Проект "Читающая школа"
проект по чтению
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchaya_shkola.doc | 91.5 КБ |
tehnopogiya_produktivnogo_chteniya.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с. Средняя Елюзань
Авторы проекта:
Кожевникова Альбина Дявлятшаевна
Кирасирова Асия Харисовна
Курмаева Нязыфя Мансуровна
Соколова Найля Саитовна
Чигелёва Сара Джафяровна
Информационная карта проекта
Раздел 1
1. Наименование проекта
2. Подразделения (организации), вовлеченные в проект
3. Руководитель проекта, координатор, исполнители
4. Сроки и этапы реализации проекта
Раздел 2
1. Основания для инициации проекта
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
- Содержание проекта (краткое описание планируемых мероприятий)
Раздел 3
1. Предполагаемые результаты
2. Приложения (дорожная карта проекта, сценарии мероприятий в рамках проекта, материалы анкетирования)
Подразделения, организации вовлеченные в проект:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с.Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области
Руководитель проекта:
Бикмурзина Елена Александровна
Координатор проекта:
Кирасирова Танзеля Искандяровна
Исполнители:
Кожевникова Альбина Дявлятшаевна
Кирасирова Асия Харисовна
Курмаева Нязыфя Мансуровна
Соколова Найля Саитовна
Чигелёва Сара Джафяровна
Сроки и этапы реализации проекта:
сентябрь 2014- декабрь 2016 гг.
Основания для инициации проекта:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации от 29. 12. 2012 №273-ФЗ;
-Указ Президента РФ от 07. 05. 2012г №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
-Распоряжение Правительства РФ от 15.052013г №792-р «Об учреждении государственной программы РФ «Развитие образования «на 2013-2020гг.»;
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01. 10. 2013 №30067)
-Распоряжение Правительства Пензенской области от 28. 08 2012 №442-р.П. «Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012-2021годы»
- Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373(ред. От 18. 12. 2012) «ОБ утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 12.12. 2009 №15785);
Актуальность проекта
В недалеком прошлом чтение книг считалось одним из значимых показателей общей культуры личности. В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Детское чтение утрачивает свое приоритетное значение, так как многие дети считают, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым. Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и на компьютере, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. Проблема утраты интереса к чтению в настоящее время является одной из самых актуальных в современном мире. Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме.
Цель проекта
Создание в образовательной организации культурной среды, способствующей продвижению чтения, формированию читательских интересов, потребности в чтении и вовлечению в процесс чтения семьи.
Задачи проекта
1. Поиск педагогических идей, активных форм и методов воздействия на читательские интересы школьников с целью привлечения их к чтению и повышения уровня читательской компетенции;
2. Организация взаимодействия всех структур образовательной организации, заинтересованных в продвижении чтения;
3.Выявление, обобщение и распространение опыта работы по продвижению чтения;
4.Обеспечение организационной и методической поддержки педагогов, библиотекарей и др. организаторов детского чтения.
5. Активизация возрождения традиций семейного чтения.
6. Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.
Содержание проекта
Не секрет, что современные дети все больше проводят свое свободное время за компьютером. И только некоторые из них читают книги художественной литературы. Самое неприятное, что сейчас все книги доступны. Любую книгу любимого автора можно найти в магазинах города, в библиотеках, тех же самых интернет - магазинах. Но, тем не менее, этим удобством современная молодежь не пользуется. Если люди перестанут читать, они перестанут думать, они будут мыслить совсем по-другому. А книга дает нам знания. Только с человеком, который много читает, всегда есть о чём поговорить. Только читающий человек может и будет грамотно писать. Поэтому отказ от чтения приведет к гибели нации. И это проблема глобального уровня. В связи с этим в России 2015 год, указом Президента В.В. Путина, объявлен Годом Литературы. Основная цель — привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать нужно, полезно и модно. Мы решили не оставаться в стороне и создать данный проект.
В рамках проекта «Читающая школа» мы запланировали ряд мероприятий, которые направлены на продвижение чтения, формирование читательских интересов и вовлечение в процесс чтения семьи.
В сентябре наши обучающиеся вместе с учителями посетили школьную и сельскую библиотеки. Цель экскурсии: постараться убедить детей в том, что читать нужно как можно больше, что чтение улучшает память, развивает речь, помогает вырасти нам воспитанными, добрыми, честными и умными. Также была проведена беседа о правилах обращения с книгой, откуда пришла к нам книга, даны понятия: абонемент, читальный зал, структура книги и т.д. После экскурсии учащиеся записались в библиотеку и стали активными читателями.
В октябре учителя начальных классов провели родительское собрание на тему «Книга – лучший друг человека». На данном собрании родители познакомились с требованиями программы по чтению, поделились опытом семейного воспитания по данной проблеме. На апрель запланировано собрание «Папа, мама, я – читающая семья». Цель данного собрания: формирование потребности в постоянном общении с книгой, воспитание культуры чтения, дать рекомендации родителям плохо читающих детей.
