Инновационный проект
проект по чтению

Хертек Сайзана Сергеевна

О форме работы по чтению и о контроле оценивания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_sistema_kontrolya_i_otsenki.docx945.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемского района Республики Тыва

Проект:

«Система контроля и оценки уровня подготовки

по чтению учащихся начальных классов»

                                                                                                        Автор проекта:

Хертек Сайзана Сергеевна -

учитель начальных классов

                                                                 

2015 г

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3

1. Направления и функции контроля и оценки чтения……………......………………………6

2.Виды проверочных и контрольных заданий…………………………………………………9

3.Проверка уровня чтения учащихся начальных классов…………………………………...13

   3.1.Проверка навыков чтения и понимания прочитанного.……………………………….13

   3.2.Проверка уровня начитанности и умений работать с текстом……………………..…16

4.Оценка уровня чтения учащихся начальных классов……………………………………..18

   4.1.Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)………………….18

  4.2.Оценка выразительности чтения…………………………………………………………20

5. Заключение…………………………………………………………………...........................21

6. Литература……………………………………………………………………………………22

 Приложение ……………………………………………………………………………………24

Введение

      В  последнее время общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники,  интернета отодвинули традиционную книгу на второй план. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из учебников, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.      

      Интерес к чтению у современных  школьников неумолимо падает, поэтому   в настоящее время  данная тема актуальна. Острой проблемой в нашей стране является массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги, поэтому формирование интереса к чтению – одна из важных задач современной школы.

      О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека, о зависимости жизненного успеха от чтения не только в учёбе, но и в других видах деятельности человека единодушно говорят известные педагоги. Над проблемой формирования квалифицированного читателя работали и работают известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них  М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, , Л.А. Ефросинина, О.В. Кубасова.

     Как же сделать, чтобы ученики полюбили книгу, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если школьники не хотят читать? Эти вопросы заставили нас поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание стали уделять формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста. С этой целью мы используем как традиционные, так и   современные подходы к организации работы по привитию интереса к книге; используем активные методы и формы работы на уроках литературы и внеклассного чтения.

     Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».

Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится.

М.С. Соловейчик отмечает необходимость учить детей «обдумывающему восприятию, умению размышлять над книгой».

Чтобы решить проблему формирования  сформированного навыка чтения создан проект «Система контроля и оценки уровня подготовки по чтению»

  Цель проекта:   разработка системы формирования читательской компетентности младшего школьника с использованием форм  и методов, ориентированных на  контроль и оценивание техники чтения учащихся.

  Задачи:

1. Изучить теоретические основы и существующие в практике отечественного образования модели организации и мотивации школьников к чтению.

2.Разработать и подобрать соответствующие формы и методы работы:

    а) по формированию читательского интереса младшего школьника и развития полноценного восприятия художественного текста;

   б) по обучению детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно;

   в) по формированию потребности обучающегося в адекватной и конструктивной самооценке и стимулированию стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения;

3. Разработать  систему контроля и оценки результатов и их учета в общей системе оценки достижений отдельного обучающегося и  педагога.

Новизна данного проекта носит модификационный (преобразовательный) характер, имеет практическую актуальность для всей системы образования. Идея решения проблемы падения мотивации к чтению путем создания системного отслеживания техники чтения, направленная на повышение мотивации к чтению обучающихся и ее реализация является абсолютно новым для системы образования нашей школы. Инновационная деятельность будет состоять в освоении известных технологий и их применение   для получения новых образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Гипотеза     предполагаем, что разработанная и реализованная   система контроля и оценки читательской деятельности младшего школьника позволяет повысить мотивацию обучающихся к чтению и достичь эффективности образовательных достижений выпускника начальной ступени.

Ожидаемые результаты:

- овладение навыком осознанного чтения

- установка на постепенное увеличение скорости чтения

- использование приобретенных знаний и умений для самостоятельного чтения книг

Используемые методы: систематизация, моделирование, обобщение и сравнение, качественный анализ опыта педагогической деятельности, его результатов.

Сущность проекта заключается в том, что начинать развитие навыков осознанного чтения целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по оценке контроля чтения оказывает положительное влияние на развитие универсальных учебных действий, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.

Методическим средством  реализации проекта является применение форм  контроля и оценивание техники чтения учащихся.

