Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Шевченко Анна Николаевна

       Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Э.Э.Кац, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx74.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                                                 Директор школы  Зырянова  Т. Н.                              

               «_____»________________2019г.

                                                                                                                                                  ___________________________    

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»

начальное общее образование

«Планета Знаний»

на 2019 – 2023  учебные годы

                                                                                          Разработчик:

Шевченко А.Н.

                                                                                                                    учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

         

Обсуждена  и согласована на МО                                                          Принята на педсовете

Протокол № ____от «______»_____________2019 г.                          Протокол № _____от «______»____________2019 г.

Берёзовка, 2019

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Э.Э.Кац, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».

       Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

       Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации.

         Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования.

      В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания ,сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Место учебного предмета в учебном плане

       На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе отводится  540 часов: 1 класс – 132 ч., 2 – 4 классы – по 136 часов в году. В третьем классе программа рассчитана на 136  часов в год,  (34 учебных недели).

На изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю). 78 часов (обучение грамоте), 54 часа (литературное чтение).

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в год: 1 класс – 132;     2 класс – 136;   3 класс – 136;    4 класс – 136.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Э. Э. Кац. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч. М ACT, Астрель.
  2. Э. Э. Кац. Литературное чтение. Рабочие тетради № 1_ № 2. — М., ACT, Астрель

Изменения, внесенные в учебную программу: программа составлена с учетом особенностей класса.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детской организации «Росток», школьных и внешкольных мероприятиях);
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

       При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет синтез как составление целого из частей;
  • проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

При изучении учебного предмета «Литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих метапредметных результатов:

Чтение. Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты

К завершению обучения «Литературному чтению» при получении начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя
  • средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

2019 - 2020 учебный год

Раздел курса

Содержание раздела

Планируемые результаты освоения учебного предмета

предметные результаты

УУД

Подготовительный (добуквенный период)

Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.

Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.

Слогоделение. Ударение. Ударный слог.

   Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.

 Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.

Знакомство с разлиновкой прописи

Учащиеся научатся:

•        различать основные языковые средства (слова, словосо четания, предложения, текста);

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи в учебных и бытовых ситуациях.

Личностные УУД

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважает свою семью, своих родственников, ценить родителей.

3. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивает  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

6.Знает основные моральные нормы поведения.

7. Имеет представление о правилах здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему;

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий.

Коммуникативные УУД

1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами и группами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Основной (букварный )период

Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове.       Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа.

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).

Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Учащиеся научатся:

•        различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);

•        различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);

• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

   проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

   различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

     осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

    составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

    корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

    соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Страна Вообразилия

С.Михалков (из Ю.Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песня о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В.Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М.Карем «На травке»; В.Хотомская «Аист»; Ю.Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б.Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Речевая и читательская грамотность.

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух художественное произведение;

- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

- объяснять смысл названия произведения;

- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять рассказы по рисункам;

Сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выделять рифмы в тексте стихотворения;

- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывая ритм);

- различать сказки, стихотворения, рассказы.

Сказки о животных

Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козел»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы); Н. Заболотский «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачев «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух художественное произведение;

- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

- объяснять смысл названия произведения;

- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять рассказы по рисункам;

Сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выделять рифмы в тексте стихотворения;

- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывая ритм);

- различать сказки, стихотворения, рассказы.

Природа и мы

Г.Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха»; А.Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орел», «Какая бывает роса на траве»; Е.Чарушин «Как Томка научился плавать»; А.Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»;  русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш.Перро «Кот в сапогах»; А. Усачев «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котенок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух художественное произведение;

- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

- объяснять смысл названия произведения;

- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять рассказы по рисункам;

Сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выделять рифмы в тексте стихотворения;

- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывая ритм);

- различать сказки, стихотворения, рассказы.

  1. Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение»

2019 – 2020 учебный год

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Обучение грамоте по «Букварю» (92 ч)

Наша речь (14 ч)

1

Здравствуй, школа! Знакомство с первой учебной книгой «Букварь».