В ноябре были проведены мероприятия в рамках недели русского языка и литературы. Данные мероприятия направлены на расширение кругозора обучающихся, воспитание у них любви к литературе; пробуждают интерес к чтению, обогащают словарный запас, развивают чувства прекрасного.
С учителями запланировано изготовление и распространение буклетов для родителей «Как воспитать читателя». Цель: в наглядной и доступной форме помочь родителям с рекомендациями в том, как воспитать в ребенке любовь к чтению.
В течение года в нашей школе организуются и проводятся конкурсы чтецов по темам: «Осень», «Зима», «Мама», «Весна». Наши обучающиеся активно принимают участие в данных конкурсах и занимают призовые места. Цель конкурсов: прививать любовь к поэзии, развивать навыки выразительного чтения.
Мы решили узнать, почему не читают дети. Провели исследование в виде анкетирования среди обучающихся начальной школы (2-4 классы). В исследовании приняли участие 200 учеников разной возрастной группы. И вот что мы узнали:
На вопрос: «Читали ли вам родители на ночь сказки?» 68% респондентов отвели положительно, 32% ответили отрицательно. Следующий вопрос звучал так: «Читают ли ваши родители?». Ответы распределились следующим образом: 30% - ежедневно; 18% - от случая к случаю; 42% - очень редко, 10% - никогда. Далее мы поинтересовались, что именно читают родители? 60% респондентов ответили: газеты, журналы; 15% - художественную литературу; 15% - профессиональную литературу; 10% - ничего не читают. «А что вы в основном читаете?», - вот ответы на этот вопрос: блоги в интернете, форумы – 52%; электронные книги – 15%; художественные произведения – 20%; 13% - газеты, журналы. Читаете ли вы художественную литературу? 5% - да, постоянно читаю; 64% - да, когда есть время; 15% - нет, потому что нет времени; 16% - нет, потому что не люблю читать вообще. Данное исследование показало весьма интересные результаты. Более половине наших респондентов родители читали на ночь сказки. И это хорошо, так как некоторые родители уже с детства приучают ребенка к книгам. Но сами же родители, по словам опрашиваемых учащихся, читают очень редко и в основном это периодическая печать и профессиональная литература. А всем известно, что примером для любого ребенка является мама и папа. Если каждая семья откажется от чтения, то погибнет нация. Нужно привлечь внимание родителей и детей к проблеме. На апрель запланировано анкетирование родителей.
С целью повышения интереса к чтению нашим обучающимся предложено вести читательские дневники. Читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
В последнее время методу проектов уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. В нашей школе также ведется проектная деятельность. В декабре обучающиеся 2-х классов участвовали в проекте «Детские журналы».
Обучающимся была предложена творческая работа по созданию проекта на тему «Мой любимый журнал». Необходимо было выбрать свой любимый детский журнал из предложенных в учебнике. Данный проект способствует развитию познавательных интересов обучающихся, прививает любовь к чтению.
В рамках проекта «Читающая школа» запланировано проведение круглого стола с родителями 4-х классов на тему «Читаем всей семьей». Круглый стол как один из видов нетрадиционной работы с родителями является наиболее эффективным. Благодаря этому способу работы можно выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества с родителями. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния школы на семью, в том числе и на проблему чтения.
С целью создания условий для духовно-нравственного воспитания учащихся через развитие интереса к литературному наследию родного края наши учителя знакомят обучающихся с поэтами и писателями Пензенского края. На март и апрель запланированы внеклассные чтения по творчеству А.П Анисимовой и М.П.Смирновой.
С целью привлечения обучающихся к чтению учителям рекомендовано в каждом классе организовать библиотечный уголок.
В этом году исполнится 70 лет со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Путь к победе был трудным и долгим. В целях воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине учителя начальных классов в течение года проводят внеклассные чтения произведений о войне: В. Катаев «Сын полка», Б.Васильев «Завтра была война», О.Алексеев «Горячие гильзы», С.Арсеньев «Ленка-пенка», В.Богомолов «Иван» и др. Также на май месяц запланированы мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
Планируемые результаты проекта
- Апробировать и внедрить инновационные проекты и технологии в методику и практику работы детских библиотек в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
- Сформировать банк методических материалов учителей начальных классов.
- Обобщить и распространить опыт работы учителей.
- Возродить традиции семейного чтения.
- Увеличить численность пользователей информационными ресурсами детских библиотек.
- Сформировать у детей устойчивые навыки систематического, творческого, развивающего чтения.
