Конспект урока по чтению (3 класс). Тема: "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя:
-ознакомление с особенностями языка литературной сказки;
-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;
-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;
-совершенствовать навыки чтения;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
-понимать цель чтения.
Личностные:
-осознавать личностный смысл учения;
-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
-устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по чтению (3 класс). Тема: "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане" | 29.59 КБ |
Презентация | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 24.01.2019 ФИО учителя: Расчектаева С. В.
Школа: СОШ №104 ФИ студента: Кудряшова А.
Класс: 3 «В» ФИО методиста: Солопова Т. В.
Кабинет: 212 Отметка:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.
Цели деятельности учителя:
-ознакомление с особенностями языка литературной сказки;
-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;
-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;
-совершенствовать навыки чтения;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
-понимать цель чтения.
Личностные:
-осознавать личностный смысл учения;
-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Парная форма работы Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: выраз. чтение Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы -Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Я попрошу несколько ребят выразительно прочитать отрывки из сказок, а остальные будут отгадывать какая это сказка. Но для начала вам необходимо будет самостоятельно прочитать отрывки произведений на листочке и ответить на несколько моих вопросов. 1. К какому литературному жанру относятся отрывки? Обратите внимание, на ваших партах лежат таблицы, прочитайте внимательно отличительные особенности литературной сказки от народной, назовите к какому виду сказок относятся отрывки, которые вы прочитали. 2. - Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете? - Темп (медленный, средний, быстрый). - Громкость (громким, обычным, тихим голосом). - Тон речи (какие чувства мы хотим передать). - Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная). - Готовы приступить к выразительному чтению? Тогда начинаем! РАСПЕЧАТАТЬ ОТРЫВКИ Жил старик со своею старухой - У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, А старуха пряла свою пряжу. ("Сказка о рыбаке и рыбке") - Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. "Посади ты эту птицу,- Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой". ("Сказка о золотом петушке") - Жил - был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой - какого товару, Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. ("Сказка о попе и о работнике его Балде") - К красну солнцу, наконец, Обратился молодец: "Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ль, где на свете Ты царевны молодой?" ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях") -Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря». («Царь Салтан») - Что это за сказка, вы знаете? Сегодня мы в этом разберемся. - Ребята, вы большие молодцы! Отгадали почти все сказки. А кто мне может сказать, кто автор всех этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин) | Слушать учителя. Читать отрывки. Вспоминать сказки. Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Воспринимать речь учителя. Строить речевые высказывания. Отвечать на вопросы учителя. -Нет. | Регулятивные -постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог Слово учителя Наглядный: рассматривание иллюстрации на слайде | 4-5м | Фронтальная форма работы -Ребята, обратите внимание на экран. -Попробуйте по иллюстрации определить с каким произведением мы будем знакомиться на уроке, кто автор этого произведения. Может, кто-то уже знает? -Какова тема нашего урока? -Цель урока? -Попробуйте спрогнозировать, о чем пойдет речь в этом произведении. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Объяснять свою точку зрения. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Познакомиться со «Сказкой о царе Салтане». Потренироваться в чтении сказки. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
IV. Открытие нового знания Словест: учебный диалог Практич: работа с устаревшими словами Наглядный: презентация | 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы -Откройте страницу № 12. Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» -Обратите внимание на слайд. В тексте сказки нам встретятся устаревшие слова, которые могут быть вам не знакомы. Давайте узнаем лексическое значение этих слов, чтобы во время чтения у нас не было вопросов. -Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см. -Гонец – в старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием. -Гулливый – разгульный. -Колымага – большая старинная карета. -Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди. -Величать – 1) назвать, знать; 2) в народных обрядах: чествовать поздравительной песней. -Наречься – получить имя, назваться. -Изумруд – драгоценный камень. -Удел – свои владения. -Баять – говорить. | Читают устаревшие слова. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
V. Первичное закрепление Практич: слушание и чтение Т | 3м | -Откройте стр.12. -Для начала я включу вам аудиозапись того, как читает это произведение рассказчик. Внимательно следите пальчиком, на определенном моменте я остановлю запись и попрошу вас продолжить чтение. -Начинаем читать по цепочке каждый по абзацу. | Слушают учителя Слушают аудиозапись сказки Читают произведение | П: смысловое чтение. |
Практич: слушание и чтение Т | 4м | -Сейчас я буду называть чью-то фамилию и он продолжит чтение сказки, следите внимательно за текстом. -Начнем с Прокофьевой Сони. | Читают выборочно | П: смысловое чтение |
Физминутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1м | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз - подняться, потянуться Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение, самооценка; Соотнесение прочитанного с чертой характера | 7-8мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы. -Объединитесь со своим соседом в пару. На слайде будут отображены вопросы, ответы на которые вам нужно рассказать друг другу. На каждый вопрос вам дана минута, далее проверяем ответы. Какие человеческие чувства вы увидели в сказке А. С. Пушкина «Царь Салтан»? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «В кухне злится повариха, (злость) Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государственной жене» (зависть) «А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят…» (хитрость) «Ввек тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду.» (благодарность) | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнером П: осмысленное чтение худож. Текста К: контроль действий партнера |
VII. Включение в систему знаний Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; словестный диалог Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок; | - Кем назначил царь остальных двух девушек? Подтвердите словами из текста.
Оцените выразительность чтения. Критерии: -Интонация -Логические ударения -Ошибки -Темп | -Ткачихой и поварихой. «Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха». Царевна Лебедь - это добрая волшебница, которая может творить чудеса. Она построила для князя Гвидона город. Автор очень любит свою героиню и описывает её очень красивыми и нежными словами: он говорит о месяце в её волосах и о сияющей звезде во лбу, о её белых рученьках и о голосе, который журчит, как ручеёк. Выразительно читают. -Шипящие звуки. Отрывок с «В синем небе звезды блещут,» до «Выплесни ты нас на сушу!» | П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т | |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: заполнение признаков басни в таблице; Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | А. Предметная - И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - Давайте вспомним тему урока? -К какому жанру принадлежит произведение? Почему эта сказка волшебная? В чем волшебство7 Чем отличается народная сказка от литературной? - Какую мы ставили цель урока? Мы достигли цели? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Дома сказку дочитать. | Слушают учителя Отвечают на вопросы Проводят самоанализ деятельности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Р: осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...
Конспект урока по чтению 3 класс Тема: «Т.Собакин «Лунная сказка»
Тема: «Т.Собакин «Лунная сказка»...
урок литературного чтения 3 класс Тема : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России" с технологической картой...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...
Презентация. Литературное чтение. 4 класс. Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Урок №1
Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №1...