1

2.09

2

Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики

1

3.09

3

Мы живем в России. Наш общий язык — русский

1

4.09

4

Как мы общаемся. Язык мимики и жестов

1

5.09

5

Как зарождалась речь

1

9.09

6

Устная и письменная речь

1

10.09

7

Предложение

1

11.09

8

Знаки препинания

1

12.09

9

Предмет и слово

1

16.09

10

Слоги

1

17.09

11

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

1

18.09

12

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки

1

19.09

13

Ударение. Ударный слог

1

23.09

14

Звуки и буквы

1

24.09

15

Обучающий проект по теме: «Наша речь»

1

25.09

Алфавит (74 ч)

16

Звук [а]. Буквы А, а

1

26.09

17

Звук [у]. Буквы У, у

1

30.09

18

Закрепление изученного материала по теме: «Звуки и буквы»

1

1.10

19

Обычные буквы — специальные знаки

1

2.10

20

Звуки [м], [м']. Буквы М, м

1

3.10

21

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н

1

7.10

22

Большая буква в именах людей и кличках животных

1

8.10

23

Закрепление изученных звуков и букв

1

9.10

24

Звук [о]. Буквы О, о

1

10.10

25

Звук [э]. Буквы Э, э

1

14.10

26

Использование слов он, она, оно

1

15.10

27

Закрепление изученных звуков и букв

1

16.10

28

Звуки [р], [р']. Буквы Р, р

1

17.10

29

Звуки [л], [л']. Буквы Л, л

1

21.10

30

Закрепление изученных звуков и букв

1

22.10

31

Закрепление изученных звуков и букв

1

23.10

32

Звук [ы]. Буква ы

1

24.10

33

Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и

1

28.10

34

Закрепление изученных звуков и букв

1

29.10

35

Слова с противоположным значением

1

30.10

36

Звук [й']. Буквы Й, й

1

31.10

37

Закрепление изученного

1

11.11

38

Тренировка навыка чтения с изученными буквами.

1

12.11

39

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б

1

13.11

40

Звуки [п], [п']. Буквы П, п

1

14.11

41

Закрепление изученных звуков и букв

1

18.11

42

Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] – [п], [б'] – [п']

1

19.11

43

Звуки [в], [в']. Буквы В, в

1

20.11

44

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

1

21.11

45

Закрепление изученных звуков и букв

1

25.11

46

Закрепление изученных звуков и букв

1

26.11

47

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г

1

27.11

48

Звуки [к], [к']. Буквы К, к

1

28.11

49

Закрепление изученных звуков и букв

1

2.12

50

Закрепление изученных звуков и букв

1

3.12

51

Звуки [д], [д']. Буквы Д, д

1

4.12

52

Звуки [т], [т']. Буквы Т, т

1

5.12

53

Закрепление изученных звуков и букв

1

9.12

54

Большая буква в географических названиях

1

10.12

55

Звук [ж]. Буквы Ж, ж

1

11.12

56

Звук [ш]. Буквы Ш, ш

1

12.12

57

Сочетания букв жи–ши

1

16.12

58

Закрепление звуков и букв

1

17.12

59

Звуки [з], [з']. Буквы З, з

1

18.12

60

Звуки [с], [с']. Буквы С, с

1

19.12

61

Закрепление изученных звуков и букв

1

23.12

62

Тренировка навыка чтения с изученными буквами

1

24.12

63

Слова: в, на, за, над, под, к, с, и др.

1

25.12

64

Сочетания звуков [й'э], [й'о]. Буквы Е, е и Ё, ё

1

26.12

65

Буквы е, ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков

1

9.01

66

Диалог. Речевой этикет

1

13.01

67

Закрепление изученных звуков и букв

1

14.01

68

Сочетание звуков [й'у]. Буквы Ю, ю

1

15.01

69

Сочетание звуков [й'а]. Буквы Я, я

1

16.01

70

Устное народное творчество

1

20.01

71

Закрепление изученных звуков и букв

1

21.01

72

Буква ь. Мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука

1

22.01

73

Закрепление изученных звуков и букв

1

23.01

74

Разделительный мягкий знак — ь

1

27.01

75

Две роли мягкого знака в русском языке

1

28.01

76

Буква ъ. Разделительный твёрдый знак

1

29.01

77

Закрепление изученного

1

30.01

78

Звуки [х], [х']. Буквы Х,х.

