Урок литературного чтения Н. Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Н. Носова "Живая шляпа"

На уроке дети знакомятся с новым произведением Н. Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя  школа»

Конспект урока литературного чтения

во 2 классе

Н.Носов «Живая шляпа»

                                             

  Провела: Булыгина Н. Е.

2017 год

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Формировать УУД:

Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

 Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Планируемые результаты:

Предметные: продолжать  учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения,  над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор , конверты с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Вот прозвенел колокольчик-звонок,

Сейчас начинается новый урок.

Дети спешат, в классы бегут.

В школе их новые знания ждут.

Ребята,а когда уроки проходят интересно?

-Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание проблемной ситуации.

(Учитель читает стихотворение, держа в руках шляпу.)                                                      

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

(Ученики слушают стихотворение. Совещаются в парах. Высказывают своё мнение .)

- А кто из вас знает, что такое шляпа?

- А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

3.Актуализация знаний.

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа,газетного торговца. Многое умел, мног знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании киг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказываеет о таких машинах ,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.

- О каком писателе идёт речь?  (портрет писателя)( О Н.Носове)

- Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

"У этого талантливого человека вечно юная,детская,чудесная душа»

- Давайте впомним,что еще мы знаем о писателе.

- Когда и где родился писатель? (недалеко от Киева в Украине)

- Кем были его родители?( отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей)

- Какие произведения,написанные Н.Носовым , вам известны? («Затейники»,»Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.)

- По каким произведениям писателя сняты мультфильмы?

- Как вы думаете,ребята, а какие у этого писателя произведения? (смешные, весёлые,юмористические и т.п.)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя,который называется «Живая шляпа» Вы верите в то, что шляпы бывают живые?Аргументируйте свои высказывания.

- Ребята, по вашему мнению,можно ли по названию данного произведения определить,о чём же пойдет речь?

- Сегодня на уроке мы мы узнаем,бывают ли шляпы живыми,познакомившись с рассказом.

-Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока:)

-Подумать и объяснить ,почему так назван рассказ.

4.Открытие нового знания.

- Но прежде,чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

-Что такое кочерга?

-Кто объяснит значение слова комод?

-Каким словом можно заменить слово треснуть?

-А слово плюхнуть?

(Учитель заранее делит текст на смысловые части.)

-Ребята.Сейчас мы начнём читать текст по частям,с остановками.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось,упало»

- Как вы думаете,что плюхнулось на пол?

- А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Далее текст читают хорошо читающие ребята

Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

- Что же так испугало ребят?

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

- Тогда что их так напугало?

- Предположите,смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части-до слов «Сейчас я её как тресну клюшкой»

- Чей прогноз оправдался?

- А кто из мальчиков оказался посмелей :Володя или Вадик?Обоснуйте ответ.

- Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «Шляпа как подскочит кверху»

- Кто из вас был прав?

- Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

- Как вела себя шляпа? Почему?

- Какой момент самый напряженный?

- Предположите,чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ ИГРУШЕЧНОГО КОТЁНКА)

- Какие чувства испытали мальчики,когда узнали секрет шляпы?

- Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

- Верно..учись справляться со своим страхом ,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,                          

На носочках я пройдусь.                        

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.                          

И из блюдца молочко                                

Полакаю язычком.                                    

Лапкой грудку и животик                        

Я помою, словно котик.                          

А потом свернусь колечком                 

И усну у теплой печки.        

дети идут на носочках       

 

(прогибают спинку, потягиваются, выполняют движения головой вверх-вниз, поглаживают

ладошкой животик, приседают, опускают голову на колени)

6.Включение в систему знаний и повторений.

- Ребята,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

- Разбейтесь на 3 группы. Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

  • Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

7.Рефлексия.

- Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

- Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

- Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

- Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

(Высказывают свои варианты ответов.)

8.Подведение итогов урока

-- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

- Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

- Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

9. Домашнее задание

Предлагаю вам дома: прочитать текст по ролям или попробовать его пересказать.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание №1     Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

 

 

 

Задание №2         Из данных пословиц выбрать только те,которые подходят к содержанию рассказа:

  • У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
  • СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
  • ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.
  • ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

Задание №3       Прочитав авторские слова, дети должны, используя слова для справок, определить, какое чувство испытывали герои.

        ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

АВТОРСКИЕ СЛОВА

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:  УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа" ( второй урок), работа над содержанием рассказа, обсуждение поступков героев, составление плана....

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"

Урок литературного чтения во 2-м классе:"Т. Янсон "Шляпа волшебника"Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.Задачи:обобщить краткое знакомств...

Конструкт урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова....

Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. "Живая шляпа"

Знакомство учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»....

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Туве Янссон. "Шляпа волшебника" (обобщающий урок)».

На уроке проходит обобщение содержания сказки, идёт анализ прочитанного произведения. Индивидуальная, групповая и работа в парах создают творческую обстановку, развивают фантазию и аналитические спосо...