И.А.Бунин “ Листопад”
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
Тема урока: И.А.Бунин “ Листопад” (4 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с великим поэтом И.А.Буниным и с его стихотворением “Листопад”; научить чувствовать поэтический мир; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитать любовь к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с стихотворением; развитие самооценки.
Познавательные УУД: развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; объяснять интересные выражения, научиться выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
Личностные УУД: проявление познавательной активности в области поэзии.
Ресурсы: Учебник 4-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого; презентация, портрет, аудиозапись.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Орг. момент | Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!
| Ученики проверяют готовность к уроку. |
2 .Речевая разминка. (скороговорка) 3.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Новая тема. Проверка первичного восприятия Анализ произведения. Итог урока. Домашние задание. | Итак, для начало проведем с вами речевую разминку. Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. (с начало читаю сама; -Ребят прочитайте про себя следя за указкой; - О ком эта скороговорка? - Что он делает? - Как? -прочитайте в пол голоса. -прочитайте громко. -прочитайте шепотом. - Какой звук чаще всего повторяется? - прочитайте с выделением звука “Щ” -прочитайте с выделением звука “Ч” - прочитайте в быстром темпе (3 человека.) -Вам было задано домашние задание, выразительное чтение стихотворения Некрасова “В зимние сумерки..”(5 человек) Словесно оценить (критерии: передача настроения, выразительность, чёткость, безошибочность.) - Ребята, отгадайте загадку , и узнайте о чём мы будем говорить. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. - В какое время года всё это происходит? ( Осень) – Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью). -Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» . -Портрет И.А. Бунина. -Я вам расскажу немного о биографии Бунина. -Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, в семь – восемь лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. -Что вы узнали об Иване Алексеевиче? -Каким себе его представили? –Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно аудиозапись , и закройте глаза , постарайтесь представить, то о чем нам хотел сказать поэт. - Понравилось ли вам стихотворение?(Чем?) -Что вы представили? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? -Самостоятельно прочитайте произведение про себя. - Карандашом выделите слова которые вам не понятны. Итак: -Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный). - Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый), багряный (красный). -Как вы понимаете слово замирает? (Застыла) Чтение текста по частям, аналитическая беседа. -Найдите и прочитайте описание леса - Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота) -Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой) - Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу) - Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков) - Что Бунину напоминает оконца? (деревья стоят плотно друг к другу) - А почему оконца, а не окна? (маленькие, ласкательное значение) - Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью) – Почему слово Осень написано с большой буквы?(как имя) – Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение) – С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной) - Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади) - Прочтите следующую часть. - Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором) - А что там? (паутина) -С чем сравнивается паутина? - А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета) -Кто есть во дворе на поляне? (мотылек) - Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? -А как понять слова «мертвое молчанье»? - Прочтите заключение. -Почему автор начинает и заканчивает стихотворение теми же словами? - Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале. -Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень» Слайды 3,4,5. -Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали. -Что изображено на картине? -Какие краски использует художник? -Какая картина больше понравилась? Почему? -Работа над выразительностью. – Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь. - Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком) - Потренируйтесь читать выразительно. -Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу. (Спросить у учащихся получилось ли ему прочитать выразительно? если нет(почему?) Физминутка: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем и кружимся потом. - Понравилось вам стихотворение? - Какую иллюстрацию вы бы нарисовали? -Выразительное чтение. | Читают скороговорку. -Часовщик -Чинит часики. -Прищурив глаз. -“Щ” -“Ч” -Выразительное чтение. (Осень) (пестрота красок, красота) (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой) -(деревья стоят плотно друг к другу) -(деревья стоят плотно друг к другу) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок И.А. Бунин "Листопад".
Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...
Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"
Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...
И. А. Бунин. "Листопад"
Конспект урока по литературе в 4 классе....
Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....
И.А.Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.А.Бунин. Листопад"...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"
Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...
Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"
Конспект урока составлен для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...