ПРАЗДНИК «Прощание с АЗБУКОЙ»
методическая разработка по чтению (1 класс)
Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
1. Повторить изученные звуки и буквы;
2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений.
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я”.
6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
7. Прививать бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prazdnik_proshchanie_s_azbukoy.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК «Прощание с АЗБУКОЙ»
Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
1. Повторить изученные звуки и буквы;
2. Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
3. Формировать у учащихся самооценку своих достижений.
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
5. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я”.
6. Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
7. Прививать бережное отношение к книгам.
ХОД УРОКА
- В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый -
На столах своих нашли.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.
- Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»
- Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
- Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
- Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать - в полгода!-
Научила нас она.
- Азбука учит читать.
Её никак нельзя не знать.
Её изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать без всякого труда.
- А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
- Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
У. - В книгах мы находим ответ на любой вопрос. Все дети знают мудрые пословицы о том. Соберите их из рассыпанных слов. Объясните смысл.
(по рядам – работа в группе)
(С книгой жить – век не тужить. Ум без книги - что птица без крыльев. Ученье – свет, неученье – тьма.)
Кикимора – Ой-ой-ой! Подумаешь. Какие грамотные. Вот я, Кикимора Неграмотная, 2 тыс. лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!
У. – В самом деле прекрасно? (да.) Это от того, что ты живёшь в болоте. В болоте жизнь простая, некультурная: плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Кикимора – Зачем мне какие-то буквы? Записки, что ли, Водяному писать? Даже если я вдруг перекупаюсь в болоте и охрипну, голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать всё, что мне надо!
Ням-ням – есть хочу (показ), буль-буль – пить, хрр-хрр – спать хочу.
У. – Показать можно, если ты и Водяной рядом. А как ты пошлёшь срочное сообщение в соседний лес своему другу Лешему?
Кикимора – А я картинку нарисую! (показывает: две куриные ноги, петушиная голова, перечёркнутая крест-накрест; горка, стрелкой указан путь с горы – вниз)
У. – Ну и что это значит?
Кикимора – Не поняли? А ещё грамотные!
(Дети высказывают свои версии.)
- Это значит: приходи ко мне в гости есть куриные окорочка. А вот холодца из петушиных голов на этот раз не будет. Зато после обеда покатаемся с горки.
У. – А вот давай пошлём твоё письмо волшебной почтой Лешему и посмотрим, что он ответит!
- Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в давние времена, когда люди ещё не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки. Картинки – это ведь не буквы.
- Ну вот и ответ Лешего.
« Чем я, Кикимора, тебя обидел? Чем заслужил такое твоё письмо: «Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости- спущу с горки!»
- Не показывайся мне на глаза после такого письма. Твой бывший друг Леший»
Кикимора (плачет) - Ах, несчастная я! Ах, неграмотная я! Хотела обрадовать друга, а получилось наоборот - обидела!
У. – Так часто бывало на пути развития человечества, пока не был изобретён алфавит.
– Запомни, Кикимора, грамоте учиться – всегда пригодиться.
Кикимора – Можно я останусь с вами и поучусь.
У. – Ребята, давайте разрешим Кикиморе остаться. Садись, Кикимора, слушай.
- Кто придумал буквы для передачи звуков? (Кирилл и Мефодий)
- Славянскую азбуку создали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Проживали в греческом городе СОЛУНИ. Равноапостольные значит равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа. Было это очень давно в 863 году. Новый алфавит назывался КИРИЛЛИЦА. С тех пор буквы изменились, но основа осталась.
В знак благодарности Кириллу и Мефодию установлены памятники в разных городах. В Саратове такой памятник был открыт в мае 2009г.
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры..
- Как образовалось название нашей первой учебной книги? (первая буква – аз, вторая – буки, получается – азбука)
- Кто написал и напечатал первый русский букварь?
- Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. Посмотрим на первые буквари. Дощечка с азбукой (буквы в определённом порядке) – 14 век. Первый букварь 1574 г.. второе издание букваря – 1578г. Рукописная азбука. 17 век.
- В Москве Ивану Фёдорову поставлен памятник.
- Сейчас наш алфавит выглядит так.
1. Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
2. 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
3. К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
- А Б В Г Д Е Ж прикатили на еже.
- З И К Л М Н О дружно вылезли в окно.
- П Р С Т У Ф Х оседлали петуха.
- Ц Ч Ш Щ Э Ю Я все теперь мои друзья!
- Ё Й Ъ Ь Ы 5 сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки,
- А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
4. Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Песня «Чему учат в школе» (Б. Заходер «Песенка-азбука»)
- Мы в нарядах нынче новых
и у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит. - Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
без одной запиночки.
- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный.
