Младший школьник как сознательный читатель
статья по чтению
Значение чтения и книгикак средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Уметь читать в широком смыслеэтого слова - значит "...извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил К. Д. Ушинский. - Читать - этоещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот вчём главное ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshiy_shkolnik_kak_soznatelnyy_chitatel.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший школьник как сознательный читатель
Сегодня перед учителями стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой.
Сформировать сознательного читателя-ребенка - совсем не простая задача, стоящая перед учителем начальной школы.
Чтобы ребенок научился читать, необходимо сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, активно влиять на определённые анализаторы (развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), речедвигательный аппарат. Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, четко, внятно, быстро.
Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого текста. Особого внимания требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл читаемого текста. Разные уровни понимания свидетельствуют о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.
Овладев инструментом чтения – его техникой – и пониманием текста, ребенок должен овладевать определенными знаниями, умениями и навыками восприятия произведений разного жанра, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, в понимании смысла и подтекста.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Именно поэтому ФГОС нового поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:
- Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; Воспитание интереса к чтению и книге;
- Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
- Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
ФГОС предлагает образцы учебной деятельности школьников, которые в полной мере должны использоваться в учебной и домашней деятельности обучающегося:
- Чтение вслух и «про себя»;
- Формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжительное чтение;
- Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное чтение, перечитывание;
- Эмоциональный отклик на прочитанное;
- Обсуждение прочитанного;
- Составление плана, схем, закладки и выписки, цитаты;
- Пересказ полный, сжатый, выборочный;
- Вопросы и ответы по прочитанному;
- Коллективная драматизация художественных произведений;
- Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»;
- Игры с исполнением, сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.), исполнителя (слушателя или зрителя);
- Работа с текстом: его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средствами выразительности);
- Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкции);
- Коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- Обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составлении памяток и алгоритмов.
Таким образом, новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям и аннотации, пользоваться оглавлением; при необходимости самостоятельно пользоваться справочниками, словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.
В статье описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...
Лекторий для родителей. Тема:"Воспитание сознательной дисциплины младших школьников"
Лекторий для родителей . Круглый стол. Родители поделились своими методами и приемами в воспитании сознательной дисциплины....
Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...
Статья "Воспитание сознательной дисциплины у младшего школьника"
Родительское собрание в 3 классе «Воспитание сознательной дисциплины».Автор статьи Давыденко Н.В.Цель: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисципл...
Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников
Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябан...
Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...
Проблема формирования сознательного читателя на уроках и во внеурочной деятельности с использованием технологии мастерских письма в начальной школе
О проблемах потери интереса к чтению младшими, о проблемах восприятия художественного текста, о скудном читательском опыте, о формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся на...