ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по восприятию звука Азбука «Семья Буквы - игрушки»
учебно-методическое пособие по чтению (1 класс)
Данное пособие применяется в практической деятельности при подготовке к обучению чтению детей с умственной отсталостью интеллекта подготовительных классов. В основу пособия положены некоторые принципы артпедагогики. Активное применение на занятиях и приёмов театрализации превращает коррекционную работу для ребёнка в самое для него понятное и приятное занятие - игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_semya_bukvy-igrushki.doc | 108 КБ |
retsenziya_shayahmetovoy_gyuzeli.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Белорецкая коррекционная общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по восприятию звука
Азбука
«Семья Буквы - игрушки»
Автор: учитель начальных классов
Шаяхметова Гюзель Рафагатовна
Цели:
I.
-Помочь в овладении абстрактным понятием звука, в овладении звуковым анализом, в постановке и автоматизации звуков;
-Осуществлять развитие фонематического слуха;
-Устойчивее усвоить звуки и буквы русского языка;
-Облегчить запоминание графического изображения буквы, соотнесение звука и буквы, усвоение понятия слога.
II.
-Развивать творческие способности детей;
-Развивать мыслительные операции;
-Развивать устойчивость зрительной памяти.
III.
-Формировать интерес к обучению.
Данное пособие применяется в практической деятельности при подготовке к обучению чтению детей с умственной отсталостью интеллекта подготовительных классов. В основу пособия положены некоторые принципы артпедагогики. Активное применение на занятиях и приёмов театрализации превращает коррекционную работу для ребёнка в самое для него понятное и приятное занятие - игру.
У детей с отклонениями в развитии имеются недостатки памяти, внимания, восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательных интересов. Именно поэтому большие сложности отмечаются при формировании фонематического восприятия, овладении звуковым анализом и синтезом, коррекции звукопроизношения, что затрудняет подготовку к обучению грамоте и вызывает негативное отношение ребёнка к занятиям. Как облегчить для детей этот процесс?
Наиболее близкое и понятное для ребёнка - игра, сказка, игрушка и Мама. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребёнком легко решаются через игру, игрушку. Игрушка становится передающим звеном взрослого в страну детства.
Как правило, у учеников с интеллектуальной недостаточностью имеются ещё и нарушения речевого развития. Поэтому возникают большие проблемы в овладении звукобуквенным анализом и синтезом слов, усвоении таких абстрактных понятий, как звук, слог. Дети с трудом запоминают графическое изображение буквы, им нелегко запомнить, осознать и передать характеристику звука, а это необходимо при проведении коррекционной работы.
Хотелось сформировать у детей устойчивое желание узнать и полюбить звуки, буквы, слова родного русского языка.
Использование игрушки и наглядных средств во время занятий способствует решению многих сложных ситуаций. Дети видят в игрушке друга, общение с ней доставляет ребёнку радость. Именно это привело к созданию азбуки «Семья Буквы-игрушки», с помощью которой для детей оживают все буквы и звуки русского языка. Очень важно, что ребёнок может не просто посмотреть и запомнить букву, а «подружиться» с ней, поздороваться, улыбнуться, поговорить, рассказать ей стихотворение, текст по картинке.
Азбука «Семья Буквы - игрушки» состоит из 33 игрушек-букв русского языка:
Мама - 10 игрушек - букв красного цвета (гласные)
(А, О,У,Ы,Э,И) (Ё,Я,Ю,Е)
Папа - 21 игрушек синего цвета (согласные);
Бабушка - 2 игрушки белого цвета (Ъ и Ь)
,
Дочка - 10 гласных звуков-колокольчиков красного цвета,
(А, О, У, Ы, Э, И) (Ё, Я, Ю, Е)
Сыночки - 8 согласных звуков-шапочек зеленого цвета (глухой мягкий),
10 согласных звуков-колокольчиков зеленого цвета (звонкий мягкий),
10 согласных звуков-колокольчиков синего цвета (звонкий твердый),
8 согласных звуков-шапочек синего цвета (глухой твердый)
2 внука - ь, ъ
.
На личиках гласных игрушек - букв изображена артикуляция данного звука.
Губки согласных букв закрыты: это означает, что согласные звуки не поются, при их произнесении встречаются преграды.
Игрушки - родители могут быть в виде матрёшки, неваляшки, клоуна. На животе игрушек - родителей кармашек с нарисованной буквой. Буква соответствует
размеру, форме буквы - ребёнка. Каждый звук-колокольчик «поселяется» в кармашке. Это означает, что звук «живёт» в букве.
