Мир сказок и загадок
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок завершает изучение раздела: «Там на неведомых дорожках» (2 класс)
Программа: "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_skazok_i_zagadok.pptx | 2.49 МБ |
vneklassnoe_chtenie._mir_skazok_i_zagadok._2_kl.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературная и народная сказка Литературная сказка – это сказка, написанная автором. Народная сказка – это сказка, не имеющая единого автора. Её придумал народ и передавал из уст в уста.
Литературная сказка – наследница народной.
Загадка - не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Это жанр народно-поэтического творчества, присущий всем народам мира.
ФОРМУЛЫ СКАЗКИ з ачин Троекратный повтор присказка концовка
На уроке меня удивило…… было интересно…… было трудно …… м не захотелось….
Домашнее задание Прочитайте русскую народную сказку Найдите сказку в которой загадывают загадки Придумайте сказку по опорным словам (Волшебный, путешествие, приключения, радость)
Спасибо за урок!
Источники http :// maminiskazki.ru/wp-content/uploads/2011/03/skazka.jpg http:// bookz.ru/pics/konek.jpg http:// audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/sivka_burka/001.jpg http:// uptothetop.biz/web/wp-content/uploads/2013/06/12121.jpg http:// veselajashkola.ru/wp-content/uploads/2011/11/examples-of-riddles.jpg http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/365/82365172_d25.jpg http://crosti.ru/patterns/00/03/d1/2609210c4c/% D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%BC-2.jpg
Интернет ресурсы http://fotki.yandex.ru/users/nata-komiati/album/153207/ http://www.liveinternet.ru/users/tapioka/rubric/4303541/comments Подготовила учитель русского языка ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 2 класс.
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Тема: Внеклассное чтение. Мир сказок и загадок.
Во 2-м классе материалами для чтения детей на уроках внеклассного чтения должен обеспечивать учитель. Не следует требовать от них обязательного домашнего чтения, по итогам которого будет проводиться урок, хотя можно давать ребятам рекомендации к чтению для следующего урока.
ЗАДАЧИ
- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
- Повторить и закрепить понятия о народной и литературной сказках;
- Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
развивать речевые умения и творческие способности. - Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
*За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая образовательной системой «Школа 2100».
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
- Находить и представлять коллективу необходимую информацию.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Приложение. (Материал распечатывается детям)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..
-Что ты, мой конь, споткнулся? От чего черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился?
Так я на пир и не попал, еле-еле домой воротился.
На каждом дереве висели колокольчики. Они пели чудесные песенки и звали остаться в саду.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
Вот пошел он к синему морю..
«Чего тебе надобно, старче?»
В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел на реку Смородину – всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
В палатах видит свою старуху.
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда;
— Какая же третья загадка? — спрашивает она.
— Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте.
Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.
— И этой не отгадаю призналась девушка.
— Охотник стрелял в зайца — говорит хлопец. — Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте.
- Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
- Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
- Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычецею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась -
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о.... Рыбаке и рыбке!
- Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
|
- Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
Как пастух перехитрил царевну
У царя была дочь невиданной красоты и необыкновенного ума. Много женихов приходило просить её руки, но ни один из них не мог сравниться умом с красавицей. И тогда царь объявил по всем землям, что выдаст дочь за того, кто загадает ей три загадки, которые она не сумеет разгадать.
Но и в других царствах-государствах не нашлось достойного жениха.
Про необыкновенную царевну услышал пастух с Карпатских гор.
— Что за диво живёт в царских палатах? А вдруг я перехитрю её и возьму себе в жёны?! — сказал пастух товарищам.
С этими словами сел пастух на коня и поехал во дворец. Захотелось ему воды́ попить. Прилёг у колодца, зачерпнул шапкой воды́ и пьёт. Пока пил, конь хлеб в торбе съел.
«Есть одна загадка!» — подумал пастух и поехал дальше.
В тёмном лесу сбился с дороги. Стал к деревьям присматриваться, с какой стороны мох растёт, чтобы дорогу найти. Нашёл и подумал:
«Есть вторая загадка!»
И поехал дальше. Очень хотелось ему найти в лесу ещё и третью загадку. И видит пастух охотника, который целится в зайца.
«Есть и третья загадка!» — обрадовался хлопец.
Прошло много дней, много ночей, пока добрался пастух до царского дворца.
— Приехал я, добрый царь, дочь твою сватать!
— Мою дочь? — удивился царь. — Многие хотели иметь её своей женой, да ума-разума у них не хватало!
— А я засватаю!
Царю понравился хлопец, и велел он открыть перед пастухом царские воро́та. Привели его к царевне. Она даже не посмотрела на пастуха. Говорит:
— Слушаю твои загадки!
— Первая загадка: хлеб съел коня.
Сколько ни гадала царевна, разгадать не могла.
— Не знаю! — говорит.
— Хлеб съел коня, царевна моя, это так: был у меня конь, я заслужил его за многие годы работы. Раз съел он хлеб из моей торбы, а хлеб был отравленный. Вот и погиб мой бедный конь — выходит, хлеб его съел.
Выслушала царевна небылицу и сказала, что такое могло быть.
— Хорошая загадка. Я бы никогда не разгадала.
— Вторая загадка: глухие и слепые, а дорогу показывают. Думает царевна, думает и опять не может разгадать.
— И эту не разгадаю.
— Это деревья, царевна, — ответил пастух. — Мы в лесу по деревьям узнаем, где север, а где юг.
Опять согласилась царевна, что загадка правильная.
— Какая же третья загадка? — спрашивает она.
— Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте.
Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.
— И этой не отгадаю призналась девушка.
— Охотник стрелял в зайца — говорит хлопец. — Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте.
Хотел царь или не хотел, но отдал дочь за простого хлопца с Карпатских гор, который был умнее царских сыновей.
План работы. 1 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из народной сказки.
- Найдите и прочитайте зачины сказок.
План работы. 2 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из литературной сказки.
- Найдите и прочитайте повторы в сказках.
План работы. 3 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о народной сказке.
- Найдите и прочитайте концовки сказок.
План работы. 4 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о литературной сказке.
- Найдите и прочитайте отрывок из литературной сказки.
План работы. 5 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о героях - помощниках в сказках.
- Найдите и прочитайте отрывок из народной сказки.
План работы. 6 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о добром сказочном герое из литературной сказки.
- Найдите и прочитайте отрывок с описанием волшебных предметов.
План работы. 7 группа.
- Найдите и прочитайте загадку о злом сказочном герое из народной сказки.
- Найдите и прочитайте отрывок, где есть загадка.
– Чем для каждого из вас так притягательны сказки, загадки?
Перечитывание стихотворения М. Цветаевой «В субботу».
В СУББОТУ
Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет... Сегодня суббота,
И будет печальная мама.
Темнеет... Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.
строением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
© ООО «Баласс», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
70 загадок про героев мультфильмов и сказок
Для уроков литературного чтения и внеклассной работы...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
70 ЗАГАДОК ПРО ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК
70 ЗАГАДОК ПРО ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК...
«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»
Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает ...
Презентация загадок "Герои сказок"
презентация...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...