Конспект урока "Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кашпирова Ольга Сергеевна

Тема: Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.

Цель урока: 

Ознакомить учащихся с новой буквой .

Задачи:1. Познакомить со звуками [с], [с], буквами С, с..

           2. Учить определять место звука в слове, обозначать его буквой.

           3. Учить читать слоги и слова с этой буквой.

           4. Совершенствовать умения готовить текст для чтения.

           5. Формировать учебные навыки: умение слушать, точно отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля.

           6. Воспитывать интерес к чтению.

           7. Развивать речь, фонематический слух, внимание, мышление.

           8. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Азбука 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. Не электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/( В,Г, Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина) – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

Используемая методическая литература: 

1. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001

Используемое оборудование: 

Учебник, показательные картинки, плакат с буквой, тетради для печатания, электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote._bukva_s.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.

Цель урока: 

Ознакомить учащихся с новой буквой .

Задачи:1. Познакомить со звуками [с], [с], буквами С, с..

           2. Учить определять место звука в слове, обозначать его буквой.

           3. Учить читать слоги и слова с этой буквой.

           4. Совершенствовать умения готовить текст для чтения.

           5. Формировать учебные навыки: умение слушать, точно отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля.

           6. Воспитывать интерес к чтению.

           7. Развивать речь, фонематический слух, внимание, мышление.

           8. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Азбука 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. Не электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/( В,Г, Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина) – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

Используемая методическая литература: 

1. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001

Используемое оборудование: 

Учебник, показательные картинки, плакат с буквой, тетради для печатания, электронные образовательные ресурсы.

Ход урока.

I.Организация класса.

- Проверьте всё ли подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

II. Работа над пройденным материалом.

Цель: В начале урока мы повторим изученные буквы, будем читать слова и предложения, выполнять звуко – буквенный разбор слов.

1. Игра «Помоги Незнайке».

(На доске картинка с Незнайкой.)

- Ребята, Незнайка к нам спешил на урок и нёс с собой буквы, которые мы уже изучили. Дома Незнайка разложил буквы на две группы: согласные и гласные. Но по дороге он все буквы уронил и они  перепутались. Давайте поможем выложить буквы так, чтобы гласные были сверху, согласные – снизу. К доске пойдет работать Лиза, остальные из кассы выкладывают буквы у себя на парте.

- Лиза, назови гласные буквы.

- А, о, у, ы, и.

- Лиза, назови согласные буквы.

- Н.

- Лиза, почему буквы ты разложила так? Почему буква Н лежит внизу?

- Ребята, правильно разложила Лиза буквы?

- Да.

- У кого не так как у Лизы, поднимите руку?

- Молодцы,  задание выполнили  правильно.

2. Чтение слогов – слияний с карточки.

(Слоговая таблица находится в электронном приложении к учебнику. Учащиеся читают по цепочке)

на  но  ну  ны  ни

ан  он   ун  ын  ин

- А кто может прочитать мне все слоги с доски? Кто тренировался дома?

- Молодцы, всё правильно.

4. Чтение текста из учебника с.42.

- Ребята, в книге на стр.42  записаны предложения давайте мы их прочитаем. Но прежде чем прочитать, подготовим их для чтения. Найдите гласные, обозначьте слияния, поставьте ударение.

-Первое предложение читай Саша ( - На, Нина,           .)

- Второе предложение читай Стас. ( У Ани .)

- Третье предложение читай Руслан. (У Нины          .)

- Четвёртое предложение читай Сабина. ( У Инны   http://akchire.ru/wp-content/uploads/2013/01/Kak-risovat-dubovyj-list-4.png.)

5. Опережающий полный звуковой разбор слова.

- Отгадайте загадку.

Вижу горку -

на подпорках.

Хвост и хобот

с двух сторон.

В зоопарке эта горка

распугала всех ворон.

- О какой звере говорится в загадке?

- О слоне .

- Скажите полным ответом.

- В загадке говорится о слоне .

- По каким признакам догадались, что это слон?

- Потому что есть хобот.

(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением слона.)

- Откройте тетрадь для печатания, сделаем полный звуковой разбор слова «слон». К доске с комментированием пойдёт выполнять разбор Андрей.

(Ученик произносит слово медленно по частям, показывая в воздухе части слова, обозначает части слова на доске.)

-С-ло-н.

- Обозначу звуки по порядку. Отдельный звук [с], в слиянии ло -  два звука,  н – отдельный звук.

- Обозначу гласные звуки. В слиянии ло – гласный звук [о], Они гласные, так как не встречают преграду.

- Найду согласные звуки, [с], [л], [н], – согласные, так как при произношении встречают преграду.

- Найду и обозначу твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. [с] – согласный, твёрдый, глухой, [л] – согласный, твёрдый, звонкий, [н] – согласный, твёрдый, звонкий.

- Поставлю ударение, позову слово к себе – слон.

- Разделю слово на слоги. В слове один гласный звук , значит один слог

- Ребята, проверьте, у кого не так? Андрей сделал все правильно.

Итог: Прочитали слова и предложения правильно,  верно выполнили разбор слова, но не все  ещё научились отвечать полным ответом.

III. Изучение нового материала.

Цель: Сегодня мы познакомимся с ещё одной буквой, научимся читать слова и предложения с этой буквой.

1.Выделение нового звука.

- Рассмотрите картинку, что на ней изображено?

- Стул.

- Полным ответом.

- На картинке нарисован стул.

- Сделаем неполный звуковой разбор слова стул. Произносим хором слово по частям.

- С – ту –л.

- Обозначьте части слова в тетради. (Учитель выполняет разбор у доски.)