1.Направления и функции контроля и оценки чтения

      В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе.

         Назовем обобщенные показатели обученности по литературному чтению, которые, соответствуя целям предмета, подлежат проверке и оцениванию.

1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

  • знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с  родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения;
  • представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
  • знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках  для каждого класса.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Овладению этой компетенцией  уделяется особое внимание с первого до четвертого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).

         Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».

Разработанная нами  система проверочных (текущих) и контрольных (итоговых) заданий позволяет не только оценить базовые знания, умения и навыки учащихся по предмету, но и определить уровни  сформированности  их учебно-познавательной (умение   учиться) и читательской деятельности, а кроме того, представить динамику развития творческих способностей и значимых психологических качеств личности (воля, эмоции, самосознание, отношение к другим людям и миру, ценностные ориентации и т.д.).

В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки, учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);

эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться. Чтобы контроль и оценка стали стимулом к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное и объективное отношение учителя и одноклассников при оценивании результатов работ);

-формирующую самоорганизацию и самоуправление деятельности (учащиеся приобретают навыки самоконтроля и самооценки, умение видеть свои ошибки и исправлять их, принимать и понимать оценку учителя; учитель, анализируя ошибки учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать способы устранения недочетов).

2.Виды проверочных и контрольных заданий

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения мы предлагаем задания разных видов:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;
  • тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
  • тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
  • комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)      (Приложение1) 

         Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для первого полугодия 2-го класса. Начиная со второго полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.

Каждый вариант состоит из пяти заданий в 1 классе и 10 заданий во 2–4-х классах. Из предложенных вариантов нужно выбрать верный ответ и отметить его. На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов.

      Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):

«5» – ученик набрал 9–10 баллов;

«4» – ученик набрал 7–8 баллов;

«3» – ученик набрал 5–6 баллов;

«2» – ученик набрал менее 5 баллов.

Литературные диктанты (Приложение 2, 3)

             Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разделить на три вида: лексические, информационные и литературоведческие.

             Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные – имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Вводятся литературные диктанты со 2-го класса, время их проведения определяет учитель. Количество слов во 2-м классе – 5–6, в 3-м классе – 6-9, в 4-м классе – 9–12. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии.

 Это важно! В лексический диктант входят слова только из тех произведений, которые есть в учебнике или учебной хрестоматии. Литературоведческие и информационные диктанты состоят из литературоведческих понятий и сведений, которые учащиеся узнали при изучении разделов учебника. В диктанты не включаются слова, которые учащиеся не могут проверить по учебным пособиям.

              Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня все верно», «У меня одна ошибка, но я ее нашел», – и т. д. Или каждому ученику дается листок оценки и они сами выставляют оценки в таблицу:

                                          Листок оценки                                               Фамилия Имя

Дата

Daemon tools serial number free - Связной net

(нет ошибок)

Телефонный справочник твери бесплатно скачать торрент & 3aefa16 < Bamsik.speaktothemountain.com

(одна ошибка)

Свои новые смайлы в скайпе. . Отправить картинки в чат скайпа. img4skype.com

(две ошибки)

Direct Connect Portal / Результаты фильтрации

(больше двух ошибок)

12.04.

+

 Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» – если в работе нет ошибок;

«4» – если в работе одна ошибка;

«3» – если в работе две ошибки;

«2» – если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания     (Приложение 4)

          Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).

  Это важно! Диагностические  задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие младших школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью.

Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. К каждому заданию  даны 3–5 ответов, среди которых один верный. Работа включает набор заданий, устанавливающих сформированность основных элементов умственной деятельности, которые условно обозначим словами: осведомленность (два субтеста – задачи), аналогия, классификация, обобщение.

Задания на классификацию и обобщение показывают уровень логических связей на отработанном материале (часть – целое, противоположность, функциональные связи, вид – род, причина – следствие).

Например, ученик на уроке получает отметки «4» и «5», а выполняет диагностические задания на среднем или низком уровне. Возникают вопросы: почему, из-за чего? Учитель ищет причины этих противоречий, отбирает нужные формы работы с каждым учеником, чтобы преодолеть выявленные недостатки.

Для 1-го класса составлен тест из 5 заданий, для 2-го класса – из 10 заданий, для 3-го и 4-го классов дается по 2 теста на каждый год (первое полугодие – 10 заданий, второе полугодие – 15 заданий).

Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):

высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;

средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;

низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 

 Это важно! Диагностические  работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и оказать помощь.

        

3.Проверка уровня чтения учащихся начальных классов

3.1.Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

            Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеют специфические особенности. Если в 1-м классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов), то во 2–4-х классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения. Так, меняется соотношение чтения молча и вслух. Если в 1-м классе основное учебное время занимают слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10–15% в 1-м классе до 80–85% в 4-м классе). Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля.

В 1-м классе проверяются овладение слогоаналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения – не менее 30 слов в минуту).

Во 2-м классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения  – не менее 55 слов в минуту).

В 3-м классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворений (темп чтения – не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча).

В 4-м классе  проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 80 слов в минуту) и молча (не менее 90 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений.

При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения в каждом классе, мы учитывали следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз; 4) размер букв и их начертание (шрифт).

Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов средней длины (в среднем 6,4 буквы).

Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов средней длины от начала текста до конца данной строки.

     Таким образом готовится текст для проверки чтения вслух и молча.

Скорость чтения обычно соответствует скорости речи, то есть темп чтения человека строго индивидуален.

Время проверки – не менее 1 минуты. О замере времени учащимся не сообщается.

Технические ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Для проверки понимания текста каждый ученик получает карточку с вопросами по содержанию произведения. Например:

 Л. Толстой. «Старик и яблоня»

1. Кто посадил яблоню? _____________

2. Для кого он сажал яблоню? __________

Учитель подсчитывает количество прочитанных слов, проверяет ответы на индивидуальных карточках и оценивает темп чтения и понимание прочитанного.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 2-3 минуты, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста каждого учащегося можно отразить в таблице № 1: (Приложение 5)

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка  навыка чтения молча  (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

Учет результатов навыка чтения каждого класса можно вести в таблице №2 в конце каждой четверти. (Приложение 6)

3.2.Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом       художественного произведения

       Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных разделов и всего предмета для осуществления преемственности, системности, перспективности и развитии учащихся в начальной и основной школе.

 Это важно!

      Проверка и оценка тесно связаны с содержанием и построением предмета литературного чтения. Основные принципы предмета и его методической реализации: дифференцированное, разноуровневое продвижение в усвоении предмета, предусматривающее постепенное повышение учебной подготовки для каждой группы учащихся (задания к изучаемым и рекомендуемым для самостоятельного чтения произведениям и книгам предлагаются разной сложности); личностно-ориентированное обучение, максимально учитывающее интересы и возможности учащихся, укрепляющее в них чувство самоуважения, самостоятельность и стремление к успеху (каждый ученик вправе выбрать «свои» задания или учебные задачи из предложенных вариантов текущих проверочных и итоговых контрольных работ); развитие личности ученика в ходе формирования основ самостоятельной читательской деятельности и общеучебных умений (понимать учебную задачу, выбирать и планировать операции, использовать умение читать как средство для поиска ответов, контролировать и оценивать свою работу, решать задачи поискового и творческого характера).

Цель текущих и итоговых работ данного типа – проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу предмета.

Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения. (Приложение 7)

Содержание  работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.

      Количество заданий определяется объемом изученного материала. При этом, учитывая специфику предмета литературного чтения, даются задания разной формы к одному и тому же материалу. Например, учащимся 4-го класса предлагается отрывок из рассказа Ш.Суван «Чогаадыг».

     1.Сөзүглелди номчу. Сөзүглелдиң авторун болгаш адын тып.

…Чогаадыгны канчаар бижиир аайын тыппайн, ол үр-ле боданып олурган.Кичээл орту кире берген. А Кызыл-Уруг чогаадыгны доозар дей берген. Думчукка тулганда бызаа сугжу дээн ышкаш, карааның ужу-биле Кызыл-Уругнуң чогаадыын бүдүү көрүп, сөстерниң, домактарның туружун солуп, утказын шала өскертип, дүвү далаш-биле дүжүрүп бижип кирипкен.   Харыызы: М.Эргеп – «Хараар Коля».  Ш.Суваң- «Чогаадыг»

2. Чогаалдын жанрын тодарат. Харыызын айыт.

