Конспект урока по чтению (3 класс). Тема: "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Уразаева Анастасия Владимировна

Цели деятельности учителя:

-ознакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;

-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

            Личностные:

          -осознавать личностный смысл учения;

-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                 

-устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        24.01.2019                                                                                                                ФИО учителя: Расчектаева С. В.

Школа: СОШ №104                                                                                                                          ФИ студента: Кудряшова А.

Класс:        3 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т. В.

Кабинет: 212                                                                                                                        Отметка:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.

Цели деятельности учителя:

знакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;

-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

Личностные: 

-осознавать личностный смысл учения;

-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация        

Практический: выраз. чтение

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

-Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Я попрошу несколько ребят выразительно прочитать отрывки из сказок, а остальные будут отгадывать какая это сказка. Но для начала вам необходимо будет самостоятельно прочитать отрывки произведений на листочке и ответить на несколько моих вопросов.

1. К какому литературному жанру относятся отрывки?

Обратите внимание, на ваших партах лежат таблицы, прочитайте внимательно отличительные особенности литературной сказки от народной, назовите к какому виду сказок относятся отрывки, которые вы прочитали.

2. - Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете?

- Темп (медленный, средний, быстрый).

- Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

- Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

- Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная).

- Готовы приступить к выразительному чтению? Тогда начинаем!

РАСПЕЧАТАТЬ ОТРЫВКИ

Жил старик со своею старухой

- У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу. ("Сказка о рыбаке и рыбке")

- Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

"Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой". ("Сказка о золотом петушке")

- Жил - был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой - какого товару,

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда. ("Сказка о попе и о работнике его Балде")

- К красну солнцу, наконец,

Обратился молодец:

"Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ль, где на свете

Ты царевны молодой?" ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

-Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(«Царь Салтан»)

 - Что это за сказка, вы знаете?

Сегодня мы в этом разберемся.

- Ребята, вы большие молодцы! Отгадали почти все сказки. А кто мне может сказать, кто автор всех этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин)

Слушать учителя.

Читать отрывки.

Вспоминать сказки.

Принимать участие в игре.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы учителя.

-Нет.

Регулятивные -постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Слово учителя

Наглядный: рассматривание иллюстрации на слайде

4-5м

Фронтальная форма работы

-Ребята, обратите внимание на экран.

-Попробуйте по иллюстрации определить с каким произведением мы будем знакомиться на уроке, кто автор этого произведения. Может, кто-то уже знает?

-Какова тема нашего урока?

-Цель урока?

-Попробуйте спрогнозировать, о чем пойдет речь в этом произведении.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Объяснять свою точку зрения.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Познакомиться со «Сказкой о царе Салтане».

Потренироваться в чтении сказки.

Высказывают свое мнение.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Словест: учебный диалог

Практич: работа с устаревшими словами

Наглядный: презентация

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

-Откройте страницу № 12. Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

-Обратите внимание на слайд. В тексте сказки нам встретятся устаревшие слова, которые могут быть вам не знакомы. Давайте узнаем лексическое значение этих слов, чтобы во время чтения у нас не было вопросов.

-Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см.

-Гонец – в старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

-Гулливый – разгульный.

-Колымага – большая старинная карета.

-Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди.

-Величать – 1) назвать, знать; 2) в народных обрядах: чествовать поздравительной песней.

-Наречься – получить имя, назваться.

-Изумруд – драгоценный камень.

-Удел – свои владения.

-Баять – говорить.

Читают устаревшие слова.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме.

V. Первичное закрепление

Практич: слушание и чтение Т

-Откройте стр.12.

-Для начала я включу вам аудиозапись того, как читает это произведение рассказчик. Внимательно следите пальчиком, на определенном моменте я остановлю запись и попрошу вас продолжить чтение.

-Начинаем читать по цепочке каждый по абзацу.

Слушают учителя

Слушают аудиозапись сказки

Читают произведение

П: смысловое чтение.

Практич: слушание и чтение Т

-Сейчас я буду называть чью-то фамилию и он продолжит чтение сказки, следите внимательно за текстом.

-Начнем с Прокофьевой Сони.

Читают выборочно

П: смысловое чтение

Физминутка

Практический: выполнение двигательных упражнений.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 самооценка;

Соотнесение прочитанного с чертой характера

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

-Объединитесь со своим соседом в пару. На слайде будут отображены вопросы, ответы на которые вам нужно рассказать друг другу. На каждый вопрос вам дана минута, далее проверяем ответы.

Какие человеческие чувства вы увидели в сказке А. С. Пушкина «Царь Салтан»?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

«В кухне злится повариха, (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государственной жене» (зависть)

«А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят…» (хитрость)

«Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду.» (благодарность)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. Текста

К: контроль действий партнера

VII. Включение в систему знаний

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; словестный диалог

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

- Кем назначил царь остальных двух девушек?

Подтвердите словами из текста.

  • Какими вы представляете себе Царевну Лебедь, волшебный город, появившийся по ее велению?
  • Какие чувства испытывает автор к героине?
  • Подтвердите словами из текста.
  • Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе ее сына. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение? Подтвердите словами из текста.

Оцените выразительность чтения.

Критерии:

-Интонация

-Логические ударения

-Ошибки

-Темп

-Ткачихой и поварихой.

«Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

Царевна Лебедь - это добрая волшебница, которая может творить чудеса. Она построила для князя Гвидона город. Автор очень любит свою героиню и описывает её очень красивыми и нежными словами: он говорит о месяце в её волосах и о сияющей звезде во лбу, о её белых рученьках и о голосе, который журчит, как ручеёк.

Выразительно читают. -Шипящие звуки.

Отрывок с «В синем небе звезды блещут,» до «Выплесни ты нас на сушу!»

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож Т

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

А. Предметная

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Давайте вспомним тему урока?

-К какому жанру принадлежит произведение? Почему эта сказка волшебная? В чем волшебство7

Чем отличается народная сказка от литературной?

- Какую мы ставили цель урока? Мы достигли цели?

       Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Дома сказку дочитать.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...

Презентация. Литературное чтение. 4 класс. Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Урок №1

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №1...