План-конспект урока по лит. чтению "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мустаева Юлия Юрьевна

Дата:
         Предмет: литературное чтение
         Класс: 3
         Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
         Тип урока: «открытие» нового знания.
         Цели:

1. Деятельностная: учить рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других.

2. Образовательная: познакомить учащихся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

3. Развивающая: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; развивать навыки выразительного чтения.

4. Воспитательная: формировать желание относиться друг к другу уважительно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_pro_yashu_mamin_sibiryak.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

        Дата:
        
Предмет: литературное чтение
        
Класс: 3Г
        
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
        
Тип урока: «открытие» нового знания.
        
Цели:

1. Деятельностная: учить рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других.

2. Образовательная: познакомить учащихся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

3. Развивающая: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; развивать навыки выразительного чтения.

4. Воспитательная: формировать желание относиться друг к другу уважительно.

        Методы и приёмы: анализ литературного произведения, рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, тест.

        Наглядность и оборудование: Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение/ Учебник, 2012.-Ч.2., план урока, мультимедиа, карточки с заданиями, выставка книг.

        Практикант: Мустаева Юлия Юрьевна        

        

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Готовность к уроку.

-Эмоциональ-ный настрой.

-Речевая разминка

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Юрьевна. Сегодня я проведу вас урок литературного чтения. Я очень рада встрече с вами. Посмотрите на свои рабочие места. У вас всё готово к уроку? Если всё готово, тогда садитесь.

Ребята, давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка – наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться. Улыбнитесь друг-другу, пожелайте хорошего настроения.

Ребята, сегодня нас ждет встреча с замечательным детским писателем. Чтобы быть готовым к чтению, я предлагаю вам потренироваться (1 СЛАЙД). Посмотрите на экран. Прочитайте данные строки про себя.

Воробей попросил Ворону

Ерша вызвать к телефону.

-Это скороговорка. Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией? Теперь произнесите с восклицанием, с восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Теперь наоборот, постепенно повышая голос.

Молодцы, ребятки. У вас отлично получается.

-Приветствуют.

-Проверяют готовность к уроку.

-Настраиваются на работу при помощи улыбок и пожеланий.

-читают скороговорку разными способами.

Личностные: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

5 мин

Проверка ДЗ.

-Что вы проходили на прошлом уроке?

-Что было задано на дом?

-Всех заслушать я не смогу, так как у нас мало времени, поэтому спрошу только у двух учеников.

-Посмотрите внимательно на доску(2 СЛАЙД). Что вы видите?

Соотнесите произведения и их авторов.

 (А.С. Пушкин – «Девочка Снегурочка»

В.Ф. Одоевский – «Зимнее утро»

Д. Н. Мамин-Сибиряк – «Мороз Иванович»

В. И. Даль – «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

-Мороз Иванович.

-нарисовать иллюстрацию и рассказать о чем она.

-названия произведений и писателей.

-нет

Соотносят писателей с их произведениями

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: речевая деятельность

III. Выявление места и причины затруднения.

5 мин

Какие это сказки?

Назовите особенности литературной сказки.

Что нужно сделать, чтобы подробно ответить на этот вопрос?

Ребята, какие произведения и писатели вам не знакомы?

-литературные

* четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев; нетрадиционные поступки главных героев;  оригинальность сюжетных поворотов;  свобода в использовании сказочных приемов; неповторимость авторской манеры повествования
И ещё можно добавить: ощущение или отпечаток времени, когда автор писал сказку.

Прочитать литературную сказку.

-Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

П: структурирование знаний.

К: учет разных мнений.

Р: волевая регуляция в ситуации затруднения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1 мин

Как вы думаете, какая же будет тема нашего урока? (3 СЛАЙД – Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

Какие цели поставите перед собой? Что будете делать на уроке?

(3 СЛАЙД – 1. Читать произведение. 2. Отвечать на вопросы. 3. Определять особенности произведения. 4. Характеризовать героев. 5. Определять главный смысл. 6. Рассуждать о поведении героев.)