1

3.02

79

Звук [ц]. Буквы Ц, ц

1

4.02

80

Закрепление изученного

1

5.02

81

Весёлые путаницы

1

6.02

82

Звук [ч']. Буквы Ч, ч.

1

17.02

83

Звук [ш']. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щу

1

18.02

84

Шипящие согласные звуки

1

19.02

85

Закрепление изученного

1

20.02

86

Алфавит

1

25.02

87

Необычные азбуки

1

26.02

88

Из истории букварей

1

27.02

89

Сказки-диалоги о животных.

1

2.03

90

Ребятам о зверятах

1

3.03

91

Сказки в сказке

1

4.03

92

Обучающий проект на тему: «Алфавит»

1

5.03

Литературное чтение (40 ч)

Страна Вообразилия (16 ч)

93

Знакомство с учебником

1

10.03

94

Игра с буквами. Административная проверка уровня сформированности навыка чтения

1

11.03

95

С. Михалков «Азбука»

1

12.03

96

Фантастические существа

1

16.03

97

К. Чуковский «Храбрецы» В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»

1

17.03

98

К. Чуковский «Храбрецы» В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»

1

18.03

99

Стихотворный ритм (хорей) (Дж. Родари «Лежебока») В. Лифшиц «Тимоша»

1

19.03

100

Стихотворный ритм (ямб) «Купите лук» (В. Левин «Обыкновенная история»)

1

30.03

101

И. Токмакова «Пряничные человечки»

1

31.03

102

Освоение рифмы К. Чуковский «Тараканище» М. Карем «На меня ползет козявка» (В. Хотомская «Аист»)

1

1.04

103

Освоение рифмы К. Чуковский «Скрюченная песенка»

1

2.04

104

Считалки

1

6.04

105

Чудесные приключения Ю. Тувим «Чудеса» (Д. Самойлов «Сказка») Б. Заходер «На Горизонтских островах»

1

7.04

106

Неживое становится живым О. Мандельштам «Телефон» (О. Дриз «Юла») Ю. Тувим «Пляска»

1

8.04

107

Загадки

1

9.04

108

Звучащий мир в поэзии В. Лунин «Жук» Н. Матвеева «Груши» «Было тихо»

1

13.04

Сказки о животных (14 ч)

109

Народные сказки . «Лиса и Рак» (РНС)

1

14.04

110

Народные сказки . «Лиса и Рак» (РНС)

1

15.04

111

«Лиса и тетерев» (РНС)

1

16.04

112

«Лисичка-сестричка и волк» (РНС)

1

20.04

113

Промежуточная аттестация: Контрольная тестовая работа по теме: «Определение уровня сформированности предметных умений за 1 класс»

1

21.04

114

«Лисичка-сестричка и волк» (РНС)

1

22.04

115

Мониторинг образовательных достижений первоклассников по литературному чтению по материалам ЦОКО.

1

23.04

116

«Конь и лиса» (немецкая народная сказка)  «Как кролик взял койота на испуг» (сказка американских индейцев), «Гиена и черепаха» (африканская народная сказка)

1

27.04

117

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козел»

1

28.04

118

Дж. Харрис Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса» Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

1

29.04

119

Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

1

30.04

120

Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

1

6.05

121

А. Усачев «Пятно»

1

7.05

122

Б. Сергуненков «Сладкая трава»

1

12.05

Природа и мы (10 ч)

123

Г. Балл «Кружавинка»

1

13.05

124

Г. Балл «Кружавинка»

1

14.05

125

М. Пришвин «Осеннее утро»

1

18.05

126

 М. Пришвин «Осеннее утро»

1

19.05

127

А. Блок «Зайчик»

1

20.05

128

Административная проверка уровня сформированности навыка чтения

1

21.05

129

Н. Рубцов «Воробей»

1

25.05

130

Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»

1

26.05

131

А. Барто «Думают ли звери»

1

27.05

132

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...