- Поставьте карандашик на первый  звук. Произнесите его.

- [ с]

- Дайте характеристику этому звуку.

- [с] – согласный, твёрдый, глухой.

- Посмотрите на другую картинку, что на ней изображено?

- Лось.

- Обозначьте части слова в тетради. (Учитель выполняет разбор у доски.)

- Поставьте карандашик на последний звук. Произнесите его.

- [ с]

- Дайте характеристику этому звуку.

- [с] – согласный, мягкий, глухой.

- Произнесите по очереди два новых звука.

- [с],[с*].

- Теперь немного поиграем.

2. Игра « Узнай звук»

( Учитель использует ЭОР из ЕК ЦОР «Моя любимая азбука», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf )

- Ребята назовите насекомых и животных.  Какой звук стоит в начале слова?

3. Знакомство с буквами С с.

- Ребята, звуки [с] и [с] обозначаются буквой эс .(Учитель показывает плакат с изображением буквы.)

- Почему на плакате две буквы?

- Потому, что одна заглавная, а одна – строчная.

- Зачем нам нужна заглавная буква?

- Чтобы писать имена.

- Для чего ещё нужна заглавная буква?

- Чтобы писать предложение.

- Только не всё предложение, а начало предложения мы пишем с большой буквы.

- На что похожа буква С?

- На месяц, на полуовал..

- Найдите букву С на алфавите. Покажите мне букву. Запомните букву.

Итог: Мы изучили новую букву. Встаньте немного отдохнём.

IV. Физ. минутка.

Мы топаем ногами топ, топ, топ,

Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп,

Качали головой,

Мы руки поднимали, Мы руки опускали,

Мы руки разведём и побежим бегом.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

- Откройте учебник по закладке. Переверните страницу. Посмотрите на букву. Как называется эта буква?

- С

- Почему изображено две буквы?

- Одна заглавная, одна – строчная.

- Будем читать слоги с буквой С. Как произносятся согласные перед гласными а, о, у, ы?

- Твёрдо.

- Как произносятся согласные перед гласной и?

- Мягко.

1. Самостоятельное чтение слогов – слияний.

- Поставьте карандаш под первый слог, прочитайте. Прочитайте сами остальные слоги.

2. Чтение слогов вслух .

- Си, са, сы, со, су. (Читают несколько раз по цепочке,)

3. Самостоятельное чтение слов.

- Поставьте карандаш под первое слово. Прочитайте слова самостоятельно.

Первый раз читаем по единицам чтения, второй – с опорой на ударение.

4. Чтение слов по цепочке.

Осины осина сосны сосна

5. Работа с иллюстрацией учебника.

- Рассмотрите картинку. Кто изображён на картинке?

- Девочки

- Что делает девочки?

- Собирают грибы.

- Почему догадались, что девочки собирают грибы?

- Перечислите названия предметов, которые изображены на картине, в которых есть звуки [с] и [с*].

- Сорока, куст, лес, сова.

- Прочитайте предложения по картиной про себя.

- Кто может прочитать вслух? ( - Нина!  –Ау! Ау!)

- Почему эти предложения записаны под картинкой?

- Потому что девочки заблудились.

6. Работа над предложением.

( Работа с ЭОР из коллекции ЕК ЦОР «Моя любимая азбука», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква «с».  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3820-0a01-0180-01e1-153a1b5bac44/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_128%5D.swf)

- Составьте предложение  по схеме, что бы каждое слово (кроме первого) начиналось с одного и того же звука).

- Сколько слов в предложении?

- Четыре.

- Назовите первое слово.

- На.

- Назовите второе слово.

-Сирени.

- Назовите третье слово.

- Сидит.

- Назовите четвёртое слово.

- Синица.

- Так сколько слов в предложении?

- Четыре.

- на какой звук начинаются второе. Третье и четвёртое слова?

- На звук [с].

- Откройте тетради, напечатайте предложение. У доски работает Вероника.

- Это предложение. В нем четыре слова. Слова пишем раздельно. Первое слово с большой буквы. В конце ставим точку.

‌/________  _______  __  ___________ .

- Ребята, проверьте, правильно Вероника составила схему предложения?

- Поднимите руку те, у кого не так.

- Закройте тетради и отложите их на край стола.

7. Работа с текстом.

- Продолжим работу с книгой. Под столбиками слов найдите предложения. Возьмите простой карандаш. Приготовьте первое предложение для чтения.(Учащиеся делают пометы под словами, подчёркивают слияния колыбелькой.)

- Миша после чтения текста читают стихотворение внизу на этой  странице.

- Прочитайте первое предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

- Нина у осины.

- Приготовьте второе предложение для чтения. Прочитайте предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

-Инна у сосны.

- Приготовьте третье предложение для чтения. Прочитайте предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

-Ау, Нина! Ау!.

- Как зовут девочек?

- Девочек зовут Нина и Инна..

- Где стояла Нина? А Инна?

Итог: Работали хорошо. Выполнили  большой объём работы. Будьте внимательны в следующий раз. Слушайте внимательно вопросы. Отвечайте целым предложением.

VI. Итог урока.

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- С буквой С.

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Звуки [с] и [с*].

VII. Домашнее задание.

- Положите закладку в учебник. Дома прочитайте все слова и предложения на этой странице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.

Конспект по обучению грамоте....

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели: 1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’]. 2. Развивать фонематический слух учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока " Звуки [п], [п\'], буквы П,п "

Целиь урока : познакомить со звуками [п], [п\'], буквами П, п.Дать характеристику, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышл...

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"

      Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к.     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [...