ПРАЗДНИК «Прощание с АЗБУКОЙ»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки. 
Задачи: 
1. Повторить изученные звуки и буквы; 
2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся; 
3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений. 
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам. 
5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я”. 
6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми; 
7. Прививать бережное отношение к книгам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _prazdnik_proshchanie_s_azbukoy.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК  «Прощание с АЗБУКОЙ»

Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки. 
Задачи: 
1. Повторить изученные звуки и буквы; 
2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся; 
3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений. 
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам. 
5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я”. 
6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми; 
7. Прививать бережное отношение к книгам.

ХОД   УРОКА

  1. В день осенний, в день чудесный 
    В класс несмело мы вошли. 
    «Азбуку» – учебник первый - 
    На столах своих нашли.

            Садясь за парту осторожно, 
           Чтоб школьной формы не измять, 
            Мы «Азбуки» свои раскрыли, 
           По ним учились мы читать.

  1. Я с этой книгой в первый раз 
    Пришел в свой первый светлый класс. 
    Я эту книгу полюбил, 
    Я в ней все буквы изучил. 
    И как мне радостно сказать: 
    « Умею я теперь читать!»

  1. Вдоль картинок мы шагали, 
    По ступенькам-строчкам шли. 
    Ах, как много мы узнали! 
    Ах, как много мы прочли!

  1. Был наш путь не очень долгим,

            Незаметно дни бегут.

            И уже на книжной полке

            Нас другие книги ждут.

  1. Среди ярких толстых книжек

            Неприметна и скромна,

            Но зато читать - в полгода!-

            Научила нас она.

  1. Азбука учит читать.

            Её никак нельзя не знать.

            Её изучишь хорошо,

            И сможешь ты тогда

            Любую книгу прочитать без всякого труда.

  1. А в книгах есть про всё, про всё:

            Про реки и моря,

            И что у неба нет конца,

            И круглая Земля,

            Про космонавтов,

            Что выше всех летали много раз,

            Про дождь, и молнии, и гром,

            Про свет, тепло и газ.

  1. Прочтёшь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроет путь от А до Я.

У.  -  В книгах мы находим ответ на любой вопрос. Все дети знают мудрые пословицы о том. Соберите их  из рассыпанных слов. Объясните смысл.

 (по рядам – работа в группе)

 (С книгой жить – век  не  тужить.  Ум без книги -  что птица без крыльев. Ученье – свет,  неученье – тьма.)

Кикимора – Ой-ой-ой! Подумаешь. Какие грамотные. Вот я, Кикимора Неграмотная, 2 тыс. лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!

У.  – В самом деле прекрасно?  (да.)     Это от того, что ты живёшь в болоте.   В болоте жизнь простая, некультурная: плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.

Кикимора – Зачем мне какие-то буквы? Записки, что ли, Водяному писать? Даже если я вдруг перекупаюсь в болоте и охрипну, голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать всё, что мне надо!

Ням-ням – есть хочу (показ),   буль-буль – пить,  хрр-хрр – спать хочу.

У. – Показать можно, если ты и Водяной рядом. А как ты пошлёшь срочное сообщение в соседний лес своему другу Лешему?

Кикимора  – А я картинку нарисую! (показывает: две куриные ноги, петушиная голова, перечёркнутая крест-накрест; горка, стрелкой указан путь с горы – вниз)

У. – Ну и что это значит?

Кикимора – Не поняли? А ещё грамотные!

 (Дети высказывают свои версии.)

- Это значит: приходи ко мне в гости есть куриные окорочка. А вот холодца из петушиных голов на этот раз не будет. Зато после обеда покатаемся с горки.

У.  – А вот давай пошлём твоё письмо волшебной почтой Лешему и посмотрим, что он ответит!

- Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в давние времена, когда люди ещё не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки. Картинки – это ведь не буквы.

- Ну вот и ответ Лешего.

 « Чем я, Кикимора, тебя обидел? Чем заслужил такое твоё письмо: «Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости- спущу с горки!»

- Не показывайся мне на глаза после такого письма. Твой бывший друг Леший»

Кикимора (плачет)  - Ах, несчастная я! Ах, неграмотная я! Хотела обрадовать друга, а получилось наоборот - обидела!

У.  – Так часто бывало на пути развития человечества, пока не был изобретён алфавит.

 – Запомни, Кикимора, грамоте учиться – всегда пригодиться.

Кикимора  – Можно я останусь с вами и поучусь.

У. – Ребята, давайте разрешим Кикиморе остаться. Садись, Кикимора, слушай.

- Кто придумал буквы  для передачи звуков?  (Кирилл и Мефодий)

- Славянскую азбуку создали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Проживали в греческом городе СОЛУНИ.  Равноапостольные  значит равные апостолам, ученикам самого   Господа,   Иисуса Христа. Было это очень давно в 863 году. Новый алфавит назывался КИРИЛЛИЦА.           С  тех пор буквы изменились, но основа осталась.

