Гордость
Доброта
Выборочное чтение.
- А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор. Стр.
Найдите в тексте описание розы и выразительно прочитайте его. (читают)
-А где росла роза? (в цветнике)
-Как она чувствовала себя в этом цветнике? (она была счастлива).
-Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)
-Вдумайтесь, что хотел сказать автор «…свежий запах был её словами слезами и молитвой»?
-Разве могут розы плакать, молиться? (Эти душевные переживания присущи человеку)
-Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение)
-Кого можно представить под образом розы? (Человека с нежной чувствительной душой)
Вывод:
Роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания
Задание второе. Найдите в тексте описание жабы и прочитайте его.
-Почему Жаба ничему не радовалась?
- Что причиняло ей смутное беспокойство?
-Докажите, что Жаба завистлива.
-Какого человека олицетворяет жаба? (Жаба олицетворяет отрицательные качества человека: лень, глупость, зависть, ненависть)
Мир жабы: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень.
Отношение к жизни: ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась
Мир розы: утренняя роса, прозрачные слезинки, вокруг хорошо, чисто и ясно, прекрасное утро, голубое небо ,свежий утренний ветерок, лучи солнца.
Отношение к жизни: разливала вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).
- А как человек может чувствовать себя там? (Неуютно, угнетённо …)
- Какой показывает нам жабу автор?
(Жаба бесчувственное и безобразное животное).
- Какой это образ – положительный или отрицательный?
- Значит, жаба – это символ чего? (Зла).
-Что главное для розы?
Отношение к жизни:
- А что описано? (утро, роса, всё вокруг)
- О чём это говорит? (о счастье)
- Какие чувства испытывает роза?
Плакать не от горя, а от счастья жить
-Когда плачут люди от счастья?
Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ
- Что помогает понять счастье розы? (аромат)
ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ
БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ
-Что вы поняли? (роза счастлива)
-Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)
Вывод: В чём разные жаба и роза?
Для Розы Счастье - жить | Для жабы лень |
Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.
(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).
-Обратимся к «Миру розы».
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки.
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого.)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха.)
Групповая работа.
4 группы.
4 ватмана и материал для изучения и создания коллажа.
1. Мир, в котором живёт роза. (Добро)
2. Отношение розы к жизни .
3. Мир, в котором живёт жаба. (Зло)
4. Отношение жабы к жизни.
Внимательно изучаете все и стараетесь исходя из представленного материала составить пример из жизни. С кем можно сравнить мир розы и мир жабы.
-работаете с материалом, приклеиваете.., составляете сообщение, потом проверяем…
Текст на слайдах о героях войны.
- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Прочитайте пословицы:
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
- Подходят ли они к нашему произведению?
- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела)
- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»
Какова главная мысль рассказа?
Красота спасёт мир.
Добро победит зло.
- Вернёмся к началу урока, вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос-о чем эта сказка, совпал он с главной мыслью?
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
С самого раннего детства наши родители читают нам сказки. И все сказки заканчиваются одинаково: добро побеждает зло. Мы сопереживаем добрым сказочным героям и искренне хотим, чтобы они победили хитрых и коварных злодеев.
Как известно, люди не рождаются добрыми или злыми, они ими становятся. Каждый из нас сам решает, чего в его жизни будет больше. А быть добрым человеком совсем непросто. Я надеюсь, ребята, вы сделали полезные выводы… Расскажите, что важного вы для себя почерпнули из нашего урока.
Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Я смог понять…
Урок дал мне для жизни…
Было интересно…
Выставление оценок.
А вашим домашним заданием будет: составить свое завершение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин
Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления....
Поединок добра со злом в произведении В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе», 2 урок.
Тип урока: урок применения полученных новых знаний.Цель: повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».Планируемые результаты:Предметные:-...
"Сказка о жабе и розе" В.М.Гаршин
Всеволод Михайлович Гаршин (1855 - 1888)«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле …»В.М.Гаршин...
Урок литературного чтения "Сказка о жабе и розе" В.М. Гаршина 4 класс
Цель урока-продолжить знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе", формировать умение самостоятельно находить решение поставленных проблем через активную мыслительную деяте...
Урок литературного чтения по теме "Сказка о жабе и розе" В. М. Гаршин
Знакомство с литературным жанром- сказка. Формирование образного мышления....