Альтернативное "чтение"
статья по чтению (4 класс)
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:
- слушание аудиокниг,
- «чтение» картин,
- «чтение жестов»,
- «чтение нот» и т.п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_alternativnoe_chtenie.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга
«Альтернативное чтение»
Рысбаева Ирина Сергеевна -
учитель-олигофренопедагог
Санкт-Петербург
2019
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции:
- коммуникативную;
- познавательную;
- регулятивную.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Эта система предусматривает формирования логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:
- слушание аудиокниг,
- «чтение» картин,
- «чтение жестов»,
- «чтение нот» и т.п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений);
- «чтение видеоизображений» (видеофильмы, мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных и т.п.);
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и других знаков;
- чтение по складам и т.п.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Процесс «чтения» будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя, воспитателей, помощника воспитателя и учеников.
Цель:
- максимальное включение обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательный процесс через формирование доступных им видов деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать первичные представления учащихся о книгах, иллюстрациях, картинках;
- Познакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя коммуникативную потребность;
- Учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;
Воспитательные задачи:
- Создать условия для взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.
Предполагаемый результат:
- Переход от достигнутого уровня вербальной и невербальной активности к более сложной.
- Перенос достижений в различные виды деятельности в школе и дома.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2011
- Кадакина Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / статья/www.isp.conference.kspu.ru
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие.Форум, 2016.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.