конспект урока литературное чтение
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок-игра «Счастливый случай»
по литературному чтению
по рассказу В.Ю.Драгунского
«Главные реки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_ur_chteniya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
(Коми национальная гимназия)
(МОУ КНГ)
г.Сыктывкара
Республики Коми
Урок-игра «Счастливый случай»
по литературному чтению
по рассказу В.Ю.Драгунского
«Главные реки».
Автор:
Ульнырова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
г.Сыктывкар
2019
Пояснительная записка.
Тема: «Главные реки» В.Ю.Драгунский
Класс: 4
Количество часов для проведения урока: 1
Цель: расширить знания о творчестве В.Ю.Драгунского, продолжить работу по произведению «Главные реки»; развивать у детей чувство юмора; развитие навыков быстрого, правильного и осознанного чтения ;помочь понять смысл произведения, анализировать поступки героев; работать над развитием речи ;вызывать интерес к чтению.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учащихся о В.Ю.Драгунском и его литературной деятельности ;
- раскрыть нравственный смысл произведения;
- совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения;
- учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
- учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
- закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
развивающие:
- развивать у обучающихся читательский интерес;
- развивать у обучающихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
- развивать навыки общения и умения работать в команде
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности;
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
- воспитывать уважение к своей родине.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к печатному слову;
- осознание практической важности чтения художественной литературы и, в частности, сказок;
- осознание важности уметь действовать слаженно в команде, для достижения цели;
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель игры;
- умение контролировать и оценивать свои действия и эмоции;
- умение высказывать свою точку зрения, правильно излагать свои мысли (говорить);
Предметные:
- знать содержание произведений детской художественной литературы;
- уметь применять свои знания на практике.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Формы организации работы учащихся: групповая
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.
Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий. Использование активных методов обучения совершенствует мыслительную деятельность учащихся, ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся
Оборудование: Учебник «Литературное чтение», 4 класс. Составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.- М.: Просвещение, УМК «Школа России». Выставка книг с произведениями В. Драгунского, бочонок с заданиями,
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на игровое занятие «Счастливый случай». Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание, взаимное уважение будут царить на нашем уроке.
II.Актуализация знаний.
В суровые просторы,
Спеша издалека,
Течёт, течёт Печора-
Могучая река.
Несёт седые воды,
В пути поит стада,
Качает пароходы,
Рыбацкие суда.
С уральского предгорья
Её речная гладь
Спешит в студёном море
Волною погулять. (П.Образцов)
- О чём пишет в своём стихотворении известный коми писатель П.Образцов.( О реке Печоре)
- Что вы знаете о реке Печоре? (Это самая большая река Репсублики Коми)
- Какие чувства выражает поэт в стихотворении?(гордость, восхищение)
- Чем восхищается поэт?
- Кто прочитает стихотворение, выразительно, с восхищением?
- Какое произведение вы читали дома, в котором упоминалась река.
Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Ю. Драгунского «Главные реки». Домашним заданием вам было прочитать рассказ. И ваша задача - показать, насколько хорошо вы поняли смысл прочитанного произведения, сделать для себя выводы.
- Понравился ли вам рассказ?
- Назовите главных героев рассказа:
- Какое у вас настроение после прочтения рассказа и почему?
Главными действующими лицами на уроке будут три команды . Прошу посовещаться и выбрать командира команды. У каждой команды есть
коробочка, в которую вы будете складывать жетончики за каждый ваш правильный ответ, дополнительно выдаётся жетон за соблюдение правил игры. В конце игры командиры команд подведут итоги.
Гейм 1 «Разминка»
Каждой команде по очереди задаётся вопрос. За правильный ответ выдаётся жетон.
1.Как звали главного героя рассказа? (Денис Кораблёв)
2.Как звали верного друга Дениса?(Мишка Слонов)
3.Как звали учителя ? (Раиса Ивановна)
4. Какой урок проводила Раиса Ивановна? (урок чтения)
5. Стихотворение какого поэта нужно было выучить к уроку? (стихотворение Некрасова)
6.Чьё стихотворение прочитал Денис на уроке? (стихотворение Пушкина)
7. Что решили выучить для расширения кругозора учащиеся класса? (главные реки Америки)
8.Кто подсказал Дениске название самой большой реки Америки? (Петька Горбушкин?)
9. Какая самая большая река Америки? (Миссисипи)
Гейм 2 «Заморочки из бочки»
Командиры команд достают из бочонка по три вопроса, обсуждают с командой, три представителя команды выходят к доске. Командир читает вопрос, игроки дают ответ и подтверждают ответ отрывком из текста.
№1
В каком классе учились мальчики?
Какой закон усвоил Дениска до глубокой старости?
В какую историю вляпался Дениска?
№2
Почему не удалось выучить уроки?
Чему научился Дениска у пожарных?
Почему удалось прийти за секунду до начала урока?
№3
От чего сразу же испортилось настроение Дениски?
Почему Дениска бодро завёл стихотворение Пушкина?
Кто пытался помочь Дениске в трудной ситуации?
Гейм 3 «Тёмная лошадка» (Для каждой команды своё задание).
1. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
печоравычегдасысоламиссисипимезеньвашкащугор
- раздели на слова, найдите лишнее слово.
2. Подобрать синонимы
Прыть – быстрота, подвижность
Позор- бесчестье, стыд и срамота–позорище
Ловко- проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить- поставить, ударить
3. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – но не с…….– литературным героем. А с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а …… так и остался мальчишкой.
Гейм 4 «Отвечаю я один»
К доске выходят по одному представителю из команд. Если представитель не ответил, то отвечает игрок этой же команды, но получает не 3 балла, а два балла.
1.От чьего имени ведётся повествование в рассказе?
2. К каким уловкам прибегает Дениска, чтобы исправить положение?
3.Помогают ли герою подсказки друга?
4. Как авто относиться к поступкам героев?
5. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?
6. Что вы прочитали?
Гейм 5 «Отвечаю я один»
Каждой команде выдаются пословицы. Команды обсуждают и выбирают подходящую к тексту пословицу. Какая пословица из перечисленных подходит к рассказу? Командиры зачитывают выбранные пословицы, доказывают выбор одной пословицы.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Делу время, потехе – час.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Велик звон, да не красен.
Запел соловьём, да кончил петухом.
Хотелось как лучше, а получилось как всегда.
III. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша игра. Кому-то сегодня повезло больше, кому-то меньше.
(Подсчитывается количество баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...