Рабочая программа по литературному чтению.2 класс. УМК Школа России.
рабочая программа по чтению (2 класс)
Литературное чтение. Литературное чтение на родном русском языке.
(136 часов год – 4 часа в неделю)
(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская,
М. В. Бойкина «Литературное чтение»)
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение и литературное чтение на родном русском языке- один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Успешность изучения курса литературного чтения и литературного чтения на родном русском языке обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2g_literaturnoe_chtenie_2019-2020g.docx | 121.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. Литературное чтение на родном русском языке.
(136 часов год – 4 часа в неделю)
(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская,
М. В. Бойкина «Литературное чтение»)
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение и литературное чтение на родном русском языке- один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Успешность изучения курса литературного чтенияилитературного чтения на родном русском языке обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Основной целью курса «Литературное чтение» и «Литературное чтение на родном русском языке»является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования;
Основными задачами реализации содержания программы Литературное чтение на родном русском языке является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке» изучается интегрировано с литературным чтением.
Изучение литературного чтения,литературного чтения на родном русскомязыкев начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования;
- овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
- формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- обучение чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;
- формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
- развитиепоэтического слуха детей, накапливание эстетического опыта слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формирование потребности в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащение чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формирование эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечение достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширение кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечение развития речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работа с различными типами текстов.
- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Основной целью обучения литературному чтению, литературному чтению на родном русском языке является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углублённое, поисковое, просмотровое);
- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание;
- умение работать с книгой; знание элементов книги;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова.
Литературное чтение, Литературное чтение на родном русском языке как учебные предметы в начальной школе имеют большое значение в решении задачне только обучения, но и воспитания.Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения, литературного чтения на родном русском языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения илитературного чтения на родном русском языкеформируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
Место учебного предмета в учебном плане -Учебным планом во 2 классе на изучение литературного чтения и литературного чтения на родном русском языке определено 136 учебных часов в год, при 4 часах в неделю.
Расширение программы в разделах «Содержание учебного предмета» и «Календарно-тематическое планирование» выделено курсивом.
Система оценки достижений планируемых результатовосвоения программы описана в основной образовательной программе НОО.
Формы контроля:методический срез, текущий контроль, тематический контроль, тестирование, фронтальный, индивидуальный и устный опрос.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения. Для реализации рабочей программы на урокахлитературного чтения и литературного чтения на родном русском языке используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения и литературного чтения на родном русском языке внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества.
Для мотивации, формирования интереса к учению запланировано применение познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования (опора на жизненный опыт, создание ситуаций успеха), методов интеллектуального стимулирования (творческие задания, «мозговой штурм»). Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Поэтому на уроках, помимо традиционных словесных, наглядных и практических методов обучения, будут применяться и другие: логические (индуктивные, дедуктивные, сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза, выделения главного, конкретизации, обобщения, систематизации), проблемные, частично-поисковые, исследовательские. Технологии обучения в отличие от методики преподавания предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих школьников, исходя из этого положения, на уроках будет применяться технология адаптивного обучения. Центральное место при использовании адаптивной технологии отводится ученику, его деятельности, качествам его личности.
Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников), индивидуальная форма.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты освоения программыпо «Литературномучтению», «Литературномучтению на родном русском языке»
у учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты освоения программыпо «Литературному чтению», «Литературному чтению на родном русском языке»
Познавательные УУД:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
учащиеся получат возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
учащиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД:
учащиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с информацией.
обучающиеся научатся:
– получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
– осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
– определять возможные источники информации и способов её поиска;
– рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;
– при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
обучающиеся получат возможность научиться:
– оценивать потребность в дополнительной информации;
– получать информацию из наблюдений при общении;
– анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
– наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
– создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
– использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.
Совместная деятельность
обучающиеся научатся:
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
– осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты:
учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
учащиеся получат возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
обучающиеся научатся:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
обучающиеся получат возможность научиться:
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
обучающиеся научатся:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет).
обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
обучающиеся научатся:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта.
обучающиеся получат возможность научиться:
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета
*темы относятся к курсу «Литературное чтение на родном русском языке».
