Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Басня. Знакомство с новым литературным жанром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Басня. Знакомство с новым литературным жанром.
Ход урока
1.Орг.момент.
- Как нужно работать, чтобы урок был успешным?
Будем работать активно, с интересом и с удовольствием.
2.Актуализация знаний.
– Какой раздел мы проходим? («Мы-друзья») Что вы прочитали в этом разделе: рассказы, стихи, сказки, пословицы? Приведите примеры?
– Какое домашнее задание было вам предложено? (Написать сочинение «Мой друг») Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения? (авторы)
-Что мы делаем с вашими произведениями? (Они хранятся недолго в школе.)
-Но порой человеку удается создать такое, над чем не властно время. Знаете ли вы таких людей?
3. Вовлечение в изучение новой темы.
- Сегодня я предлагаю познакомиться с таким человеком и его произведением.
В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С одним из них я вас и познакомлю.
Эзоп «Кузнечик и Муравьи»
Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Кузнечик просил у них корму. Муравьи спросили его: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда – я пел». Они же, рассмеявшись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой пляши!»
-Кто герои этого произведения? О чем просил муравьев Кузнечик? Почему они рассмеялись?
4. Знакомство с новым литературным жанром.
– К какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа? Это рассказ, сказка, пословица.
- Итак, пора познакомиться с новым термином. Тогда вы сможете назвать тему нашего урока. Откройте учебники на стр 134 и прочитайте объяснение профессора Самоварова. (Дети читают определение басни про себя.) Да, мы приоткроем двери в новый литературный жанр- «басню».
– Попробуйте теперь своими словами сказать, что же такое басня. Небольшой рассказ с поучением называется басней. – Какие произведения создавал Эзоп? ( Эзоп создавал басни.)
– Спустя много веков некоторые басни Эзопа по-своему пересказал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. И. А. Крылов написал 205 басен, которые сделали его имя бессмертным. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленький Ваня потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой.
- Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.
СТРЕКОЗА. Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ. Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
5.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
- Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
- Где можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок)
- Какими эти персонажи могли быть в басне?
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? – о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
- о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и послушаем текст басни.
а) Первичное восприятие текста Чтение басни учителем.
б) Формулирование проблемы.
-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (Муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы?
-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
6.Этап открытия нового знания:
Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?
Чтобы найти мораль басни, а также лучше понять героев басни и уточнить смысл непонятных слов и выражений, нам придется провести небольшое исследование.
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.
1 часть работы: Деление детей на 6 групп и повторение правил групповой работы.
Вспомним правила работы в группе:
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Капитан определяет выступающего.
2 часть работы: самостоятельная работа в группах.
Группа получает лист для записи ответов на вопросы. (Приложение)
7. Применение нового знания.
а) Выступление представителя каждой группы.
Уточнение смысла непонятных слов и выражений.
Характеристика героев.
Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
- Какова мораль басни? -Нужно не только веселиться, но и работать.
б) Беседа – анализ текста.
- Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
-Почему автор несправедливо обидел Стрекозу? Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне). Обратите внимание, что слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы, потому что под этими насекомыми автор подразумевает людей.
в) Продолжение басни.
Сочувствуете ли вы Стрекозе? Ведь мы с вами тоже совершаем ошибки.
-А давайте, придумаем продолжение. Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна. Что произошло дальше? У меня два варианта ответа на этот вопрос. Выберите тот, который вам ближе. Обоснуйте свой выбор.
- Снова праздник весны в природе.
Стрекоза опять в хороводе.
Как и раньше, пляшет, поёт,
Муравья совет на ум не берёт. - Снова праздник весны в природе.
Стрекоза не кружит в хороводе.
Новый дом себе строит она,
Помня мудрый совет Муравья.
Учащиеся выбирают вариант из предложенных, обосновывают свой выбор.
– Я не буду принимать ни ту, ни другую точку зрения. Ведь каждый имеет право на своё мнение. А мы постепенно приблизились к завершению нашей работы.
Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Рефлексия. Итог урока.
а) Вывод по проблеме:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же недостатки людей осудил Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Что такое басня?
- Чему они учат?
б) Оценивание работы на уроке.
- Кто доволен своей работой, встаньте.
- А кто не доволен, останьтесь сидеть.
в) Домашнее задание. Выразительное чтение басни по ролям.
Спасибо за урок!
Приложение
1. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания:
Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. | Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. |
2. Заполните таблицу
Муравей | Стрекоза |
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый, резвый, мудрый.
3. Какова главная мысль (МОРАЛЬ) этой басни? Выпиши предложение из текста.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия
Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...
Презентация исследования "В мире насекомых. Муравьи"
Исследование ученицы 4 класса по теме "Мир шестиногих существ. Муравьи", изучение стадий размножения муравьёв....
Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"
Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....
Экологическая операция "Муравей"
Экологическая операция «Муравей»Форма проведения:«экологическая разведка»Получив письмо от муравья-статистика, юные натуралисты выполняют задания. В ходе экологической разведки ребята расши...
АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:· урок, обучающий читательской деятельности,·...
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....