Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цель: продолжить работу над произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._ur._po_lit._cht._poned.doc | 596.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
Урок литературного чтения
Тема: Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»
учитель начальных классов
Богомолова Н.Н.
2018г
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цель: продолжить работу над произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
- развивать умения у учащихся анализировать художественное произведение;
- учить анализировать поступки героев;
- развивать мышление, воображение;
- учить видеть позицию автора.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Личностные. Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.)
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
- Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (слайд 1)
Наш урок необычен. У нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
А теперь улыбнитесь друг другу, садитесь.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока. (слайд 2)
-На урок я пришла не с пустыми руками.
-У меня сюрприз.
-Что это? (счёты, керосиновая лампа, портрет старичка)
-Чего не хватает?
-Почему так решили? (Все эти предметы мы встретили в сказке) (слайд 3)
- Как называется сказка?
-Кто написал сказку? (Евгений Львович Шварц)
(слайд № 4)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны решить проблему:
« Какие уроки мудрости преподаёт читателям Е. Л. Шварц в своём произведении «Сказка о потерянном времени?» (слайд 5)
- Но, чтобы решить проблему, мы должны пройти несколько этапов. Давайте составим вопросы к сказке, тем самым вспомним её содержание .
Вопросы:
1. В каком классе учился Петя Зубов?
2. Почему гардеробщица испугалась Петю?
3. Кого Петя увидел в зеркале?
4. Что сказала мама Пете?
5. Куда пошел Петя?
6. Что Петя делал в домике?
7. Кого Петя увидел в домике?
8. Что его удивило в облике детей?
9. Чем занимались эти дети?
10. Что Петя понял из их разговора?
11. Что решил сделать Петя?
12. Где Петя нашел Марусю?
13. Чем занималась Надечка?
14. Что делал Зайцев Вася?
15. Куда отправились Дети?
16. На какое дерево влез Петя?
17. Когда ребята пришли в домик?
18.Сколько раз Петя повернул часовую стрелку?
19.Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат карточки с заданием. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке.
-Прочитайте карточку и расставьте цифры в нужном порядке.
- Перевоплощение и осознание своих ошибок.(5)
- Поиск школьников-стариков.(4)
- Встреча с волшебниками.(2)
- Превращение в старика.(1)
- Тайна о потерянном времени.(3)
Проверка по образцу. (слайд № 6)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
4. Физминутка «Часы»
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, что мы приблизились к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе.
Ну, а прежде чем начать работу, давайте повторим правила работы в группе! (слайд № 7)
- Распределите роли в группе.
- Внимательно прочитайте задание.
- При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа.
Задание:
- Инсценирование отрывка сказки.
- Дать характеристику одному из героев сказки- Пете Зубову.
(Петя Зубов, герой "Сказки о потерянном времени" Евгения Шварца, ленивый и легкомысленный мальчишка. Учиться он не любит, ему нравится тратить жизнь на всякие пустяки).
2 группа.
Задание:
1.-Найдите в учебнике и ответьте, из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? (с.6)
(главное ничему не успел научиться).
2.Прочитайте. Выбери и отметь фломастером черты характера, которые помогают добиться цели.
- целеустремлённость
- самостоятельность
- внушаемость
- настойчивость
- настырность
- дисциплинированность
- смелость
- трусость
- сила воли
- рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- безволие
3 группа.
Задание:
1.Найти слова относящиеся к иллюстрации на с. 9 (прочитайте).
-Какая основная мысль заключена в этом отрывке?
(Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.)
(Всё в наших руках. Очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется).
2.Соберите пословицы. О чём эти пословицы?
- Делу время – потехе час.
- Час упустишь, годом не наверстаешь.
-Скучен день до вечера, коли делать нечего.
(они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела -время потраченное зря).
4 группа.
Задание:
1.Выделите фломастером главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
2.Подтвердите словами из текста. С.16
6. Выступление групп.
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему(слайд № 8)
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
- целеустремлённость
- самостоятельность
- настойчивость
- дисциплинированность
- смелость
- сила воли
- решительность
- сдержанность
3 Всё в наших руках.
3 Время необходимо проводить с пользой
Не надо терять понапрасну время.
(Всё зависит от нас самих, умейте меняться в лучшую сторону, воспитывайте в себе хорошие качества. Цените время, не откладывайте дела на потом. Время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела).
Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
8. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
И, как обычно, говорят: Для того, чтобы много знать, надо много читать. Я хочу познакомить вас с книгой и сборником произведений Е. Л. Шварца.
(слайд № 9)
-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
«Микрофон»
-Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
(слайд № 10) Домашнее задание:
картинный план к сказке, инсценирование понравившегося отрывка сказки. Придумать свое продолжение сказки и оформить в виде книжки-малышки.
(слайд № 11) Спасибо за работу на уроке.
Выставление оценок.
Источники: поурочные разработки по литературному чтению С.В.Кутявина (2010г), интернет, журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира. Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с п...
Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"
Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя....
Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном Времени»
Тест составлен по сказке Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени". Учебник " Литературное чтение" для 4 класса (автор Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий) Раздел программы "Делу время - потехе час"...
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...
Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской областиКонспект урока чтения в 4 классе по теме: "Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном ...
Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...
Тест к сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
тест по прочитанному...