Самое великое чудо на свете.*Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество.Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»*Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», *«Гуси-лебеди»).В мире великой литературы.Малые фольклорные жанры.Старинные песни (обрядовые песни).Сравнительный анализ текста. Анализ сказки. Победа добра над злом.
Люблю природу русскую. Осень. Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Средства выразительности (сравнение). Сравнительный анализ текстов. Сравнительные характеристики.
Русские писатели.А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», *«Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».* Л. Толстой. «Старый дед и внучек».Характеры героев сказки (сравнение). Основатель Азбуки для детей.Сравнение литературной и народной сказки.Что такое басня?
О братьях наших меньших. Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», *М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». Делим текс на части и озаглавливаем. Картинный план.
Из детских журналов. Д. Хармс. «Игра», *«Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Сила скрытого юмора. Средства выразительности (сравнение, эпитет). Скрытый юмор в произведении.
Люблю природу русскую. Зима.И. Бунин. «Зимним холодом...», *К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза». Картинный план. Средства выразительности (олицетворение, сравнение).
Писатели — детям. Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским (*«Путаница», «Радость», С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», *«Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).Средства выразительности (сравнение, эпитет).
Я и мои друзья.В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», *В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».Картинный план. Сравнительный анализ текста.*«Почему?»
Люблю природу русскую. Весна.Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», Ф.Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», *И.Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю», Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел»).*С. Васильев «Белая берёза». Средства выразительности.
И в шутку и всерьез. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы».
Особенности поведения героя и описания их автором. Сравнительный анализ текста.
Литература зарубежных стран.Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков (*«Бульдог по кличке Дог», *«Перчатки», Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). *Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», Красная Шапочка»), Г. Х. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).Сравнительный анализ. Характеристика героев и их сравнение.
Повторение изученного материала.
В течение года обучающимися будут выучены 7 произведений наизусть.
- Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
- А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
- Ю.Д.Владимирова «Чудаки».
- А.Л.Барто «Дело было в январе».
- А.Л.Барто «В школу».
- Американские и английские народные песенки: «Перчатки».
Тематическое планирование
Темы | Количество часов по литературному чтению | Количество часов по литературному чтению на родном русском языке | |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 | 1 |
2 | Устное народное творчество | 13 | 2 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 6 | |
4 | Русские писатели | 11 | 2 |
5 | О братьях наших меньших | 8 | 1 |
6 | Из детских журналов | 8 | 1 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 8 | 1 |
8 | Писатели — детям | 14 | 2 |
9 | Я и мои друзья | 11 | 2 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 12 | 2 |
11 | И в шутку и всерьез | 11 | 1 |
12 | Литература зарубежных стран | 10 | 2 |
13 | Повторение изученного материала | 5* | |
ИТОГО: 136часов | 119 | 17 |
Практическая часть программы уже включена в состав основных тем:
Методический срез. Тест. - 1
Календарно-тематическое планирование
(по программе – 136 часов за год при 4 часах в неделю)
№ урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Даты уроков | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||
1 четверть - 32 часа | ||||
Самое великое чудо на свете (2 часа +1 час) | ||||
1. | Знакомство с учебником. | Ориентироваться в учебнике. Выбирать книгу по заданному параметру. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. Прогнозироватьсодержание раздела. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Отвечатьна вопросы по содержанию художественного произведения. Читатьвслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснятьназвание произведения. Определятьглавную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | 02.09.2019г. | |