басня http://nsc.1september.ru/2008/02/5.gif чечен чугаа http://nsc.1september.ru/2008/02/5.gif тоожуушкун http://nsc.1september.ru/2008/02/5.gif

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности.

Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки.

Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» – если все задания выполнены верно;

«4» – если не выполнено 1задание;

«3» – если не выполнено 2,3 задания;

«2» – если не выполнено 4 и более заданий.

Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных.

Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой.

Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания.

Это важно!

Уровень сложности заданий определяет учитель. Если ученик не справился со сложным вариантом, предложите ему выполнить менее трудный.

                           

4.Оценка уровня чтения учащихся начальных классов

4.1.Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

1 класс

         В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.

Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту.

Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.

2 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 70 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает более 65 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 60 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

3 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 76 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Отметка «4» – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 71 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.

Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 65 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

4 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 100 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 85 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» –  ученик читает целыми словами со скоростью не менее 80 слов в минуту вслух и не менее 85 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

                         

4.2.Оценка выразительности чтения

      Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка «5» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

Отметка «4» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» – ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

    Систему контроля и оценки читательской деятельности учащегося можно отразить в табличной форме №3. (Приложение 8). А лист индивидуальных достижений прилагается в портфолио выпускника начальной ступени.

Заключение

             Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам. Проблема детского чтения чрезвычайно актуальна. Это подтверждается требованиями новых стандартах  и современного состояния всей системы образования.

    Изученные литературы позволяет сделать следующие выводы: главными направлениями по проекту  является система контроля и оценка чтения и  индивидуальный подход к каждому ученику.

Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

Такого рода систематизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов  и получать общую картину динамики развития системы образования.

        Каждый учитель нашей школы понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу.

Очень важно, чтобы  учитель верил в каждого ребёнка. В педагогике это называют гуманизацией, дифференциацией, личностно – ориентированным подходом. Для меня это умение видеть каждого, ценить каждого, не пропустить попытку проявить себя. Реализация данного проекта  имеет положительные результаты, а это значит, что я следую в правильном направлении.

    Итоговые показатели качества знания по литературному чтению также подтверждают эффективность работы.

     Считаю, что данный проект  помогает выйти на новый качественный уровень образования в начальной школе. Творчески работающие учителя могут адаптировать данную систему проверки знаний по литературному чтению, составить по аналогии собственные задания.

   Таким образом, необходимо  каждому учителю вести работу над системой контроля и оценки уровня подготовки учащихся по чтению, и неважно как это будет оформлено, ведь каждый из нас творец своего дела, лишь бы это было во благо процесса обучения, во благо детей, во благо любимой профессии.

                                                     

Литература 

1.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 1–4: Программа // Начальная школа XXI века: Программы / Руковод. проекта – чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005.

2.Гуревич К.М. и др. Адаптированная методика «Школьный тест умственного развития (ШТУР)». – М., 1975.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Модернизация, шаг в будущее. // Учительская газета. – 2004. – № 3. – С. 13.

4.Р.К.Оюн. 3-4 класстарга литературлуг номчулга кичээлдеринге ажыглаар чижек тестилер. Кызыл-2009.

5.Иванова Л.Л., Суслов В.Н. Комбинированные тесты. 4-5 класс. Ростов н/Д: Легион-М, 2009

6.Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

                                                                                             

Приложение 1

2-ги класска чыл т=нч\з\нде чорудар хыналда  тестизиниё

бирги вариантызы

         Таан уязын узун ыяштыё бажынга кылып алыр. Эр таан уя кылыр чээрген дилеп чорда, кыс таан кылып турар уязын кадарып олурар. Эр таан чедип келирге, ооё орнунга кыс таан чээрген дилеп чоруп каар. Олар уязын =скелерге хунаатпас дээш, ээлчежип кадарып турары ол. Чыып алган чээргенин чыый салып \нд\ре бээр – уяныё кылдынганы ол болур. Таан-биле т=релдешкек кускун, каарган уязын база-ла ынчаар кылып алыр.

       Хамнаарак дээрге бичежек ак б=скектиг бора кушкаш болур. Чазын ол хову, ш=лдер кырынга дыка бедидир ужуп \не бергеш, аян тудуп ырлаар. Ооё х=гл\г ырлары талыгыр бедиктен-не дыёналып келир.

