«Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Формировать гуманное отношение к животным через произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».Продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; учить делить текст на части, анализировать содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 24.55 КБ |
dedushka_mazay_i_zaytsy.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение произведения» (12.12.2018)
ФИО (полностью) | Николаева Любовь Анатольевна | |
Место работы | МОУ Катуаровская СОШ | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Литературоное чтение | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение произведения, урок 4 | |
Предметная программа и её автор | УМК Школа России, Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина | |
Цель (и) урока | формировать гуманное отношение к животным через произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | |
Планируемые результаты | Предметные: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; учить делить текст на части, анализировать содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Метапредметные: Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; - составлять план и последовательность действий; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - слушать собеседника; Познавательные: Находить необходимую информацию в читаемых текстах, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;- смысловое чтение; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - анализ;- синтез; - построение рассуждения;- обобщение. Личностные: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, | |
Тип урока | Комбинированный | |
Необходимое оборудование | Учебник: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018.,тетрадь по литературному чтению, карточки с текстом | |
Структура и ход урока |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | I. Адаптационный этап | 1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке 2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границ | Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок. Проверяет домашнее задание. Вам было задано выписать из стихотворения «Дед Мазай и зайцы» непонятные слова и написать их лексическое значение. | Проверяют готовность к уроку. Зачитывают выписанные слова с объяснением лексического значения. Гинут – погибают; багор – шест с металлическим крюком и острием; аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 см; сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам; зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна; гурьба – большая сплоченная группа людей; половодье – разлив реки, подъем воды за счет таяния снега; лопочут – говорят много, бессвязно; гуторить - оживленно разговаривать, болтать; горемыка - несчастный, неудачник; преследуемый всевозможными бедами человек; купчиха - жена купца, а также женщина из купеческого сословия или рода, богатая, состоятельная, толстая; потеха – веселье, развлеченье; озимь - озимый посев, всходы озимого посева, то, что было посеяно осенью, всходы весной. | 5 – 7 мин. |
2 | II. Основной этап | 1. Формирование знаний, опыта, ценностного отношения, действия 2. Разрешение интеллектуального затруднения | В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения. В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. А. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы». Вы дома уже познакомились с этим произведением. Оно дано в сокращении. Но я хочу, чтобы вы послушали его в исполнении артиста в полном объеме, какую интонацию и темп выдерживает артист. Включает запись. Проводит беседу по произведению. Работа с текстом. - С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем переживает? - С какой интонацией прочитаем этот отрывок? - Почему Мазай отправился за дровами на лодке? - Найдите слова, из которых ясно, что деду жалко зайцев. - Какую находку жалко было бросать деду? - С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»? - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства? - Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? -Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? - Какая картинка будет заключительной к нашему произведению? Зачитайте строки. - Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать? - Что отличает Мазая от односельчан? - Что Вы можете сказать о характере Мазая? - Есть ли здесь эпизоды, написанные с юмором. | Слушают учителя. Слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы. Зачитывают в тексте. Переживает о том, что дичь ловят силками, сетями, просто давят, топят, бьют. - Осуждение, упрек, возмущение поступками мужиков. В половодье много бревен. Дед их собирает. Он их называет ласково. Добрый, заботливый, трудолюбивый, жалостливый, любит природу. Описание зайцев. | 25 мин. |
3 | III. Творческий этап (рефлексия, подведение итогов) | 1. Первичное закрепление знаний, действий, опыта 2. Повышение знаний на основе применения разноуровневых заданий | Теперь прочитайте это стихотворение своему соседу. А теперь почитаем это стихотворение вместе. Итак, чему же учит нас это произведение? Домашнее задание на выбор: 1) кто захочет, может выучить понравившийся отрывок наизусть; 2) разделить на части это произведение, чтобы можно было рассказать его своими словами. | Читают друг другу. Чтение стихотворения несколькими учащимися. Любви к братьям нашим меньшим, к природе, к родине. | 10 – 13 мин. |
Предварительный просмотр:
Дедушка Мазай и Зайцы.
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной... Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — «А леший?» — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью... ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит...»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка, — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?»
— «Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!»
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал...
Старый Мазай разболтался в сарае:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!»
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь... Ууу-х!..
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайся зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...
Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)
Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...
Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Конспект комбинированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе +поэтапная работа над рисунком...
Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы на тему "Н.Некрасов. дедушка Мазай и зайцы"
Тема: «Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"Цель: -учить воспринимать содержание поэтического произведения.Образовательные задачи:-Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и...
Конспект урока по литературному чтению Н. Некрасов " Дедушка Мазай и зайцы" 3 класс
Конспект урока по литературному чтению 3 класс...
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" ФГОС...