2. | Любимые книги, любимые герои.В мире великой литературы. | 04.09.2019г. | ||
3. | *Книга–великое чудо. Р. Сеф«Читателю». | 05.09.2019г. | ||
Устное народное творчество ( 13 часов +2 часа) | ||||
4. | Устное народное творчество. Вн.чт: Русские народные сказки. | Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Ориентироваться в учебной книге. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Чередовать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Пересказывать текст художественного произведения. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). | 06.09.2019г. | |
5. | Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. | 09.09.2019г. | ||
6. | Русские народные песни. Старинные песни (обрядовые песни). | 11.09.2019г. | ||
7. | Потешки и прибаутки. | 12.09.2019г. | ||
8. | Загадки.Вн.чт: Сказки разных народов. «Колосок», «Легкий хлеб». | 13.09.2019г. | ||
9. | Пословицы, поговорки. | 16.09.2019г. | ||
10. | Русские народные сказки. Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт». | 18.09.2019г. | ||
11. | *Сказка «Петушок и бобовое зернышко».Виды сказок. | 19.09.2019г. | ||
12. | Сказка «У страха глаза велики». ». Вн.чт: Сказки разных народов. «Айога», «Три дочери», «Волк-ябедник». | 20.09.2019г. | ||
13. | Сказка «Лиса и тетерев».Сравнительный анализ. | 23.09.2019г. | ||
14. | Сказка «Лиса и журавль». Анализ сказки. | 25.09.2019г. | ||
15. | Нравоучительный характер русской народной сказки. «Каша из топора». Победа добра над злом. | 26.09.2019г. | ||
16. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Вн.чт: Рассказы и сказки В.И.Даля «Старик-годовик». | 27.09.2019г. | ||
17. | *Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Картинный план. | 30.09.2019г. | ||
18. | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 02.10.2019г. | ||
Люблю природу русскую. Осень - 6 часов | ||||
19. | Образ осени в стихах русских поэтов. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Средства выразительности.Наизусть. | Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Декламировать стихотворение. Владетьнавыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Обобщить знания учащихся по разделу; учит их работать в группе, проявлять свои творческие способности. Развивать речь, память, мышление. Поиск и выделение необходимой информации. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | 03.10.2019г. | |
20. | ОпроснаизустьФ.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».К. Бальмонт «Поспевает брусника». А. Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Ласточки пропали».Вн.чт: Рассказы и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка», «Лисица-лапотница». | 04.10.2019г. | ||
21. | Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И.Токмаковой. | 07.10.2019г. | ||
22. | Познавательный характер произведенийВ.Д.Берестов «Хитрые грибы». Сравнительный анализ текстов. | 09.10.2019г. | ||
23. | Поэтический образ осени в рассказах М. М. Пришвина. М.М.Пришвин «Осеннее утро». | 10.10.2019г. | ||
24. | Обобщающий урок по теме: «Люблю природу русскую». Вн.чт: Ю.Дмитриев «Рассказы старичка - лесовичка». | 11.10.2019г. | ||
Русские писатели (11 часов +2 часа) | ||||
25. | Произведения А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…». | Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя).Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Описывать героев. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по иллюстрациям. Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | 14.10.2019г. | |
26. | *Поэтическое изображение зимы. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..Крестьянин, торжествуя…».Средства выразительности (эпитет, сравнение). | 16.10.2019г. | ||
27. | А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. Сравнительная характеристика. Наизусть. | 17.10.2019г. | ||
28. | Опрос наизусть А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Вн.чт: Рассказы о животных В.В.Бианки «Красная горка», «Аришка-трусишка». | 18.10.2019г. | ||
29. | А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеры героев сказки (сравнение). | 21.10.2019г. | ||
30. | А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказки. | 23.10.2019г. | ||
31. | Произведения И. А. Крылова. Мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Что такое басня? | 24.10.2019г. | ||
32. | Произведения И. А. Крылова. Мораль в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Наизусть. Вн.чт. Рассказы о животных В.В.Бианки «Аришка-трусишка», «Первая охота». | 25.10.2019г. | ||
2 четверть - 31 час | ||||