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Сели на странички
тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
Игра в слова
- Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
и хозяйничает в нем.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Дети, исправьте ошибки в словах ( на экран )
• Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
• На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
• У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
• На виду у детворы
крысу красят маляры (крышу)
• Посмотрите-ка, ребятки,
раки выросли на грядке (маки)
• Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)
• Старый дедушка Пахом
на козе скакал верхом (коне)
• Жучка будку не доела:
не охото, надоело (булку)
• Сели в ложку и - айда! –
по реке туда-сюда (лодку)
• На болоте нет дорог.
Я по кошкам скок да скок (кочкам)
- Мы собирали васильки,
на голове у нас щенки (венки)
- Говорят один рыбак,
в речке выловил башмак,
Но зато ему потом
на крючок попался дом (сом)
Игра «Как живёшь»
«Ребусы» - по рядам (подарок, фейерверк, сосулька)
Частушки
Игра «Подскажи словечко в рифму»
1. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)
2. Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб)
3. В реке большая драка
Поссорились два…(рака)
1. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф)
2. И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам)
3. Игра со словом
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые … ( слова)
ШКОЛЬНИК - по рядам, работа в группе (на экран) - (18 слов)
СТИХ
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать!
А можно взять и прочитать.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос . Как это нет?! Обман!
Уч. Ой, кто это? Кто это сказал?
Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!
Уч. Карлсон... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам. Ты из какого класса, мальчик?
Карлсон. Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Уч. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько они узнали – читать, писать научились!
Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!
Уч. А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе предложим название сказки, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь. (НА ЛИСТОЧКАХ)
Карлсон. Это для меня пустяки! Дело житейское!
- «Снежная принцесса» / - «Снежная королева»
Карлсон. - «Принцесса мороженого».
- «Илья Царевич и Серый волк». – «Иван–царевич и Серый волк»
Карлсон. - «Царь Карлсон и жареный волк».
- «Стойкий железный солдатик». - «Стойкий оловянный солдатик»
Карлсон. - «Храбрый железный солдатик».
- «Гадкий цыпленок». – «Гадкий утёнок»
Карлсон. - «Красивый утенок».
- «Сказка о бабке и рыбке». – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Карлсон. - «Сказка о жареной рыбке».
- «Луковый мальчик». – «Чиполлино»
Карлсон. - «Мальчик, запеченный в луке».
Карлсон. - Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
Ученик - Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
После игры уходит Карлсон
Карлсон. - Я обязательно научусь! (после игры) Теперь я понял, как важно уметь читать. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята! Спасибо вам за урок.
ИГРА «Из какой сказки предмет»
Горошина – «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен
Игла – «Кощей Бессмертный» рус.нар. сказка
Луковица - «Чипполино» Дж. Родари
Веретено - «Спящая красавица» Ш. Перро
красная шапочка – «Красная Шапочка» Шарль Перро
золотой ключик – «Приключения Буратино» А. Толстой
мочалка, мыло – «Мойдодыр» К.Чуковский
хрустальная туфелька - «Золушка» Ш. Перро
золотое яичко «Курочка ряба» - рус. народная сказка
золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке « А.С. Пушкин
зонтик «Оле Лукойе» Г.Х. Андерсен
- Почему мы читаем сказки в детстве и перечитываем с удовольствием, интересом, став взрослыми?
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.С. Пушкин
Уч. – Все мы убедились, что азбука научила ребят многому. Давайте скажем нашему учебнику «спасибо, азбука»
- Молодцы, первоклассники!
1. Без азбуки, без азбуки
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
2. Мы Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
3. Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
4. Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят!
Уч. - Я уверена, что вы будете верными друзьями с книгами. Записывайтесь в библиотеки. Читайте и узнавайте много нового, интересного, чудесного.
Закончим урок словами мудрых пословиц: (хором)
Чтение – лучшее учение. Книга – источник знаний.
- Предоставим слово хозяйке школьной библиотеки Марине Павловне.
КЛЯТВА ЧИТАТЕЛЕЙ – пр «Книжкины именины»
ЧАСТУШКИ.
- Мы, ребята – семилетки, всем частушки пропоём. Мы в своей любимой школе замечательно живём.
- Эх, топни нога, топни правенькая. В школу я пришла учиться, Хоть и маленькая.
- В самый лучший первый класс
Я пошла учиться,
Чтоб потом хоть президент
Смог на мне жениться.
- Мы, ребята – семилетки, любим бегать и играть, а учиться обещаем на «4» и на «5»
- Раньше мамы нам читали про зайчат и про лису. А теперь читаем сами про любовь и про Луну.
- Я с заглавной буквы «вова»
Не намерена писать,
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать.
- Любим мы решать задачи, кто быстрей и кто вперёд. А задачи-то какие – сам профессор не поймёт.
- Дружно учим мы английский, есть успехи и прогресс. Вместо «да» теперь повсюду отвечаем хором «ес»!
- Все науки одолеем, всё у нас получится, потому что наши мамы с нами тоже учатся.
- Мы – певцы и музыканты, Выступать нам нравится. Мы – народные таланты, Нами край наш славится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Школьные праздники. Праздник "Прощание с Азбукой"
Праздник для первоклассников...
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...