Рабочая программа 2 класс (102 час.)
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по чтению 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чтению 2 класс | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе
- Закона об образовании РФ;
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2011 года;
- Федерального базисного учебного плана с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ на 2019-2020 учебный год;
- Примерной программы по литературному чтению начального общего образования;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
- С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта начального общего образования;
- Реализует идеи новой концепции образования по литературному чтению. Данная программа содержит учебно-тематический план изучения материала по курсу литературному чтению, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Программа состоит в следующем, литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при ном играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 102 ч (3 часа в неделю, 34 учебные
недели) / На внеурочную деятельность отводится 7% -12 часов.
Программа по литературному чтению включает национально- региональный компонент.
Родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных дисциплин.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
Курс «Литературное чтение» придает всему процессу изучения литературного чтения четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов,
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и приобретение
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно — творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к слову и умение понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной литературе и литературе народов многонациональной России и стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Задачи курса:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Организация образовательного процесса.
Для реализации данной программы используются следующие педагогические технологии:
- Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
- Здоровьесберегающая технология включает в себя применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке и во внеурочной деятельности.
- Игровые технологии разработаны по сценарию, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиции игры, спланированы способы оценки результатов.
- Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские.
- Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных. так и предметных умений.
- Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
УМК:
Программа составлена на основе государственного стандарта начального образования и в соответствии с примерной программой общеобразовательных утверждений «Литературное чтение 2 класс. Составители Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В). – М.: Просвещение, 2014.
Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе «Школа России» издательства "М.: Просвещение", в который входят:
- Литературное чтение. Учебник. 2 класс.В 2-х ч./ (сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В). – М.: Просвещение, 2014.
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс( Диск CD - ROM), авторы-. В. Г. Горецкий, .Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина
- Литературное чтение. 2 класс. Итоговая аттестация. О. Н. Крылова 2014
1 | Содержание учебного курса | |
Вводный урок по курсу литературное чтение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете. | 3 |
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. | ||
3 | Устное народное творчество. | 14 |
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки. | ||
4 | Люблю природу русскую. | 8 |
Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др. | ||
5 | Русские писатели. | 14 |
А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого. | ||
6 | О братьях наших меньших. | 12 |
Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. | ||
7 | Из детских журналов. | 4 |
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал» | ||
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 8 |
Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев, С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. | ||
9 | Писатели детям. | 7 |
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы. | ||
10 | Я и мои друзья. | 3 |
Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. | ||
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 7 |
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Проект «Газета – «День победы – 9 мая» | ||
12 | И в шутку и всерьез. | 12 |
Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского. | ||
13 | Литература зарубежных стран. | 8 |
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель-сказочник». | ||
14 | Резерв | 1 |
Итого | 102 |
Формы контроля.
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, рост техники чтения.
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, проверка техники чтения.
Контроль за уровнем достижений учащихся по чтению проводится в форме проверки техники чтения вслух, усвоения и осознания прочитанного.
Практическая часть программы.
Вид работы | I четверть | II четверть | IIIчетверть | IVчетверть | год |
Стихи наизусть | 6 | 2 | 6 | 4 | 18 |
Ориентировочные показатели по темпу чтения: (тексты см контрольно-измерительные материалы).
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока Основное содержание по темам | Кол час. | ||||
Календар-ные сроки | Фактичес- кие сроки | |||||
Вводный урок по курсу литературное чтение. (1 час.) | ||||||
1 | . Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | ||||
Самое великое чудо на свете.(3 час.) | ||||||
2 | Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. | 1 | ||||
3 | Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). | 1 | ||||
4 | Монолог. Напутствие читателю Р. Сефа. | 1 | ||||
Устное народное творчество. (14 час) | ||||||
5 | Жанры устного народного творчества. | 1 | ||||
6 | В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. | 1 | ||||
7 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. | 1 | ||||
8 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества | 1 | ||||
9 | Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. | 1 | ||||
10 | Загадки — малые жанры устного народного творчества. | 1 | ||||
11. | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | ||||
12 | Сказки. Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | ||||
13 | Русская народная сказка.«У страха глаза велики» | 1 | ||||
14 | Сказки (о животных, бытовые, волшебные). «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль» | 1 | ||||
15 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).«Каша из топора». «Гуси- лебеди» | 1 | ||||