В знак благодарности Кириллу и Мефодию установлены памятники в разных городах. В Саратове такой памятник был открыт в мае 2009г.

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры..

- Как образовалось название нашей первой учебной книги? (первая буква – аз, вторая – буки, получается – азбука)  

- Кто написал и напечатал первый русский букварь?

- Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником.  Посмотрим на первые буквари. Дощечка с азбукой (буквы в определённом порядке) – 14 век. Первый букварь 1574 г.. второе  издание букваря – 1578г. Рукописная азбука.  17 век.

- В Москве  Ивану Фёдорову поставлен памятник.

- Сейчас наш алфавит выглядит так.

1.  Ты эти буквы заучи.

      Их три десятка с лишком.

     А для тебя они – ключи

     Ко всем хорошим книжкам.

2.   33 родных сестрицы,
     Писаных красавицы,
     На одной живут странице,
      А повсюду славятся!


3.   К вам они сейчас спешат,
     Славные сестрицы.
     Очень просят всех ребят
     С ними подружиться!

-  А Б В Г Д Е Ж    прикатили на еже.
-  З И К Л М Н О   дружно вылезли в окно.
-  П Р С Т У Ф Х    оседлали петуха.
-  Ц Ч Ш Щ Э Ю Я    все теперь мои друзья!
-  Ё Й Ъ Ь Ы    5 сестрёнок опоздали –
   Заигрались в прятки,
-  А теперь все буквы встали
   В азбучном порядке.

4.  Познакомьтесь с ними, дети,
    Вот они стоят рядком.
    Очень плохо жить на свете
    Тем, кто с ними не знаком!
                                                 

     Песня «Чему учат в школе»                               (Б. Заходер «Песенка-азбука»)

  1.     Мы в нарядах нынче новых
       и у всех счастливый вид.
       Ведь сегодня мы досрочно,
       Изучили алфавит.
  2.      Разбудите меня ночью, 
        В самой серединочке. 
        Расскажу вам алфавит 
        без одной запиночки.

  1.       Воздух свободно идет через рот, 
         Нет препятствий разных. 
         Голос участвует, голос зовет - 
        Звук получается
    гласный.

  1.      Гласные тянутся в песенке звонкой,
        Могут заплакать и закричать.
        Могут в кроватке баюкать ребенка,
        Но не желают свистеть и ворчать.

  1.       А согласные согласны 
         шелестеть, шептать, скрипеть, 
         Даже фыркать и шипеть, 
         Но не хочется им петь.

  1.     Сели на странички
       тридцать три сестрички. 
       Сели рядом - не молчат, 
       Нам загадки говорят.

Игра в слова

  1. Неизвестно, как случилось, 
    Только буква заблудилась - 
    Заскочила в чей-то дом 
    и хозяйничает в нем. 
    И едва туда вошла буква-озорница, 
    Очень странные дела начали твориться.


- Дети, исправьте ошибки в словах  ( на экран )

• Ехал дядя без жилета,

 Заплатил он штраф за это. 
• На остров налетел ураган,

  Остался на пальме последний баран. 
• У вратаря большой улов,

  Влетело в сетку пять волов. 
• На виду у детворы

   крысу красят маляры (крышу) 
• Посмотрите-ка, ребятки,

    раки выросли на грядке (маки) 
• Тает снег. Течет ручей.

  На ветвях полно врачей (грачей) 
• Старый дедушка Пахом

  на козе скакал верхом (коне) 
• Жучка
будку не доела:

   не охото, надоело (булку) 
• Сели
в ложку и - айда! –

   по реке туда-сюда (лодку) 
• На болоте нет дорог.

  Я по кошкам скок да скок  (кочкам)

  • Мы собирали васильки,

 на голове у нас щенки  (венки)

  • Говорят один рыбак,

 в речке выловил башмак,

Но зато ему потом

на крючок попался дом  (сом)

Игра «Как живёшь»

 «Ребусы»  -  по рядам  (подарок, фейерверк, сосулька)

Частушки

Игра  «Подскажи словечко в рифму»

1.   Лежебока рыжий кот 
    Отлежал себе …(живот)

2.   Михаил залез на дуб
     чтобы врач не вырвал… (зуб)

3.   В реке большая драка 
     Поссорились два…(рака)

1.   Вяжет мама длинный шарф,
     Потому что сын… (жираф)

2.    И бежит Айболит к бегемотикам
      И хлопает их по … (животикам)

3.         Игра со словом

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые  … ( слова)

ШКОЛЬНИК   - по рядам, работа в группе  (на экран) - (18 слов)

СТИХ 

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать!
А можно взять и прочитать.

Увлекательнее  чтенья 
Ничего на свете нет!

Голос .    Как это нет?!  Обман!

Уч.  Ой, кто это? Кто это сказал?

Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!

Уч.  Карлсон... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам. Ты из какого класса, мальчик?

Карлсон. Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?