Азбука оформлена в виде дома с комнатами. В первой комнате, с красными шторками, живут гласные игрушки - звуки и игрушки - буквы. Во второй комнате, с
синими шторками, живут согласные игрушки - звуки и игрушки - буквы. На мансарде – Ь, Ъ.
На первых занятиях необходимо объяснить, что такое звуки, что мы живём в звучащем мире. В дальнейшем надо объяснить, что речь состоит из звуков, они соединяются в слоги, те в слова. Слова-ручейки стекаются в целые предложения. А потом приглашаем детей в сказку, и перед ними появляется красная игрушка - буква - колокольчик. Чтобы узнать имя гостьи, детям предлагается отгадать загадку и определить, на какой звук начинается отгадка, либо попробовать открыть ротик и произнести звук.
Затем вместе с игрушкой - звуком - ребёнок называет картинки на данный звук. Может выделить его из главного ряда других игрушек - колокольчиков. Все действия обыгрываются с игрушкой, которую ребёнок держит в руках, а не только созерцает картинки.
Интересный игровой элемент применяется при нахождении «Мамы» для игрушки - звука - буквы. Можно подносить игрушку - звук к разным мамам игрушкам - буквам, но по форме буквы и звуки не совпадают. Как только мы подходим к нужной букве-игрушке, игрушка-звук без всяких усилий там помещается. С этого момента начинается знакомство с буквой. Можно улыбнуться букве, поздороваться с ней. Далее происходит рассмотрение её формы. В заключении игрушка - буква следит, как дети напишут её в тетради.
Используя данную азбуку можно обыграть:
Второй игровой момент- найди комнату в которой живёт буква, ориентируясь по цвету буквы и шторок.
Третий игровой элемент для согласных букв - найди брата (твёрдый – мягкий, глухой - звонкий).
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на дидактическое пособие по восприятию звука
учителя начальных классов
ГБОУ Белорецкая коррекционная общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Шаяхметовой Гюзели Рафагатовны
Азбука «Семья Буквы - игрушки»
Разработанное автором пособие обогащает предметно-развивающую среду учебно-образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяя и детям, имеющим трудности в обучении, и взрослым избирательно организовывать занятость с учётом не только их возраста, программных достижений и нозологических особенностей, - но и учитывать их приоритетную сферу, групповые и семейные интересы, возможные проявления дидактического негативизма. Особенно существенно такое разнообразие специального педагогического инструментария в системе адресного сопровождения детей с аутистическими расстройствами поведения и иными нарушениями коммуникативной сферы.
Вместе с тем учитель предлагает в данном дидактическом подходе активизировать сенсорное восприятие, психомоторный компонент занятости детей посредством специально разработанного комплекта игрушек: с одной стороны, тактильный ощущения и включённость моторного праксиса разгружает возможные очаги напряжения неврологического, психоэмоционального характера, с другой – звуковые и буквенные символы подкрепляются в новой интригующей игровой форме.
Педагог учитывает имеющуюся предметно-практическую базу коррекционно-образовательного пространства современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно расширяя её потенциал своим авторским пособием. Предлагаемые ею приёмы и материалы могут быть рекомендованы для внеурочной работы в семье, в досуговой поддержке и самостоятельной занятости детей с интеллектуальной недостаточностью.
Вместе с тем данное пособие вполне применимо в работе с другими категориями детей с учётом текущих образовательных потребностей, интересов и доступного им уровня самостоятельности.
Учитель-дефектолог ФГКУ РПМПК
Белорецкая Зональная ПМПК
Рыбакова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия
В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...
Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление
В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...
Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношений
Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношенийу детей с ЗПР...
Использование дидактических игр в работе по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
методический материал для учителей-дефектологов...
Дидактический материал к уроку "Гласные буквы Е, е"
Дидактический материал к уроку "Гласные буквы Е, е" создан для учащихся 1 класса УМК "Школа России". В работе использован технологический приём "Экран". Да...
Уточнение зрительного восприятия графического изображения букв
В материале приведены задания, направленные на развитие зрительного, тактильного, двигательного анализаторов учащихся при изучении алфавита в период обучения грамоте,...
Дидактические игры по развитию зрительного восприятия и узнавания букв
Содержит материал по развитию зрительного восприятия и узнавания букв...