33. | *Произведения Л. Н. Толстого. Основатель Азбуки для детей. | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. | 06.11.2019г. | |
34. | Поучительный характер рассказа Л. Н. Толстого «Филипок». | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | 07.11.2019г. | |
Русские писатели (продолжение) | ||||
35. | Поучительный характер рассказа Л. Н. Толстого «Филипок».Сравнительная характеристика.Вн.чт:Рассказы о животных Б.С.Житкова «Про слона», «Мангуста». | Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Читать вслух целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | 08.11.2019г. | |
36. | Характеристика героев произведения Л. Н. Толстого «Котенок», «Правда, всего дороже». | 11.11.2019г. | ||
37. | Проверим и оценим свои достижения.Обобщение по теме: «Русские писатели». | 13.11.2019г. | ||
О братьях наших меньших (8 часов +1 час) | ||||
38. | Прогнозирование содержания раздела. Стихи о животных. А.Шибаев «Кто кем становится?» | Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Пересказывать текст выборочно. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | 14.11.2019г. | |
39. | Стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака».Вн.чт: Рассказы о животных Б.С.Житкова «Про обезьянку», «Как слон спас своего хозяина». | 15.11.2019г. | ||
40. | Стихи о животных. В. Берестов «Кошкин щенок».Картинный план. | 18.11.2019г. | ||
41. | *Рассказы о животных. М.М.Пришвин «Ребята и утята». | 20.11.2019г. | ||
42. | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Картинный план. | Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя).Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Воспринимать текст: определять цель. Читать вслух слова, предложения; плавно, выразительно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Пересказывать текст выборочно. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | 21.11.2019г. | |
43. | Рассказы о животных. Б.С.Житков «Храбрый утёнок».Вн.чт: Сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». | 22.11.2019г. | ||
44. | Рассказы о животных. В.В.Бианки «Музыкант». Делим на части и озаглавливаем. | 25.11.2019г. | ||
45. | Рассказы о животных. В.В.Бианки «Сова». | 27.11.2019г. | ||
46. | Разноцветные страницы. Веселые стихи. Проверяем себя и оцениваем свои достижения. Обобщение по теме: «О братьях наших меньших». | 28.11.2019г. | ||
Из детских журналов (8 часов +1 час) | ||||
47. | Из детских журналов. К истории создания детских журналов.Вн.чт: Сказки В.Г. Сутеева «Мы ищем кляксу», «Раз, два – дружно». | Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Участвоватьв диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя). Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | 29.11.2019г. | |
48. | Д.Хармс «Игра». Картинный план. | 02.12.2019г. | ||
49. | *Д.Хармс. «Вы знаете?». | 04.12.2019г. | ||
50. | Веселые стихи из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». | 05.12.2019г. | ||
51. | Юмор в произведенияхД.Хармса. Необычное в обычном. Д.Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».Вн.чт: Рассказы о природе Н.И.Сладкова «Лиса-плясунья». | 06.12.2019г. | ||
52. | Ю.Д.Владимирова «Чудаки».Сила скрытого юмора. Наизусть. | 09.12.2019г. | ||
53. | Опрс наизусть Ю.Д.Владимирова «Чудаки».А.И.Введенского «Учёный Петя». | 11.12.2019г. | ||
54. | Разноцветные страницы. А.Введенский «Лошадка». | 12.12.2019г. | ||
55. | Проверим и оценим свои достижения. Обобщение по теме: «Из детских журналов».Вн.чт:Рассказы о природе Н.И.Сладкова «Суд над декабрем», «Всему свое время». | 13.12.2019г. | ||
Люблю природу русскую. Зима (8 часов +1 час) | ||||
56. | Образ зимы в поэзии. И.Бунин «Зимним холодом». Средства выразительности. | Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Декламировать стихов. Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Раскрывать последовательность развития сюжета. Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. | 16.12.2019г. | |
57. | *Образ зимы в поэзии. К.Бальмонт «Светло-пушистая…». | 18.12.2019г. | ||
58. | Я.Аким «Утром кот…». Картинный план. | 19.12.2019г. | ||
59. | Стихи русских поэтов о зиме. Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…».Вн.чт: В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы». | 20.12.2019г. | ||
60. | С.А.Есенин «Поёт зима - аукает», «Берёза».Средства выразительности (эпитет). | 23.12.2019г. | ||
61. | Русские народные сказки о зиме. «Два Мороза». | 25.12.2019г. | ||
62. | Новогодние истории. С.Михалков «Новогодняя быль». Картинный план. | 26.12.2019г. | ||
63. | Природа в новогодних стихах. А.Л.Барто «Дело было в январе». Наизусть.Дрожжин «Улицей гуляет».Вн.чт: В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы». | 27.12.2019г. | ||