Формулируют тему и цель урока.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

V. Реализация построенного проекта.

1. Подготовка к первичному восприятию

текста.

-Выставка книг.

-Рассказ учителя о писателе

-Антиципация чтения.

-Словарная работа.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия.

20 мин

Ребята, что вы знаете о данном писателе?

Знакомы ли с его произведениями?

Посмотрите на экран, на нем дан портрет писателя. На доске его произведения. На перемене вы можете пролистать книги и если будет время взять их в библиотеке для чтения.

Мамин Дмитрий Наркисович русский прозаик и драматург. Его псевдоним, то есть вымышленное имя Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась любовь к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, посмотрите на слайд. (5 СЛАЙД). Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. Дмитрий Наркисович писал и для детей. В руках я держу сборник “Алёнушкины сказки”. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

- Для кого писал Дмитрий Наркисович свои сказки?

- Как вы думаете, кто такая Алёнушка?

- Да, вы правы. Писатель сочинял свои сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

-Откройте учебники на странице 86. Прочитайте название.

-  Сделайте предположение, о чем будет говориться в произведении с таким названием?

 - Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что с ними может произойти?

Ребята, посмотрите на слайд, давайте прочитаем слова, которые могут быть вам не знакомы. (6 СЛАЙД)

Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов;

Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня;

Краюшка - краюха, кусок, кусочек, горбушка;

Браниться – ругаться;

Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями.

- Теперь начнем знакомство со сказкой. Сказка большая по объёму, поэтому мы будем сегодня читать 1 часть. После чтения я задам вам вопросы, главным из которых будет узнать основную мысль первой части, поэтому отложите учебники в сторону и приготовьтесь внимательно слушать.

-О чем это произведение? 

-Понравилось ли вам произведение? Чем? 

-высказывают свое мнение.

-слушают учителя

Для Алёнушки.

Его дочь

Слушают аудиозапись

-высказывают свое мнение

П.: строят речевое высказывание.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Р: познавательная инициатива.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Физминутка 1 мин                                                                                                                                                                   Л: установка на ЗОЖ.

4. Вторичное чтение и анализ.

-Чтение по цепочке(по абзацам)

-Выборочное чтение.

-Опора на жизненный опыт учащихся.

5.Обобщающая беседа.

6.Концептуальная беседа.

-Назовите героев сказки, с которыми вы познакомились?

Сейчас вы перечитаете сказку еще раз. Читаем по цепочке, по абзацу.

-Как жили Воробей Воробеич и Ёрш Ершович? Найдите слова в тексте.

-Чем хотел угостить Воробья Ёрш?

-Чем хотел угостить Воробей Ерша?

-Заходил ли Воробей Воробеич в воду? Удалось ли ему поплавать?

-Чему удивлялся Воробей Воробеич?

-Чему удивлялся Ёрш Ершович?

-Кто приходит в гости к Воробью?

-Почему Воробей Воробеич и Ёрш Ершович не могут ходить друг к другу в гости?

-Ребята, что вы знаете о рыбах? О воробьях?

(7, 8 СЛАЙД)

-Как спасается от холодов В.В.? Как спасается Е.Е.? Найдите в тексте. Прочитайте.

-Как чуть не погиб В.В.?

-Какие неприятности были у В.В. летом?

-Какие неприятности были у Е.Е. летом?

-Как вы понимаете «душа в душу»? (9 СЛАЙД)

-Ребята, расскажите о дружбе В.В. и Е.Е.

-Какие слова говорят о том, что каждому из них была интересна жизнь другого?

-Думали ли они только о себе?

-найдите в тексте слова, которые подтверждают заботу друг о друге.

Подтвердились ли ваши предположения о том, что произойдет с героями сказки?

- Что вы заметили необычного в именах животных?
- Почему так обращаются друг к другу?

- В чем смысл отрывка, который мы прочитали?

Как можно озаглавить первую часть?