        Хамнаарак хову, ш=лден кандыг-ла бир бичии оёгар тыпкаш, аёаа уя кылып алыр. Ооё чуургалары ол чер-биле =ёнеш болур. Ындыг болганда, оларныё чаны-биле эртип чыткан кижи безин эскербейн баар.

        Ховунуё куу-бора торлааларыныё болгаш шынааныё итпиктериниё уялары база-ла хамнаарактыы ышкаш болур. Ол куштарныё чуургалары оът-сиген болгаш тараа-биле =ёнеш. Ынчангаш оларны ч\\-даа белен эскербес.    

                                                                                                     147 с=с  А. Клыковтуу-биле.

2-ги класска чыл т=нч\з\нде чорудар чижек хыналда тестиниёбирги вариантызы

1. С=з\глелде ч\лерниё дугайында чугаалап турарыл?

            а) кушкаштар                            в) чечектер

            б) м==г\лер                                г) уруглар

2. Таан уязын ч\ден кылып турарыл?

           а) д\ктен                                    в) ыяштан

           б) чээргенден                               г) сигенден

3. Тааннар уязын ч\ге ээлчежип кадарып турарыл?

 а) шооча чок болгаш      в) эжии чок болгаш

б) =скелерге хунаатпас дээш           г) чараш боорга

4. Таан-биле т=релдешкек куштарга ч\лер хамааржырыл?

а) дуруяа, кас                     в) каарган, кускун                            

б) бора-х=кпеш, к=ге-буга               г) эзир, хартыга

5. Хамнаарак дээрге кандыг кужул?

           а) улуг, кара, дыргактары узун

           б) ак б=скектиг, бора

           в) бичии чараш \нн\г

           г) узун моюннуг

6. Хову куштарыныё чуургалары ч\ге чер-биле =ёнеш болурул? 

  а) бичии болгаш              в) д\рген чазылзын дээш

  б)  х=й болгаш     г) эскерттинмес болзун  дээш

7. Хамнаарак уязын каяа кылырыл?

     а) крыша кырынга                      в) бичии оёгарга

     б) терек бажынга                        г) хем кыдыынга, элге

8. Хамнаарактыё уязынга кайы куштарныё уялары  д=мейил?

           а) дагааныё, кастыё                    

           б) эзирниё, дастыё

           в) торлаа биле шынаа итпиктериниё

           г) таанныё база дээлдигенниё

9. Торлаа биле итпиктиё чуургалары ч\н\ё-биле =ёнежил?

          а) помидор, огурец                   в) дээр, булут

          б) оът-сиген, тараа                   г) хар, х=рт\к

10. Автор эё кол ч\н\ё дугайында чугаалаксааныл?

       а) куштар дугайында                  в) хову, ш=л дугайында

        г) чуургалар дугайында              б) уяларны канчаар кылырыныё дугайында  

Приложение 2

Литературный диктант во 2-3 классах

                (по словарным словам)

  1. Мальчики и девочки в раннем возрасте (ребята)
  2. Домашнее животное, родственник волка (собака)
  3. Крупный населенный пункт (город)
  4. Маленькая серо-коричневая птичка. Живет вблизи домов (воробей)
  5. Ребенок женского пола (девочка)
  6.  Столица России (Москва)
  7.  Предметы, из которых пьют, едят и в которых готовят пищу (посуда)
  8.  Занятие, труд, деятельность (работа)
  9.  Друг, приятель (товарищ)
  10.  Человек, который трудится на заводе, фабрике, строительстве (рабочий)
  11.  Птица черного цвета с белыми перьями в крыльях (сорока)
  12.  Неожиданно, внезапно (вдруг)
  13.  Огородное растение, растущее кочаном (капуста)
  14.  Промышленное предприятие с механизированными процессами(завод)
  15.  Второй месяц года (февраль)

Литературный диктант во 2-3 классах

(по писателям)

1. Автор строк: Удивился старик, испугался:

                 Он рыбачил тридцать лет и три года

                 И не слыхивал, чтоб рыба говорила..(А.С.Пушкин)

2.Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?(Н.Н.Носов)

3.О ком эти строки и кто ее автор?

                       Скорей бы приблизился вечер,

                       и час долгожданный настал,

                       чтоб мне в золочённой карете

                       поехать на сказочный бал.(Золушка.)