3 четверть – 40 часов | ||||
64. | Опрос наизустьА.Л.Барто «Дело было в январе».Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. | 09.01.2020г | |
Писатели детям (14 часов +2 часа) | ||||
65. | *Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковского Сказки в стихах «Путаница».Вн.чт: «Дрессированный животные» рассказы В.Дурова «Слон Бэби». | Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, действующих лиц. Воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, описывать героя. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров худ.слова. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Рассказывать–импровизировать на заданную тему. Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Характеризовать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства, отражения мыслей и чувств автора. | 10.01.2020г. | |
66. | Сказки в стихах К. И. Чуковского «Радость». Средства выразительности. | 13.01.2020г. | ||
67. | Литературная сказка К.И.Чуковского «Федорино горе». | 15.01.2020г. | ||
68. | Литературная сказка К.И.Чуковский «Федорино горе». | 16.01.2020г. | ||
69. | Произведения С.Я.Маршака. С.Я.Маршак«Кот и лодыри».Юмор в стихах.Вн.чт: «Дрессированный животные» рассказы В.Дурова «Слон Бэби». | 17.01.2020г. | ||
70. | Стихи С. В. Михалкова о детях и их делах. Страна Фантазии в произведениях С. В.Михалкова, «Мой секрет». | 20.01.2020г. | ||
71. | Воспитательный характер произведений С. В. Михалкова «Сила воли». | 22.01.2020г. | ||
72. | Заботливое отношение человека к животным.С.В.Михалков «Мой щенок». | 23.01.2020г. | ||
73. | Произведения А.Л. Барто о детях. Поэтическая речь в произведенииА.Л.Барто. «Верёвочка». Вн.чт: В.Дуров «Обезьянка Мимус». | 24.01.2020г. | ||
74. | Воспитание чувства сострадания. А.Л.Барто. «Мы не заметили жука», «В школу».Наизусть.Средства выразительности. | 27.01.2020г. | ||
75. | *Опрс наизусть А.Л.Барто «В школу».А.Л.Барто. «Вовка-добрая душа». Юмористические стихи. | 29.01.2020г. | ||
76. | Произведения Н.Н.Носова. Н.Н.Носов «Затейники». | 30.01.2020г. | ||
77. | Смешные и поучительные рассказы Н.Н.Носова «Живая шляпа». Картинный план.Вн.чт: В.Дуров «Обезьянка Мимус». | 31.01.2020г. | ||
78. | Взаимоотношения между детьми. Н.Н.Носов «На горке». | 03.02.2020г. | ||
79. | Смешные и поучительные рассказы Н.Н.Носова «На горке» | 05.02.2020г. | ||
80. | Обобщение по теме. «Писатели–детям». | 06.02.2020г. | ||
Я и мои друзья (11часов +2 часа) | ||||
81. | Стихи и рассказы о детях. Произведения о ребятах и их делах. В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты».Вн.чт: Рассказы о героях Я Тайц «Приказ», А.И.Приставкин «Портрет отца». | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Выразительно читать литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Оценивать поступки героев с опорой на личный опыт. Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять ответ на вопросы выборочным чтением. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (с помощью учителя). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий). Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность. Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. Воспринимать учебный текст, определять цель. Раскрывать последовательность развития сюжета. Определять тему, главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие героя произведения. Описывать героев произведения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). | 07.02.2020г. | |
82. | Стихи современных поэтов о детях. Общение и поступки детей. Э.Мошковская«Я ушёл в свою обиду». | 10.02.2020г. | ||
83. | *Стихи современных поэтов о детях. Общение и поступки детей. В.Лунин «Я и Вовка». | 12.02.2020г. | ||
84. | О дружбе и взаимопомощи. Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Картинный план. | 13.02.2020г. | ||
85. | Рассказы о дружбе. Анализ произведения и составление плана. Н.Булгаков «Анна, не грусти!»Вн.чт: Рассказы о героях «С.П.Алексеев «Брестская крепость», А.В.Митяев «Землянка». | 14.02.2020г. | ||
86. | Воспитание положительных качеств личности. Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 17.02.2020г. | ||
87. | Произведения В.Осеевой. Отношения между детьми и взрослыми. В.Осеева «Волшебное слово». | 19.02.2020г. | ||
88. | Произведения В.Осеевой. В.Осеева «Волшебное слово». Сравнительный анализ текста. | 20.02.2020г. | ||
89. | Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В.Осеева «Хорошее». Вн.чт: Стихи и рассказы о маме. | 21.02.2020г. | ||
90. | Нет лучшего дружка, чем родная матушка. *В.Осеева «Почему?». | 26.02.2020г. | ||