Ёрш и Воробей, трубочист Яша.

Перечитывают.

-в большой дружбе.

-лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками.

-Ягодами, корочкой хлебца, овсом, сахаром, живым комариком.

-Зайдет по колени, а дальше страшно делается.

-Как не надоест в воде сидеть, мокро, простудишься.

-жарко на солнышко, задохнуться можно.

-трубочист Яша.

-разная среда обитания.

-рассказывают.

-дружно, в согласии

имя, отчество.

жили в большой дружбе, уважают друг друга.

-Жить в дружбе, понимании и сочувствии. Если тебе интересен человек, то интересоваться его жизнью.

-Душа в душу.

П.: строят речевое высказывание, поиск необходимой информации

П: установление причинно-следственных связей.

Л: обобщение

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3 мин

Прочитайте еще раз текст про себя(в зависимости от времени)

Сейчас вы поработаете в парах. На столах карточки, вставьте пропущенное слово из списка.

  1. Воробей Воробеич и Ёрш Ершович жили в большой ____________.
  2. Воробей Воробеич пробовал заходить в воду, - по ________ зайдет, а дальше страшно делается.
  3. Раз Воробей Воробеич чуть не погиб благодаря своему лучшему другу - ___________.
  4. Раз _______ версты две гнался за Воробьём Воробеичем, и то едва успел спрятаться в речной осоке.

Список слов: колена, ястреб, дружба, трубочист.

Все закончили? Прочитайте, что у вас получилось.

-работают в парах. Вставляют пропущенные слова

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: выполнение действий по алгоритму.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4 мин

Ребята, сейчас будет самостоятельная работа. Подпишите карточки.  В тесте всего 1 правильный ответ, обведите его кружочком.

  1. Две версты гнался(ась) за Воробьём Воробеичем

А) ястреб

Б) щука

В) трубочист

2. Ёрш Ершович чуть не попал в пасть

А) ястребу

Б) воробью

В) щуке

3. Лучший друг Воробья Воробеича

А) щука

Б) трубочист Яша

В) комарик

4. Почти одинаковые были у Ерша Ершовича и Воробья Воробеича

А) еда

Б) друзья

В) неприятности

5. Ёрш и Воробей называли щуку и ястреба

А) друзьями

Б) разбойниками

В) помощниками

Ребята, возьмите в руки карандаши и проверьте по слайду свои ответы. (10 СЛАЙД)

Критерии:

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

3 и более ошибок – 2 (11 СЛАЙД)

Р: оценка

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

2 мин

Почему это сказка?

Какая это сказка? Народная или литературная?

Почему литературная?

Какие особенности лит. сказки вы можете выделить теперь?

Что вы узнали о героях сказки?

Ребята, мы прочитали только отрывок сказки, как вы думаете, что может произойти дальше с героями?

-животные разговаривают

-литературная

-есть автор

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин

-Ребята,  на слайде даны незаконченные предложения. Кто хочет их закончить – поднимаем руку и отвечаем. (12 СЛАЙД)

1. Сегодня я научился(лась) …

2. На сегодняшнего уроке я понял(а), я узнал(а)…

3. Я похвалил(а) бы себя…

4. После урока мне захотелось …

5. Сегодня мне удалось …

6. Было интересно …

7. Теперь я могу …

Хорошо, спасибо, ребята, за ваши ответы.

Давайте вспомним, какие цели ставили на уроке? (13 СЛАЙД) Достигли ли их?

Ребята, Спасибо за урок. Урок окончен.

Заканчивают предложение.

- контроль и оценка процесса и результата деятельности (П) усвоения (П)

- адекватное понимание причин успеха (Л)
- формулирование своего мнения (К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.Планируемые результаты     Предметные: - знать...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, характеристика героев сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать главных героев сказки;- уметь ...

Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, изучение особенностей построения сказки.Планируемые результаты     Предметные: - знать особенности построе...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...

Мамин-Сибиряк Д.Н. "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"

Рабочий лист. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...