План-конспект урока по лит. чтению "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Дата:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели:
1. Деятельностная: учить рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других.
2. Образовательная: познакомить учащихся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
3. Развивающая: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; развивать навыки выразительного чтения.
4. Воспитательная: формировать желание относиться друг к другу уважительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_pro_yashu_mamin_sibiryak.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3Г
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели:
1. Деятельностная: учить рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других.
2. Образовательная: познакомить учащихся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
3. Развивающая: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; развивать навыки выразительного чтения.
4. Воспитательная: формировать желание относиться друг к другу уважительно.
Методы и приёмы: анализ литературного произведения, рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, тест.
Наглядность и оборудование: Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение/ Учебник, 2012.-Ч.2., план урока, мультимедиа, карточки с заданиями, выставка книг.
Практикант: Мустаева Юлия Юрьевна
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. -Готовность к уроку. -Эмоциональ-ный настрой. -Речевая разминка | 2 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Юрьевна. Сегодня я проведу вас урок литературного чтения. Я очень рада встрече с вами. Посмотрите на свои рабочие места. У вас всё готово к уроку? Если всё готово, тогда садитесь. Ребята, давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка – наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться. Улыбнитесь друг-другу, пожелайте хорошего настроения. Ребята, сегодня нас ждет встреча с замечательным детским писателем. Чтобы быть готовым к чтению, я предлагаю вам потренироваться (1 СЛАЙД). Посмотрите на экран. Прочитайте данные строки про себя. Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону. -Это скороговорка. Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией? Теперь произнесите с восклицанием, с восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Теперь наоборот, постепенно повышая голос. Молодцы, ребятки. У вас отлично получается. | -Приветствуют. -Проверяют готовность к уроку. -Настраиваются на работу при помощи улыбок и пожеланий. -читают скороговорку разными способами. | Личностные: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 5 мин | Проверка ДЗ. -Что вы проходили на прошлом уроке? -Что было задано на дом? -Всех заслушать я не смогу, так как у нас мало времени, поэтому спрошу только у двух учеников. -Посмотрите внимательно на доску(2 СЛАЙД). Что вы видите? Соотнесите произведения и их авторов. (А.С. Пушкин – «Девочка Снегурочка» В.Ф. Одоевский – «Зимнее утро» Д. Н. Мамин-Сибиряк – «Мороз Иванович» В. И. Даль – «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» | -Мороз Иванович. -нарисовать иллюстрацию и рассказать о чем она. -названия произведений и писателей. -нет Соотносят писателей с их произведениями | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: речевая деятельность |
III. Выявление места и причины затруднения. | 5 мин | Какие это сказки? Назовите особенности литературной сказки. Что нужно сделать, чтобы подробно ответить на этот вопрос? Ребята, какие произведения и писатели вам не знакомы? | -литературные * четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев; нетрадиционные поступки главных героев; оригинальность сюжетных поворотов; свобода в использовании сказочных приемов; неповторимость авторской манеры повествования Прочитать литературную сказку. -Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» | П: структурирование знаний. К: учет разных мнений. Р: волевая регуляция в ситуации затруднения |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | 1 мин | Как вы думаете, какая же будет тема нашего урока? (3 СЛАЙД – Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» Какие цели поставите перед собой? Что будете делать на уроке? (3 СЛАЙД – 1. Читать произведение. 2. Отвечать на вопросы. 3. Определять особенности произведения. 4. Характеризовать героев. 5. Определять главный смысл. 6. Рассуждать о поведении героев.) | Формулируют тему и цель урока. | Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта. 1. Подготовка к первичному восприятию текста. -Выставка книг. -Рассказ учителя о писателе -Антиципация чтения. -Словарная работа. 2. Первичное восприятие текста. 3. Проверка первичного восприятия. | 20 мин | Ребята, что вы знаете о данном писателе? Знакомы ли с его произведениями? Посмотрите на экран, на нем дан портрет писателя. На доске его произведения. На перемене вы можете пролистать книги и если будет время взять их в библиотеке для чтения. Мамин Дмитрий Наркисович русский прозаик и драматург. Его псевдоним, то есть вымышленное имя Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась любовь к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, посмотрите на слайд. (5 СЛАЙД). Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. Дмитрий Наркисович писал и для детей. В руках я держу сборник “Алёнушкины сказки”. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. - Для кого писал Дмитрий Наркисович свои сказки? - Как вы думаете, кто такая Алёнушка? - Да, вы правы. Писатель сочинял свои сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. -Откройте учебники на странице 86. Прочитайте название. - Сделайте предположение, о чем будет говориться в произведении с таким названием? - Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что с ними может произойти? Ребята, посмотрите на слайд, давайте прочитаем слова, которые могут быть вам не знакомы. (6 СЛАЙД) Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов; Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня; Краюшка - краюха, кусок, кусочек, горбушка; Браниться – ругаться; Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями. - Теперь начнем знакомство со сказкой. Сказка большая по объёму, поэтому мы будем сегодня читать 1 часть. После чтения я задам вам вопросы, главным из которых будет узнать основную мысль первой части, поэтому отложите учебники в сторону и приготовьтесь внимательно слушать. -О чем это произведение? -Понравилось ли вам произведение? Чем? | -высказывают свое мнение. -слушают учителя Для Алёнушки. Его дочь Слушают аудиозапись -высказывают свое мнение | П.: строят речевое высказывание. П: построение логической цепи рассуждений, доказательство. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Р: познавательная инициатива. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