4.Кто автор следующих строк: Кай взглянул на неё. Как она была хороша!        Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…(Снежная королева)

5. Автор рассказов о Дениске Кораблёве (В.Ю.Драгунский)

6.Автор следующих строк: Белая берёза

                                               Под моим окном

                                               Принакрылась снегом

                                               Будто серебром

7.Из какого произведения эти строки и кто ее автор:

                                             А теперь, душа-девица,

                                             На тебе хочу жениться…(К.И.Чуковский) 

 Приложение 4.

Тест №18. 4 класс.

Жилище.

        Чтобы уберечь себя и свою семью от непогоды, приготовить пищу и отдохнуть, с древнейших времён человек строил жилище. Вид жилища зависит от места проживания и природных условий.

      Для русского народа многие века жилищем являлась деревянная изба. В избе печь помещалась у задней стены и была перевёрнута к окнам. По способу отопления избы делили на  «чёрные» и «белые». Изба «чёрная», курная – с очагом без дымохода. Дым при топке выходил через окно или дверь, а изба белая имела дымоход.

      Хата – это жилище на юге России и Украины. Хата представляла собой обычно деревянный каркас, обмазанный глиной, имеющий соломенную крышу. Традиционно хата белится мелом изнутри и снаружи. Она обязательно иметь печь и ставни, которые закрываются на ночь, в непогоду и в жару. Пол в хате земляной.

     Юрта – переносное жилище кочевников, покрытое войлоком. Изнутри она делится на две половины, север – женская, а юг – мужская. На мужской половине – ближе к двери – находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь. На видном месте – седло. Ближе к двери стоит посудный шкаф. В центре юрты – очаг.

      В горах Кавказа жилищем человек являлась сакля – это небольшой дом из камней, с плоской крышей, без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Сакли располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную одна к другой. Дым в сакле выходил через отверстие в крыше.  

  1. Что является самым важным и обязательным для жилища человека?
  1. окна                          2) утварь                               3) очаг (печь)  
  1. Отчего зависел вид жилища человека в древние времена?
  1. от желания человека
  2. от образа жизни и природных условий
  3. от богатства человека.                            
  1. Для  строительства  какого жилища использовались деревянный каркас, глина, солома?

1) избы                              2) юрты                                3) хаты

      4.  Найдите слово, которое является проверочным в данной группе слов.

1) белить                           2) белила                             3) побелка

      5. Найдите ошибку.

           1) изба из брёвен              2) сакля из дерева              3) юрта из войлока

      6. В каком жилище вход устанавливается обязательно с южной стороны?

           1) в избе                             2) в сакле                            3) в юрте

      7. В какой природной зоне жилище человека – сакля?

          1)  в степной                       2) в тундре                           3) в горах

      8. Чем отличались избы «белые» от изб «чёрных»?

          1) наличием дымохода      2) наличием печи               3) наличием мебели

     9. Огонь в очаге сакли поддерживался хворостом, печь в избе топилась дровами. Как поддерживался огонь в юрте?

           1) сухой травой                 2) сухим навозом               3) сухой бумагой

     10. Чем покрыта юрта?

           1) соломой                         2) войлоком                        3) шкуркой животных

     

                                                                                        Таблица1                                                                                                     Приложение 5

Контрольное измерение уровня техники чтения   учащегося  _________________

Литературное чтение

способ

чтения

правильность чтения

способ

чтения

правильность чтения

Ф. И. учащихся

По  буквам

По  слогам

Слог+цельное чтение

Целыми  словами

Без ошибок

Пропуск  букв,  слогов

Замена букв, слогов

Повторы слогов, слов

Ударение

В  окончании   слов

темп чтения

3  четверть

По  буквам

По  слогам

Слог+цельное чтение

Целыми  словами

Без ошибок

Пропуск  букв,  слогов

Замена букв, слогов

Повторы слогов, слов

Ударение

В окончании  слов

темп   чтения

4 четверть

1 класс

2четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

3 класс

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

4 класс

1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

Таблица 2                                                                    Приложение 6

Контрольное измерение уровня техники чтения   учащихся  (2014-2015  у.г.)  ____ класс

Литературлуг номчулга.

