Устное народное творчество
план-конспект урока по чтению

Овчинникова Надежда Сергеевна

Устное  народное  творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Устное  народное  творчество. ( 3 класс)

Тип урока: обобщающий урок

Цель урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”;воспитывать любовь к  книге, внимательное  отношение друг к другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ:
                                                                                                                                      Регулятивные УУД: формировать учебную задачу, принимать ее , сохранять   на протяжении всего урока.

                                                                                                                            Познавательные УУД: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.

                                                                                                                                        Коммуникативные УУД: строить рассуждение  и доказательство  своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные УУД: Ценить и уважать писателей и поэтов, собирать о них информацию.

Ресурсы: Учебник 3-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого;  презентация.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

   Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки,  ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

 

Ученики проверяют готовность к уроку.

2 .Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Как назывался изученный вами раздел?

- Народное искусство слова - это песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины.

Конкурс 1.”Кроссворд”

 Разгадайте кроссворд на с.51 учебника и узнаете ,как еще называют народное творчество.

Условие:  каждый учащийся работает со своим учебником, задание должны выполнить все.

Ответы: 1.Афрон. 2.Козленочек. 3.Аленушка . 4. Конь. 5.Уздечка. 6.Елена. 7.Золотые. 8. Перстень)

Народное  творчество еще называют словом “Фольклор

Что такое  “Фольклор”?

-это народное творчество чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, создаваемые народом поэзия (песничастушкианекдоты

сказки), песнитеатр (драмытеатр кукол), танец.

    -Замечательно! Сегодня мы  продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

- Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку. Попробуем, ребята?

Конкурс 2.”Виды фольклора”

- Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. (Дети берут лепестки и вешают их на доску)

Частушки- это 4-х строчная припевка, исполняющаяся в быстром темпе.

Потешка – это небольшие песенки для детей.

Прибаутка – это короткие смешные рассказы для детей(они напоминают сказки в стихах.)

Поговорка -  отражающие явление жизни.

Былина – это сказ о богатырях.

Легенда – это предание о историческом событии.

Загадка – это один предмет выражается под средством другого.

Конкурс 3.”Закончи пословицу”

Ребят, а что такое “Пословица”?

- Я буду читать по очереди каждому ряду начало  пословицы, а вы должны ее закончить.

Расшифруйте каждую пословицу;(Как вы понимаете?)

  • Труд человека кормит, а …(лень портит).
  • Раз соврал – навек…(лгуном стал).
  • Кто других не любит,…(сам  себя губит).
  • Кончил дело -…(гуляй смело).
  • Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).
  • Была бы охота-…(будет ладиться работа)

Физминутка: Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

Конкурс 4 .” Узнай героя и его сказку”(Назовите героя,  название сказки и автора) 

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
Скок- поскок – 
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть успел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный… (
Горбунок). «Сказка о коньке-горбунке» П. Ершов.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется…
(«Три поросенка»).Английская сказка (Сергей Михалков.)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…( «
По щучьему велению»).Русская народная сказка
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна - …(
лягушка).Народная
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…( «
Маша и медведь»).
«Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец все выпел до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!»-
Плачет… (
сестрица Аленушка).

Конкурс 5. “Что такое сказка?”

Ребят, как вы думаете, что такое сказка?

- Составьте полное определение сказки. В этом вам  помогут опорные слова: это произведение ; изображается чудесно, необычное; раньше передавалось из уст в уста.

- Подумайте, не надо ли включить еще что –то в это определение. (Сказка-это произведение , в котором изображается чудесное, необычное. Раньше  передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.)

А что  такое зачин? (это начало или введение с которого начинается фольклорное произведение )

Концовка?( заключительный компонент литературного произведения или его части.)

(После выслушивания ответов дается следующее задание в этом конкурсе.)

6)- Определить зачины и концовки сказки.

  • “За тридевять земель, в тридесятом государстве…”.
  • “Жили – были…”.
  • “Стали они жить-поживать и добра наживать…”
  • “Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в  рот не  попало..”

7.Загадки(презентация).Придумайте свою загадку к любой отгадки.

8)Прочитайте скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Прочитайте в быстром темпе?

Прочитайте с  увеличением cила голоса?

 Ехал  Грека через реку.

Видит  Грека: в реке -  рак.

Сунул  Грека руку в реку,

Рак  за руку  Греку – цап!

Дети отвечают на вопросы учителя.

Получают за правильный ответы жетоны.

Рассказывают о “фольклоре”

Дети перечисляют:  (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)

Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей.

3.Итог урока

C каким новым понятием мы сегодня познакомились?

Кто напомнит, что это такое?

-Вам понравился урок?

Фольклор

Подводят итог  урока.