Уч.  Что значит "ерундой"?  Да ты у ребят спроси, сколько они узнали – читать, писать научились!

Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!

Уч.   А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе предложим название сказки, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.   (НА  ЛИСТОЧКАХ)

Карлсон. Это для меня пустяки! Дело житейское!

-  «Снежная принцесса»                                   / - «Снежная королева»

Карлсон. - «Принцесса мороженого».

 

- «Илья Царевич и Серый волк».                           –  «Иван–царевич и Серый волк»

Карлсон. - «Царь Карлсон и жареный волк».

- «Стойкий железный солдатик».                     - «Стойкий оловянный солдатик»

Карлсон. -  «Храбрый железный солдатик».

-  «Гадкий цыпленок».                                    – «Гадкий утёнок»

Карлсон.  -  «Красивый  утенок».

-  «Сказка о бабке и рыбке».                            – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Карлсон.  - «Сказка о жареной рыбке».

-  «Луковый мальчик».                                              – «Чиполлино»

Карлсон.  -  «Мальчик, запеченный в луке».

Карлсон.  - Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!


«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»

«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»

Ученик   - Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать научился.

После игры уходит Карлсон

Карлсон.  - Я обязательно научусь!             (после игры) Теперь я понял, как важно уметь читать. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята! Спасибо вам за урок.

ИГРА  «Из какой сказки предмет»

Горошина – «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен

Игла – «Кощей Бессмертный» рус.нар. сказка

Луковица  - «Чипполино»  Дж. Родари

Веретено  - «Спящая красавица» Ш. Перро

 красная шапочка – «Красная Шапочка» Шарль Перро

 золотой ключик – «Приключения Буратино» А. Толстой

 мочалка, мыло  – «Мойдодыр» К.Чуковский

хрустальная туфелька   - «Золушка»  Ш. Перро

золотое яичко  «Курочка ряба» - рус. народная сказка

 золотая рыбка  «Сказка о рыбаке и рыбке « А.С. Пушкин

 зонтик «Оле Лукойе»  Г.Х. Андерсен

- Почему мы читаем сказки в детстве и перечитываем с удовольствием, интересом, став взрослыми?

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.С. Пушкин

Уч.    Все мы убедились, что азбука научила ребят многому. Давайте скажем нашему учебнику «спасибо, азбука»

- Молодцы, первоклассники!

1. Без азбуки, без азбуки

    Мне скучно было жить.

    Теперь я буквы разные

    Могу в слова сложить.

    Как здорово, что грамота

    На белом свете есть!


2.  Мы  Азбуку прочли до корки,
    Нам по чтению пятерки!
    Позади нелегкий труд,
    Слогового чтения.

И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.


3.    Мы прочтем любые книжки, 
      Разберемся в словаре. 
      Потому что всюду буквы, 
     Те же, что и в Азбуке.

4.     Под Российским небосводом
       Книгу любят и хранят.
       Пусть же крепнет с каждым годом,
       Дружба книги и ребят!

Уч.   -  Я уверена, что вы будете верными друзьями  с  книгами. Записывайтесь в библиотеки. Читайте  и  узнавайте  много  нового,  интересного, чудесного.

Закончим урок словами мудрых пословиц:   (хором)

Чтение – лучшее учение.  Книга – источник знаний.

- Предоставим слово хозяйке школьной библиотеки Марине Павловне.

КЛЯТВА ЧИТАТЕЛЕЙ –  пр «Книжкины именины»

ЧАСТУШКИ.

  1. Мы, ребята – семилетки,                                                                                                            всем частушки пропоём.                                                                                                                 Мы в своей любимой школе                                                                                          замечательно живём.

  1. Эх, топни нога,                                                                                                                                               топни правенькая.                                                                                                                      В школу я пришла учиться,                                                                                                            Хоть и маленькая.

  1. В самый лучший первый класс

Я пошла учиться,

Чтоб потом хоть президент

Смог на мне жениться.

  1. Мы, ребята – семилетки,                                                                                                      любим бегать и играть,                                                                                                                              а учиться обещаем                                                                                                                                          на «4» и на «5»

  1. Раньше мамы нам читали                                                                                                                            про зайчат и про лису.                                                                                                                             А теперь читаем сами                                                                                                                         про любовь и про Луну.

  1. Я с заглавной буквы «вова»

Не намерена писать,

Пусть сначала перестанет

Нас, девчонок, обижать.  

  1. Любим мы решать задачи,                                                                                                   кто быстрей и кто вперёд.                                                                                                           А задачи-то какие –                                                                                                                        сам профессор не поймёт.  

  1. Дружно учим мы английский,     есть успехи и прогресс.                    Вместо «да» теперь повсюду отвечаем хором «ес»!

  1. Все науки одолеем,                                                                                                                       всё у нас получится,                                                                                                                   потому что наши мамы                                                                                                                с нами тоже учатся.  

  1. Мы – певцы и музыканты, Выступать нам нравится.                      Мы – народные таланты,                             Нами край наш славится.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...