91. | В. Осеева «Почему?» Сравнительный анализ текста. | 27.02.2020г. | ||
92. | Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша», В.Орлов «На печи».Вн.чт: Стихи и рассказы о маме. | 28.02.2020г. | ||
93. | Проверяем и оцениваем свои достижения. Урок-обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 02.03.2020г. | ||
Люблю природу русскую. Весна (12 часов + 2 часа) | ||||
94. | Знакомство с названием раздела. Весна – самое радостное время года. Весенние загадки. | Учить прогнозированию; развивать память, внимание, навык выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Рассказывать–импровизировать на заданную тему. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Декламировать стихи. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью слова в тексте. Плавно читать текст целыми словами с интонационным выделением знаков препинания. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему и главную мысль (с помощью учителя). | 04.03.2020г. | |
95. | Изображение весны в стихах русских поэтов. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Средства выразительности (олицетворение). | 05.03.2020г. | ||
96. | Любовь к природе. Ф.Тютчев «Весенние воды». Средства выразительности (эпитет).Вн.чт: Е.А.Пермяк Рассказы и сказки «Волшебные краски», «Две пословицы». | 06.03.2020г. | ||
97. | Методический срез.Поэтическое изображение весны. А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 11.03.2020г. | ||
98. | Анализ работ и работа над ошибками. А.Блок. «На лугу». Средства выразительности. | 12.03.2020г. | ||
99. | С.Маршак «Снег уже теперь не тот…» Средства выразительности.Вн.чт: Е.А.Пермяк Рассказы и сказки «Четыре брата», «Торопливый ножик».е солнца греет. | 13.03.2020г. | ||
100. | *И.Бунин «Матери». | 16.03.2020г. | ||
101. | Колыбельные песни. А. Плещеев «В бурю». | 18.03.2020г. | ||
102. | Е.Благинина «Посидим в тишине». | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). | 19.03.2020г. | |
103. | Особенности поведения героя и описания их автором в стихотворении Е.Благининой«Посидим в тишине».Вн.чт:Стихиомаме. | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). | 20.03.2020г. | |
4 четверть - 29 часов. | ||||
Люблю природу русскую. Весна (продолжение) | ||||
104. | Э.Мошковская «Я маму мою обидел». | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения. Приобщать детей к миру поэзии: слушание и декламация стихотворений, развитие поэтического слуха. Плавно читать текст целыми словами с интонационным выделением знаков препинания. Приобщать детей к миру поэзии: развитие поэтического слуха. Владеть навыком выразительного чтения. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). | 30.03.2020г. | |
104. | *С. Васильев «Белая берёза». Средства выразительности. | 01.04.2020г. | ||
106. | Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Весна». | 02.04.2020г. | ||
107. | Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Весна».Вн.чт: В.Осеева «Сыновья», «Три товарища», «Синие листья». | 03.04.2020г. | ||
И в шутку и всерьёз (11 часов +1 час) | ||||
108. | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». Средства выразительности. | Приобщать детей к миру поэзии: развитие поэтического слуха. Владеть навыком выразительного чтения. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ). Объяснять выбор автором заглавия произведения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Осмысливать взаимосвязь описываемых в произведении событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, отражать главную авторскую мысль. Читать плавно целыми словами, постепенно увеличивая скорость в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Делить текст на части, озаглавливать. Передавать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Формировать эмоционально-оценочные суждения на примере поступков героев. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Владетьнавыком выразительного чтения. Развитие поэтического слуха. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Антиципировать текст по заголовку. | 06.04.2020г. | |
109. | А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». | 08.04.2020г. | ||
110. | Опрос наизусть по выбору «Песенки Винни - Пуха». Э. Успенский «Чебурашка».Особенности поведения героя и описания их автором. | 09.04.2020г. | ||
111. | Э. Успенский «Чебурашка».Вн.чт: Н.Артюхова «Подружки», «Трусиха». | 10.04.2020г. | ||
112. | Э. Успенским «Если был бы я девчонкой». | 13.04.2020г. | ||
113. | *В.Берестов «Кисточка», «Знакомый», «Путешественники». Средства выразительности. | 15.04.2020г. | ||