Дорожная карта проекта
№ | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Экскурсия в школьную, сельскую библиотеки | сентябрь | Библиотекарь, учителя начальных классов |
2 | Родительское собрание на тему «Книга- лучший друг и товарищ». Родительское собрание на тему «Папа, мама, я – читающая семья» | октябрь апрель | Учителя начальных классов |
3. | Проведение мероприятий в рамках недели русского языка и литературы М.Ю. Лермонтов «Жизнь и творчество» Викторина «Сказки К.И. Чуковского» Литературная гостиная по творчеству А.С. Пушкина Творчество М.Ю. Лермонтова М.Ю. Лермонтов «Жизнь и творчество» Игра- викторина «Что за прелесть эти сказки!» | ноябрь | Соколова Н.С. Бикмаева Г.Д. Кожевникова А.Д. Абушева Р.К. Тажетдинова Н.И. Гурдина Ф. Р. |
4. | Изготовление и распространение буклетов для родителей | апрель | Учителя начальных классов |
5. | Участие в 1 Всероссийской предметной олимпиаде по литературному чтению | январь | Учителя начальных классов |
6. | Организация и проведение конкурса чтецов по темам: «Осень «Мама» «Зима» «Весна» | в течение года | Библиотекарь, учителя начальных классов |
7. | Анкетирование учащихся и родителей | февраль апрель | Учителя начальных классов |
8. | Дневники чтения. | втечение года | Учителя начальных классов |
9. | Проект «Детские журналы» | декабрь | 2-е классы |
10. | Круглый стол с родителями «Читаем всей семьей» | май | Учителя начальных классов |
11. | Знакомство с писателями и поэтами Пензенского края. | в течение года | Учителя начальных классов |
12. | Внеклассное чтение «Сказки А.П. Анисимовой» | март | Учителя начальных классов |
13. | Внеклассное чтение. Работа над лирическим произведением. Стихи М. П.Смирновой. | апрель | Учителя начальных классов |
14. | Организация библиотечного уголка. | в течение года | Учителя начальных классов |
15. | Внеклассное чтение «Дети на войне». | в течение года | Учителя начальных классов |
16. | Внеклассные мероприятия о войне. | май | Учителя начальных классов |
Анкета для родителей
1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?
3. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
4. Читаете ли Вы ребёнку книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?
5. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
6. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
7. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
8. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка.
9. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.
10. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:
11. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
Анкета для учащихся
- Читают ли вам родители на ночь сказки?
- Читают ли ваши родители?
- Что читают ваши родители?
- А что вы читаете?
- Читаете ли вы художественную литературу?
- Что вы любите читать?
- Какие детские журналы вы выписываете?
- Есть ли в вашем доме детская библиотека?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Технология продуктивного чтения основана на формировании типа правильной(грамотной) читательской деятельности ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ: 1. Обязательную опору на литературоведение. 2. Введение художественного произведения в литературно-исторический контекст. 3. Установление связей с жизненным опытом ребенка. 4. Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.
1 классе – частичн ый анализ 2 класс - элемент ы анализа текста 3-4- е класс ы - собственно анали з Цель анализа текста на этом этапе - читательское освоение литературного произведения. ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗ ТЕКСТА?
3 . ПРИЕМЫ РАБОТЫ: - выделение ключевых слов; - беседа; - составление плана; - построение структурной модели текста; - наблюдение над системой образов(без введения этого понятия); - комментированное чтение; диалог с автором через текст и др.
ТРИ ЭТАПА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения: 1. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Второй этап технологии – работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста (медленное, вдумчивое). Прием комментированного чтения. 3. Беседа по содержанию текста. Беседа с автором. Обобщение прочитанного. 4. Выразительное чтение. Что такое беседа с автором? Что такое «комментированное чтение»?
Приемы работы при диалоге с автором (план действий) 1.Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. 2.Задавать свои вопросы. 3.Обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. 4.Совподаютли они с замыслом автора. 5.Включать воображение.
Ошибки при обучении диалогу с автором 1. Диалог не уместен (при чтении лирического стихотворения, миниатюры, приключенческого рассказа). 2. С нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. 3. Подмена скрытых авторских вопросов вопросами учительскими (при беседе). 4. Не любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ.
ТРЕТИЙ ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту (коллективное обсуждение, дискуссия). 2. Знакомство с писателем (дополнительные источники). 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. 4. Творческие задания.(проиллюстрируй, сочини, придумай, составь план и т. д.).
Творческая работа включает 4 сферы деятельности 1. Эмоциональную. 2. Воображения. 3. Осмысления содержания. 4. Реакция на художественную форму.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА - выразительное чтение; - сопоставление с другими видами искусства; - личные впечатления.
СФЕРА ВООБРАЖЕНИЯ: составить диафильм; творческий пересказ; иллюстрирование; изготовление схем; чтение по ролям; инсценирование.
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ: рассказать о герое (событии); выборочный и краткий пересказ; составление плана; контрольные вопросы; ответы на вопросы учителя.
РЕАКЦИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СФЕРУ: подробный пересказ; наблюдение над языком; художественными особенностями текста; сопоставление литературного произведения с его художественной основой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...