Физминутка 1 мин Л: установка на ЗОЖ. | ||||
4. Вторичное чтение и анализ. -Чтение по цепочке(по абзацам) -Выборочное чтение. -Опора на жизненный опыт учащихся. 5.Обобщающая беседа. 6.Концептуальная беседа. | -Назовите героев сказки, с которыми вы познакомились? Сейчас вы перечитаете сказку еще раз. Читаем по цепочке, по абзацу. -Как жили Воробей Воробеич и Ёрш Ершович? Найдите слова в тексте. -Чем хотел угостить Воробья Ёрш? -Чем хотел угостить Воробей Ерша? -Заходил ли Воробей Воробеич в воду? Удалось ли ему поплавать? -Чему удивлялся Воробей Воробеич? -Чему удивлялся Ёрш Ершович? -Кто приходит в гости к Воробью? -Почему Воробей Воробеич и Ёрш Ершович не могут ходить друг к другу в гости? -Ребята, что вы знаете о рыбах? О воробьях? (7, 8 СЛАЙД) -Как спасается от холодов В.В.? Как спасается Е.Е.? Найдите в тексте. Прочитайте. -Как чуть не погиб В.В.? -Какие неприятности были у В.В. летом? -Какие неприятности были у Е.Е. летом? -Как вы понимаете «душа в душу»? (9 СЛАЙД) -Ребята, расскажите о дружбе В.В. и Е.Е. -Какие слова говорят о том, что каждому из них была интересна жизнь другого? -Думали ли они только о себе? -найдите в тексте слова, которые подтверждают заботу друг о друге. Подтвердились ли ваши предположения о том, что произойдет с героями сказки? - Что вы заметили необычного в именах животных? - В чем смысл отрывка, который мы прочитали? Как можно озаглавить первую часть? | Ёрш и Воробей, трубочист Яша. Перечитывают. -в большой дружбе. -лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками. -Ягодами, корочкой хлебца, овсом, сахаром, живым комариком. -Зайдет по колени, а дальше страшно делается. -Как не надоест в воде сидеть, мокро, простудишься. -жарко на солнышко, задохнуться можно. -трубочист Яша. -разная среда обитания. -рассказывают. -дружно, в согласии имя, отчество. жили в большой дружбе, уважают друг друга. -Жить в дружбе, понимании и сочувствии. Если тебе интересен человек, то интересоваться его жизнью. -Душа в душу. | П.: строят речевое высказывание, поиск необходимой информации П: установление причинно-следственных связей. Л: обобщение П: построение логической цепи рассуждений, доказательство | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 3 мин | Прочитайте еще раз текст про себя(в зависимости от времени) Сейчас вы поработаете в парах. На столах карточки, вставьте пропущенное слово из списка.
Список слов: колена, ястреб, дружба, трубочист. Все закончили? Прочитайте, что у вас получилось. | -работают в парах. Вставляют пропущенные слова | Л: осознание ответственности за общее дело. П: выполнение действий по алгоритму. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 4 мин | Ребята, сейчас будет самостоятельная работа. Подпишите карточки. В тесте всего 1 правильный ответ, обведите его кружочком.
А) ястреб Б) щука В) трубочист 2. Ёрш Ершович чуть не попал в пасть А) ястребу Б) воробью В) щуке 3. Лучший друг Воробья Воробеича А) щука Б) трубочист Яша В) комарик 4. Почти одинаковые были у Ерша Ершовича и Воробья Воробеича А) еда Б) друзья В) неприятности 5. Ёрш и Воробей называли щуку и ястреба А) друзьями Б) разбойниками В) помощниками Ребята, возьмите в руки карандаши и проверьте по слайду свои ответы. (10 СЛАЙД) Критерии: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3 и более ошибок – 2 (11 СЛАЙД) | Р: оценка | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | 2 мин | Почему это сказка? Какая это сказка? Народная или литературная? Почему литературная? Какие особенности лит. сказки вы можете выделить теперь? Что вы узнали о героях сказки? Ребята, мы прочитали только отрывок сказки, как вы думаете, что может произойти дальше с героями? | -животные разговаривают -литературная -есть автор | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 3 мин | -Ребята, на слайде даны незаконченные предложения. Кто хочет их закончить – поднимаем руку и отвечаем. (12 СЛАЙД) 1. Сегодня я научился(лась) … 2. На сегодняшнего уроке я понял(а), я узнал(а)… 3. Я похвалил(а) бы себя… 4. После урока мне захотелось … 5. Сегодня мне удалось … 6. Было интересно … 7. Теперь я могу … Хорошо, спасибо, ребята, за ваши ответы. Давайте вспомним, какие цели ставили на уроке? (13 СЛАЙД) Достигли ли их? Ребята, Спасибо за урок. Урок окончен. | Заканчивают предложение. | - контроль и оценка процесса и результата деятельности (П) усвоения (П) - адекватное понимание причин успеха (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка, выразительное чтение произведения, чтение произведения по ролям.Планируемые результаты Предметные: - знать...
Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, характеристика героев сказки.Планируемые результаты Предметные: - знать главных героев сказки;- уметь ...
Конспект урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»" ("Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, изучение особенностей построения сказки.Планируемые результаты Предметные: - знать особенности построе...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...
Мамин-Сибиряк Д.Н. "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"
Рабочий лист. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...