114. | В.Берестова «Кисточка», «Знакомый», «Путешественники». Средства выразительности (эпитет, сравнение). | 16.04.2020г. | ||
115. | Стихи Э.Успенского.Вн.чт: Н.Артюхова «Совесть заговорила». | 17.04.2020г. | ||
116. | Стихи И.Токмаковой «Плим», «В чудной стране». | 20.04.2020г. | ||
117. | Г. Остер «Будем знакомы». | 22.04.2020г. | ||
118. | Воспитательный характер произведений В. Драгунского «Тайное становится явным». | 23.04.2020г. | ||
119. | Проверяем себя и оцениваем свои достижения. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».Вн.чт: П.Бажов «Огневушка-Поскакушка». | 24.04.2020г. | ||
Литература зарубежных стран ( 10 часов + 2 часа) | ||||
120. | Литература зарубежных стран. | Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Передавать содержание прочитанного в виде подробного пересказа с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Раскрывать последовательность развития сюжета. Описывать героев. Приобщать детей к миру поэзии. Характеризовать текст. Сравнивать тексты.Понимать содержание произведений, определять тему и главную мысль произведений. Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Воспринимать на слух текст; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Устанавливатьпоследовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Составлять план к прочитанному (с помощью учителя). Раскрывать последовательность развития сюжета. | 27.04.2020г. | |
121. | *Американские и английские народные песенки: «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», Наизусть.«Храбрецы». | 29.04.2020г. | ||
122. | Опрос наизусть Американские и английские народные песенки: «Перчатки». Детский фольклор стран Западной Европы и Америки. «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».Вн.чт: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 30.04.2020г. | ||
123. | Американская и английская народные песенки. Сравнительный анализ. | 06.05.2020г. | ||
124. | Французская и немецкая народные песенки. | 07.05.2020г. | ||
125. | Зарубежные сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».Вн.чт: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Свинопас». | 08.05.2020г. | ||
126. | *Волшебная сказка. Ш.Перро «Кот в сапогах».Характеристика героев и их сравнение. | 13.05.2020г. | ||
127. | Олицетворение добра и зла в сказке. Ш.Перро «Красная шапочка». | 14.05.2020г. | ||
128. | Сказки Г.Х.Андерсена«Принцесса на горошине».Вн.чт: В.Гаршин «Лягушка путешественница». | 15.05.2020г. | ||
129. | О дружбе и друзьях. Эни Хогарт «Мафин и паук». | 18.05.2020г. | ||
130. | Эни Хогарт «Мафин и паук». | 20.05.2020г. | ||
131. | Эни Хогарт «Мафин и паук». | 21.05.2020г. | ||
Повторениеизученного материала- 1 час* | ||||
132. | Повторение и закрепление изученного материала за год.Вн.чт: Список произведений на лето. | Воспринимать на слух текст; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | 22.05.2020г. | |
Итого | 132 часа |
Примечание:24.02.2020г.,09.03.2020г.;04.05.2020г.; 11.05.2020г.- праздничные дни и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 136 часов по программе запланировано 132 часа.
*Тема «Повторение изученного материала» на изучение, которой программой отводится 5 часов, будет изучена за счет уплотнения дидактических единиц за 1 час.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы, 2014 г.
- Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник. 2 класс. Часть 1, 2, 2017г.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс,2016г.
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2016г.
- Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2016г.
Для обучающихся:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение в 2 частях. Москва «Просвещение», 2017г.
- Книга для внеклассного чтения во 2 классе «Родничок». Москва «Стрекоза»
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Тесты по литературному чтению. Москва «Просвещение», 2016г
Перечень цифровых и образовательных ресурсов:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру».- Режим доступа: http://www:vneuroka.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
- http://eor-np.ru/taxonomy/term/95
- http://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/interaktivnyj_test_po_literaturnomu_chteniju_po_razdelu_iz_detskikh_zhurnalov_2_klass/389-1-0-37427
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт "Начальная школа".- Режим доступа: http://www.1-4prosv.ru
- http://www.rus.1september.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
__________Миронычева И. П.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
__________ Лобанова М.И.
29. 08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...