Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Антонова Светлана Алексеевна

Басня. Знакомство с новым литературным жанром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Басня. Знакомство с новым литературным жанром.

Ход урока

1.Орг.момент.

- Как нужно работать, чтобы урок был успешным?

Будем работать активно, с интересом и с удовольствием.

2.Актуализация знаний.  

– Какой раздел мы проходим? («Мы-друзья») Что вы прочитали в этом разделе: рассказы, стихи, сказки, пословицы? Приведите примеры?

– Какое домашнее задание было вам предложено? (Написать сочинение «Мой друг») Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения? (авторы)

-Что мы делаем с вашими произведениями? (Они хранятся недолго в школе.)

 -Но порой человеку удается создать такое, над чем не властно время. Знаете ли вы таких людей?

3. Вовлечение в изучение новой темы.

- Сегодня я предлагаю познакомиться с таким человеком и его произведением.

В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С одним из них я вас и познакомлю.

Эзоп «Кузнечик и Муравьи»

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Кузнечик просил у них корму. Муравьи спросили его: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда – я пел». Они же, рассмеявшись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой пляши!»

-Кто герои этого произведения? О чем просил муравьев Кузнечик? Почему они рассмеялись?

4. Знакомство с новым литературным жанром.

– К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? Это рассказ, сказка, пословица.

- Итак, пора познакомиться с новым термином. Тогда вы сможете назвать тему нашего урока. Откройте учебники на стр 134 и прочитайте объяснение профессора Самоварова. (Дети читают определение басни про себя.) Да, мы приоткроем двери в новый литературный жанр- «басню».

– Попробуйте теперь своими словами сказать, что же такое басня.  Небольшой рассказ с поучением называется басней. – Какие произведения создавал Эзоп? ( Эзоп  создавал  басни.) 

– Спустя много веков некоторые басни Эзопа по-своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. И. А. Крылов написал 205 басен,  которые сделали его имя бессмертным. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленький Ваня потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой.

- Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА. Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ. Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

5.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей») 

- Как они  выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат  в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок)

- Какими эти персонажи могли быть в басне?

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? – о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Давайте проверим наши предсказания и послушаем текст басни.

а) Первичное восприятие текста Чтение басни учителем.

б) Формулирование проблемы.

-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (Муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и  симпатии автора на стороне стрекозы?

-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

    6.Этап открытия нового знания:

Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?

 Чтобы найти мораль басни, а также лучше понять героев басни и уточнить смысл непонятных слов и выражений, нам придется провести небольшое исследование.

 Исследование будем проводить, работая в группах. 

Физминутка.

1 часть работы: Деление детей на 6 групп  и повторение правил групповой работы.

Вспомним правила работы в группе:

                   Работай дружно.

Спокойно высказывай своё мнение.

Уважай мнение другого.

             Терпеливо выслушивай мысли других.

              Вместе находи правильное решение.

              Капитан определяет выступающего.

2 часть работы:  самостоятельная работа в группах.

Группа получает лист для записи ответов на вопросы. (Приложение)

7. Применение нового знания.

а) Выступление представителя каждой группы.

Уточнение смысла непонятных слов и выражений.

Характеристика героев.

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

- Какова мораль басни? -Нужно не только веселиться, но и работать.

б) Беседа – анализ текста.

- Кто из героев басни вам понравился и почему?

- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
-  Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
-  Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)

-Почему автор несправедливо обидел Стрекозу? Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне). Обратите внимание, что слова  Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы, потому что под этими насекомыми автор подразумевает людей. 

в) Продолжение басни.

Сочувствуете ли вы Стрекозе? Ведь мы с вами тоже совершаем ошибки.

-А давайте, придумаем продолжение. Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна. Что произошло дальше? У меня два варианта ответа на этот вопрос. Выберите тот, который вам ближе. Обоснуйте свой выбор.

  1. Снова праздник весны в природе.
    Стрекоза опять в хороводе.
    Как и раньше, пляшет, поёт,
    Муравья совет на ум не берёт.
  2. Снова праздник весны в природе.
    Стрекоза не кружит в хороводе.
    Новый дом себе строит она,    
    Помня мудрый совет Муравья.

Учащиеся выбирают вариант из предложенных, обосновывают свой выбор.

– Я не буду принимать ни ту, ни другую точку зрения. Ведь каждый имеет право на своё мнение. А мы постепенно приблизились к завершению нашей работы.

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

  1. Рефлексия. Итог урока.

 а) Вывод по проблеме:

  1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  2. Какие же недостатки людей осудил Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  4. Что такое басня?
  5. Чему они учат?

б) Оценивание работы на уроке.

  - Кто доволен своей работой,  встаньте.

- А кто не доволен,  останьтесь сидеть.

в) Домашнее задание.  Выразительное чтение басни по ролям.

Спасибо за урок!

Приложение

1. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания:

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

                          Забыла обо всем.

                          Не хочется думать.

                         Неожиданно наступила зима.

                         Быстро прошло.

                         В поле стоит мёртвая тишина.

                         Тоскует.

                          В мягкой траве у нас.

2. Заполните таблицу

Муравей

Стрекоза

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый, резвый, мудрый.

3. Какова главная мысль (МОРАЛЬ) этой басни?  Выпиши предложение из текста.

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...

Презентация исследования "В мире насекомых. Муравьи"

Исследование ученицы 4 класса по теме "Мир шестиногих существ. Муравьи", изучение стадий размножения муравьёв....

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

Экологическая операция "Муравей"

Экологическая операция «Муравей»Форма проведения:«экологическая разведка»Получив письмо от муравья-статистика, юные натуралисты выполняют задания. В ходе экологической разведки ребята расши...

АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:·       урок, обучающий читательской деятельности,·...

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....