Номчуурунун аргалары

Шын номчааны

Номчуурунун аргалары

Шын номчааны

Оореникчинин ады, фамилиязы

Ужуктеп номчуп турар

Слогтап номчуп турар

Слог+будун сос

Состу долузу-биле

Чазыг чок

Ужуктерни, слогтарны каап турар

Состерни, слогтарны солуй номчуп турары

Состерни, слогтарны катаптап турары

Состун тончузунге

Номчуурунун дургени

Демдээ

Ужуктеп номчуп турар

Слогтап номчуп турар

Слог+будун сос

Состу долузу-биле

Чазыг чок

Ужуктерни, слогтарны каап турар

Состерни, слогтарны солуй номчуп турары

Состерни, слогтарны катаптап турары

Состун тончузунге

Номчуурунун дургени

Демдээ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                    Приложение 7.

Комплекстиг хыналда ажыл.

                                                                       1 класс.

                                                               Кажар дилги.

 Ашак кышкы оруктап арга ишти-биле чоруп орган.  Арга иштинге дилги халып чораан. Дилги шанакта   балык барын билип каан. Ол балыкты чиксээш, өлүг  болуп мегеленип чыдып алган.

Ашак дилгини көрүп кааш, дыка-ла амыраан.  Кадайынга белекке  бээр деп боданып алган. Олчазын  шанакта          балыының кырынга салып алган. Ашак   аъдын четкеш, хая-даа көрүнмейн чоруп орган.

   Чанып келген. Шанакта балык-даа, дилги-даа чок  болган. Дилгиниң мегелээнин ам-на билип каан.

1. Даалга

Тоолду  номчуп эгеле. Башкынын командазы-биле каяа чедир номчаан сен, анаа карандажың сал. Тоолду төндүр номчу.

2. Даалга.

Тоолдуң утказын чугааларынга белен боор кылдыр чуруктарга согунчугаштар-биле айыт.

i?id=257050346-44-72&n=21                      i?id=204241732-37-72&n=21

777068                                           i?id=138721168-50-72&n=21

    i?id=115790160-36-72&n=21                                 i?id=67004107-29-72&n=21

3.Даалга

Дилги чүнү чиирил, бижи:

4. Даалга.

Дараазында айтырыгларга харыыла. Билдинмес болза тоолду катап номчу.

Айтырыг1.

Бир эвес ашак хүнде 2 балык тудар болза, 4 хүн иштинде каш балык тудуп алырыл?

Айтырыг 2.

Тоолда дириг амытаннарның буттары чежел?

Айтырыг 3.

Тоолда кымның  будунуң саны эвээжил? Каш эвээш?

 5.Даалга.

Тоолда сөөлгү 3 домакты дүжүрүп бижи. Хына.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Даалга

а) Сөзуглелде каратыр бижээн сөстерни бижээш,  үн, үжүүн сана.

_________________--  ___үн, __    үжүк

_________________--  ___үн, __    үжүк

_________________--  ___үн, __    үжүк

б) сөстерни слогтарга чарып шый.

                                                              Немелде даалгалар

7.Даалга

Чуруктарда чүвелерни хамааржыр сөстери-биле тудуштур.

i?id=180066651-51-72&n=21

i?id=45153895-27-72&n=21

Дириг эвес бойдус

http://www.rosfoto.ru/photos/big/0053000/054410_101.jpg

http://barbarka.narod.ru/Image1.jpg

Yнүштер

ph01229j

ph01242j

Дириг амытаннар

SDC10255

Картинка 5 из 948

                      Ыяштар

http://media.svetlyak.ru/gallery/070823/070822-093729.jpg

                   Оът-сиген

Картинка 96 из 203

8.Даалга.

Тоолда каш амытаннар кыжын чурттап шыдаарыл?

____________________________________________

9.Даалга

 Тоолду кичээнгейлиг номчааш танывас сөстерни сана.

 

а)Танывас: ______________сөс.

б) Танывас сөстериң утказын тайылбырлап көр.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Даалга.

Чүге ашак хая көрүнмейн чоруп органыл?

______________________________________________

11. Даалга.

Ашакка кандыг чагыг азы чүнү  сүмелеп боор сен?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                                   

                                                                                                   

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Одаренные дети"

Проект  направлен на  повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....

Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»

Пояснительная записка      За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...

Инновационный проект

В данном материале отображается совместная деятельность ученика и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность....

Разработка инновационного проекта

Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение"....

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....