16 | Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. | 1 | ||||
17 | Герои сказок | 1 | ||||
18 | Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество». | 1 | ||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 час.) | ||||||
19 | Картины осенней природы. | 1 | ||||
20 | Осенние загадки. Образ осени в загадках | 1 | ||||
21 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, | 1 | ||||
22 | Лирические стихотворения А. Фета, А. Толстого, С. Есенина | 1 | ||||
23 | Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. | 1 | ||||
24 | Приём звукописи как средство выразительности. | 1 | ||||
25 | Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. | 1 | ||||
26 | Контрольная работа№1 по разделу «Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень» | 1 | ||||
Русские писатели -14 час. | ||||||
27 | . А. Пушкин — великий русский писатель. | 1 | ||||
28 | А. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса | 1 | ||||
29 | Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Лирические стихотворения | 1 | ||||
30 | Лирические стихотворения А.С. Пушкина о зиме | 1 | ||||
31 | Участие в коллективном обсуждении. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | ||||
32 | Фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | ||||
33. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.И. Крылов. Басни. | 1 | ||||
34 | Нравственный смысл басен И. Крылова | 1 | ||||
35 | Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.И. Крылов. Басни. | 1 | ||||
36 | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка.И. Крылов. Басни. | 1 | ||||
37 | Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. JI. Толстой. | 1 | ||||
38 | Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту.Басни Л. Толстого | 1 | ||||
39 | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Рассказы Л. Толстого. | 1 | ||||
40 | .Проверочная работа по разделу «Русские писатели» | 1 | ||||
О братьях наших меньших (12 час.) | ||||||
41 | Весёлые стихи о животных А. Шибаева | 1 | ||||
42 | Весёлые стихи о животных Б. Заходера. | 1 | ||||
43 | Весёлые стихи о животных И. Пивоваровой. | 1 | ||||
44 | Весёлые стихи о животных .В. Берестова | 1 | ||||
45 | Контрольная работа №2 за I полугодие | 1 | ||||
46 | Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. | 1 | ||||
47 | Научно-популярный текст Н.Сладкова | 1 | ||||
48 | Рассказы о животных М. Пришвина. | 1 | ||||
49 | Рассказы о животных Е.Чарушина. | 1 | ||||
50 | Рассказы о животных Б.Житкова. | 1 | ||||
51 | Рассказы о животных В.Бианки. | 1 | ||||
52 | Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | ||||
53 | Из детских журналов.(4 часа) Знакомство с названием раздела. | 1 | ||||
54 | Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс. | 1 | ||||
55 | Произведения из детских журналов. Ю. Владимиров, А.Введенский. | 1 | ||||
56 | Проект «Мой любимый детский журнал». | 1 | ||||
57 | Люблю природу русскую. Зима.( 8 час.) Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | ||||
58 | Лирические стихотворения И.Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима. | 1 | ||||
59 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. | 1 | ||||
60 | Русская народная сказка. «Два Мороза». | 1 | ||||
61 | Русская народная сказка. «Два Мороза». | 1 | ||||
62 | Новогодняя быль. С. Михалков. | 1 | ||||
63 | .Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. | 1 | ||||
64 | Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | ||||
65 | Писатели детям.( 7 час.) К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». | 1 | ||||
66 | .К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». | 1 | ||||
67 | С. Маршак. «Кот и лодыри». | 1 | ||||
68 | С. Михалков. Стихи. Заголовок. | 1 | ||||
69 | А. Барто. Стихи. | 1 | ||||
70 | . Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. | 1 | ||||
71 | Контрольная работа по разделу«Писатели детям» | 1 | ||||
72 | Я и мои друзья.( 3 часа) Стихи о дружбе и друзьях В..Берестова ,Э. Мошковской, В.Лунина. | 1 | ||||
73 | Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. | 1 | ||||
74 | Рассказы В. Осеевой. | 1 | ||||
75 | Люблю природу русскую. Весна.( 7 час.) Весенние загадки. | 1 | ||||
76 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева. | 1 | ||||
77 | Лирические стихотворения А.Блока, | 1 | ||||
78 | Лирические стихотворения А.Плещеева | 1 | ||||
79 | Лирические стихотворения И. Бунина. | 1 | ||||
80 | Проект «Создание газеты: «9мая — День Победы» | 1 | ||||
81 | Проект «Подготовка экскурсии к памятнику славы» Проверочная работа по теме «Люблю природу русскую» | 1 | ||||
82 | И в шутку и всерьез.( 12 час.) Весёлые стихи Б. Заходера | 1 | ||||
83 | Весёлые стихи Э. Успенского | 1 | ||||
84 | Весёлые стихи В. Берестова | 1 | ||||
85 | Весёлые стихи И. Токмаковой | 1 | ||||
86 | Весёлые рассказы для детей Э.Успенского. | 1 | ||||
87 | Деление текста на части. Весёлые рассказы для детей Э.Успенского. | 1 | ||||
88 | Весёлые рассказы для детей Г.Остера,. | 1 | ||||
89 | Весёлые рассказы для детей Г.Остера,. | 1 | ||||
90 | Весёлые рассказы для детей В.Драгунского | 1 | ||||
91 | Весёлые рассказы для детей В.Драгунского. | 1 | ||||
92 | . Весёлые рассказы для детей В.Драгунского. | 1 | ||||
93 | Обобщение по теме «И в шутку, и всерьез» Проверочная работа по теме «И в шутку, и всерьез» | 1 | ||||
94 | Литература зарубежных стран. Американские, английские, народные песенки в переводе С. Маршака, Л. Яхнина. | 1 | ||||
95 | Французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. | 1 | ||||
96 | Ш. Перро. «Кот в сапогах.. | 1 | ||||
97 | Ш. Перро. «Красная Шапочка». | 1 | ||||
98 | Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». | 1 | ||||
99 | Эни Хогарт. «Мафин и паук». | 1 | ||||
100 | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. | 1 | ||||
101 | Проверочная работа по теме: «Литература зарубежных стран» | 1 | ||||
102 | Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель- сказочник». | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс.В 2-х ч./ (сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В). – М.: Просвещение, 2011.
3.Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.
4.Панкова О.Б. Проверочные материалы по литературному чтению. 2 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2012.
5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.2 класс. - М.: ВАКО, 2012.
Технические средства:
Персональный компьютер,
мультимедийный проектор,
Печатные пособия
Словари по русскому языку: орфографический, крылатых выражений, (кабинет) толковый словарь, словарь фразеологизмов (библиотека)
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев,
стол учительский – 2 шт
Классная доска магнитная
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...